Понятие о сигнальных системах.
Специфической особенностью ВНД человека является наличие у него, в отличие от животных, двух систем сигнальных раздражителей: первая – как и у животных, состоит из факторов внешней и внутренней среды организма, а вторая - из слов, обозначающих воздействие этих факторов. Слово. По И.П.Павлову, - «сигнал сигналов». Следовательно, человек не только ощущает факторы среды, но и производит с участием коры их анализ и синтез. При этом он может использовать не только ощущения и впечатления, но и просто слова, т.е. создаются возможности для абстрактного мышления. Без непосредственного контакта с окружающей средой за счет второй сигнальной системы человек может заранее выработать линию поведения в новой, никогда не виданной им обстановке (например, при подготовке к путешествию в другую страну). Совершенство приспособительной реакции с помощью второй сигнальной системы (т.е. слов) будет зависеть от того, насколько точно и полно отражен окружающий мир в коре головного мозга. Поэтому важна проверка правильности наших представлений о действительности на практике, т.е. при непосредственном взаимодействии с окружающим миром. Однако человек не рождается со второй сигнальной системой. Она формируется в процессе общения с людьми (Маугли и его дети не имели второй сигнальной системы). С 6 месяцев после рождения ребенок начинает понимать речь, реагирует на знакомые предметы и лица. С 8 месяцев он начинает произносить односложные слова, а к 1 году имеет в запасе до 8 -10 слов. К двум годам словарный запас достигает 250 – 300 слов. Мышление у ребенка сначала конкретно-предметное, а затем с 5 – 6 лет начинает развиваться абстрактное мышление.
Сознание, его структура.
Процесс сознания представляет собой сложный многоэтапный психофизиологический феномен восприятия, переработки и создания новой информации. Структура сознания имеет несколько элементов: 1)опознание (т.е. распознавание образа, построение нервной модели образа);2)формирование эталона нервной модели образа;3)хранение (память) эталона нервной модели образа;4)творчество – формирование нового знания посредством связи данной информации с имеющейся в памяти нервной моделью похожего образа.
Сознание человека – способность отделять себя от других людей и окружающей среды («я» и «не я»). Сознание базируется на общении между людьми, развивается по мере приобретения опыта и связано с речью (языком). У человека различают 3 уровня сознания:
1.подсознание - неосознанные навыки и формы поведения; 2.сознание – знания, передаваемые другим людям; 3.сверхсознание – творческая активность, интуиция.
Все реакции на уровне подсознания носят автоматизированный характер. Биологическая роль подсознания – обеспечить оптимальное функционирование внутренних органов. Пока человек здоров, в его сознании нет ощущений о состоянии внутренних органов. Он начинает их ощущать, воспринимать, осознавать, когда развивается болезнь. Поэтому сознание является результатом нейрофизиологических процессов, происходящих в различных областях мозга – кора, таламус, лимбическая система, ретикулярная формация ствола мозга.
Мышление, виды.
Мышление – высшая ступень человеческого познания. Это – процесс отражения в мозге окружающего реального мира. Мышление развивается при условиях непрерывного пополнения запаса понятий, представлений, умозаключений. В основе мышления различают 2 процесса:
1) превращение мысли в речь – письменную или устную;
2) извлечение мысли или сути из определенной формы сообщения.
Мысль – это форма абстрагированного обобщенного отражения действительности. Мысль - это элемент ВНД и представляет собой результат общественно-исторического развития человека и его способность к языковой переработке информации.
Высшая форма мышления – это творчество с образованием все новых понятий. В течение жизни человек непрерывно пополняет содержание формирующихся у него понятий путем расширения запаса слов и словосочетаний. Этому способствует любой процесс обучения – лекция или практическое занятие.
Уже на втором году жизни у ребенка можно наблюдать соединение слов в смысловые фразы. Глубина мыслительной деятельности определяет умственные способности человека и составляет основу его интеллекта. В становлении интеллекта можно выделить следующие этапы (стадии):
1. К началу 2-го года жизни слово у ребенка замещает чувственное восприятие определенного предмета или явления, т.е. слово выступает в качестве условного знака (машина – это та машина, которая есть у него, а не в витрине магазина или у другого мальчика).
2. К концу 2-го года жизни – когда слово объединяет однородные предметы (все машины вокруг).
3. В 3 года ребенок умеет обобщать словом несколько видов предметов (машина – это игрушка, брюки – это одежда).
4. В 5 лет ребенок словом может обозначать все интегрирующие слова предыдущих этапов (машины, книги, одежда, - вещи).
5. В возрасте 7-11 лет развивается способность логически рассуждать с использованием конкретных понятий, формируется внутренняя речь.
6. В 11-14 лет – формируются абстрактные понятия, рассуждения и умозаключения.
7. В возрасте 15-17 лет завершается формирование физиологических механизмов мыслительной деятельности. Для определения уровня человеческого интеллекта, как общего свойства ума, талантов используют показатель IQ – коэффициент умственного развития - на основе результатов психологического тестирования (Intelletkt quantity – количество интеллекта).