Перечень основной и дополнительной литературы

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

по дисциплине «Психофизиология»

1. Психофизиология и ее взаимосвязь с другими дисциплинами.

2. Современные варианты решения психофизиологической проблемы.

3. Функциональная система как физиологическая основа поведения.

4. Общая характеристика электрофизиологических методов.

5. Методы психофизиологических исследований: регистрация импульсной активности нервных клеток.

6. Методы психофизиологических исследований: электро- и магнитоэнцефалография.

7. Методы психофизиологических исследований: позитронно-эмиссионная томография мозга.

8. Методы психофизиологических исследований: электроокулография.

9. Методы психофизиологических исследований: электромиография.

10. Методы психофизиологических исследований: электрическая активность кожи.

11. Методы психофизиологических исследований: регистрация импульсной активности нервных клеток.

12. Методы психофизиологических исследований: ядерная магнитная резонансная интроскопия.

13. Методы исследования сенсорных систем.

14. Методы психофизиологических исследований: вызванные потенциалы головного мозга.

15. Виды памяти и ее временная организация.

16. Теории физиологических основ памяти .

17. Теории происхождения и функционального значения эмоций.

18. Информационная и дифференциальная теории эмоций.

19. Проблема внимания в психофизиологии.

20. Проблема сознания в психофизиологии.

21. Функциональные состояния и их регуляция.

22. Психофизиологические функциональные состояния.

23. Влияние эргономики и технической эстетики на состояние персонала.

24. Современные представления о соотношении психического и физиологического.

25. Реакции на стресс и борьба с ним.

26. Биологическая и аппаратная обратная связь в регуляции функциональных состояний.

27. Психофизиология бессознательного.

28. Процесс научения и новые тенденции педагогической психофизиологии.

29. Исследования поведения и индивидуальности человека.

30. Факторы, влияющие на профессиональную деятельность персонала.

31. Сон и сновидения, функциональное значение сна.

32. Психические свойства личности и их влияние на ее профессиональное становление.

33. Психофизиологический анализ профессиональной деятельности.

34. Психофизиологические аспекты профориентации, профотбора и профессиональной пригодности.

35. Психофизиологическая адаптация персонала.

36. Психофизиологические компоненты работоспособности.

37. Психофизиология алкоголизма и наркомании.

38. Возрастные особенности профессионального становления.

39. Основы профессиографии.

40. Измерение и анализ физиологических и психологических рабочих нагрузок персонала.

41. Профессиональное развитие личности: профессионализм, компетентность и квалификация.

42. Регрессивное развитие личности: кризисы, деформации и стагнация.

43. Критерии успешности профессиональной деятельности.

44. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности и механизмы его становления.

45. Профессиональная деятельность человека в экстремальных условиях.

46. Акмеологические проблемы профессионализма.

47. Механизмы мотивации и новые тенденции социальной психофизиологии.

48. Экологическая психофизиология.

Контрольные вопросы для подготовки к зачету

По психофизиологии

1. Предмет, задачи, история развития психофизиологии. Связи с другими науками.

2. Психофизиологическая проблема.

3. Электрофизиологические методы в психофизиологических исследованиях (КГР, ЭКГ, РЭГ и др.).

4. Электроэнцефалограмма.

5. Методы регистрации вегетативных показателей, их значение для психофизиологических исследований.

6. Методы изучения структуры мозга.

7. Современные методы изучения мозга.

8. Анатомическая и функциональная организация головного мозга.

9. Понятие о функциональном состоянии. Виды функциональных состояний.

10. Понятие об активирующих системах мозга.

11. Строение и функции ретикулярной формации.

12. Строение и функции лимбической системы.

13. Бодрствование.

14. Сон, его значение. Теории сна.

15. Электрофизиологические, мышечные и вегетативные корреляты сна.

16. Сновидения, их происхождение, значение. Индивидуальные особенности.

17. Нейрофизиология и нейрохимия сна.

18. Нарушения сна.

19. Эмоции, их значение. Виды эмоциональных состояний.

20. Нейроанатомия и нейрохимия эмоций.

21. Вегетативные, двигательные и электрофизиологические корреляты эмоциональных состояний.

22. Теории эмоций

23. Память, ее значение. Нарушения памяти. Развитие памяти в онтогенезе.

24. Классификации видов памяти.

25. Механизмы памяти.

26. Структуры мозга, участвующие в механизмах памяти, нейрохимия памяти.

27. Восприятие. Этапы процесса восприятия.

28. Теории восприятия.

29. Механизмы кодирования в ЦНС.

30. Методы изучения восприятия.

31. Структуры мозга, участвующие в процессах восприятия.

32. Внимание, его значение, виды. Развитие внимания в онтогенезе.

33. Механизмы непроизвольного внимания.

34. Механизмы произвольного внимания.

35. Структуры мозга, участвующие в механизмах внимания.

36. Движение, его значение. Классификация движений.

37. Структуры мозга, участвующие в обеспечении движений.

38. Организация локомоции.

39. Организация ориентировочных и позных движений.

40. Организация произвольного двигательного акта.

41. Понятие «схема тела», ее роль в организации и регуляции движения.

42. Психофизиология сознания. Теории сознания.

43. Структуры мозга, участвующие в обеспечении сознания.

44. Психофизиология речи, ее значение. Развитие речи в онтогенезе.

45. Классификации видов речи.

46. Артикуляция и фонация.

47. Значение и организация невербальных форм коммуникации (мимика, жест, поза).

48. Структуры мозга, участвующие в речевых процессах.

49. Речь и межполушарная асимметрия.

50. Психофизиология мышления.

51. Организация процесса мышления и структуры мозга, участвующие в процессах мышления.

52. Мышление и межполушарная асимметрия.

53. Биологическое созревание и развитие психики. Критерии созревания.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2012. – 368 с. (Электронное издание ЭБС biblioclub.ru).

2. Основы психофизиологии / Под ред. Александрова Ю.И. Учебник, СПб., 2001.

Дополнительная литература

1. Безденежных Б.Н. Психофизиология: Учебно-методический комплекс. – М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 207 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru.

2. Хрусталькова Н.А. Возрастная физиологии и психофизиология: Учебно-методическое пособие. – Пенза, Издательство: ПензГТУ (Пензенский государственный технологический университет), 2011. - 176 с. (Электронное издание ЭБС «Лань»).

3. Хрусталькова Н.А. Практикум по возрастной физиологии и психофизиологии. – Пенза, Издательство: ПензГТУ (Пензенский государственный технологический университет), 2011. - 175 с. (Электронное издание ЭБС «Лань»).

Перечень ресурсов сети «Интернет»

1. Лапшина Т. Н. Биологическая обратная связь как психофизиологическое воплощение позитивной психотерапии. http://tatila.indeep.ru/text/neuro/bos.htm.

2. Физиология и психология стресса. http://no-stress.ru/

3. Мозговая основа субъективных переживаний: схема Иваницкого А.М. http://www.aha.ru/~geivanit/SUBJ.html.

4. Физиология и психология страха. http://www.sportmedicine.ru/phisio_fear.php

5. Ильин Д.П. Дифференциальная психофизиология http://fictionbook.ru/author/evgeniyi_pavlovich_ilin/psihologiya_individualniyh_razlichiyi/read_online.html?page=0.

6. Марютина Т.М. Психофизиология. http://www.ido.edu.ru/psychology/psychophysiology/.

7. Александров Ю.А. Системная психофизиология. http://univertv.ru/video/psihologiya/psihofiziologiya/kurs_psihofizicheskaya_problema/?mark=all

8. Анохин К.В. Коды мозга. http://univertv.ru/video/psihologiya/psihofiziologiya/kody_mozga/?mark=all.

Наши рекомендации