Цели и задачи освоения учебной дисциплины
ЛОГИКА
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
____________Н.А. Мамаев
«____»_____________2011г.
Учебно-методический комплекс
____________________________ЛОГИКА________________________________
(указывается название дисциплины)
Направление подготовки (специальность)
_______________________Экономика_080100.62______________________
Профиль подготовки (специализация)
Экономика предприятий и организаций
Налоги и налогообложение
Финансы и кредит
Коммерция
Присваиваемая квалификация (академическая степень)
_____________________________бакалавр_______________________________
(указывается в соответствии с ФГОС ВПО)
Форма обучения
______________очная_______________
(очная, заочная и др.)
Челябинск 2011 г.
Содержание
1. Программа учебной дисциплины.…………………………………...…… | |
1.1. Вводная часть ……………………………………………………..…… | |
1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины ……………….... | |
1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата .... | |
1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ………………………...….……………… | |
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины….…………...……… | |
1.3. Рабочая учебная программа …………………………………...……… | |
1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля ……………………….………………………… | |
1.3.2. Лекции …………………………………………………..……….. | |
1.3.3. Практические занятия/семинары……………………………...… | |
1.3.4. Самостоятельная работа студентов …………………...………... | |
1.4. Список литературы ……………………………………………..…….. | |
1.5. Электронная коллекция ……………………………………..………... | |
2. Методические рекомендации преподавателю.……………………..…… | |
3. Методические рекомендации студенту ………………………..……….. | |
4. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы ………………………………………………………………… | |
5. Фонды оценочных средств.………………..………………………...…… |
Программа учебной дисциплины
Вводная часть
В условиях теоретизации современного научного знания изучение логики как теории форм и законов правильного мышления является актуальной задачей. Как основа теории познания логика вполне может быть названа общенаучной дисциплиной, имеющей широкую применимость. Ее объектом является мышление, а предметом – формы и законы правильного мышления, выраженного в языке. Логику, опирающуюся на такие методологические принципы, как отвлечение от процессов развития форм мышления, отвлечение от конкретного содержания мыслей и рассмотрение их в плане логической структуры, формы, использование элементарных теоретико-множественных представлений (математической теории множеств), обычно называют формальной. Формальной логике противопоставляют логику диалектическую, методологической базой которой является теория развития (примененная к формам мышления).
Изучение логики студентами способствует развитию их мышления, умению ясно и четко излагать мысли. Логика позволяет контролировать правильность мышления и своевременно исправлять ошибки. Осваивая этот предмет, студенты знакомятся с методами, которые позволяют решить задачи, неразрешимые на основе обыденного мышления. Знание основных форм мышления и законов правильного мышления учит грамотно строить доказательства и опровергать ложные умозаключения, а также корректно вести дискуссии. Знакомство с логикой учит критически воспринимать данные в различных книгах определения и классификации понятий, предлагать более корректные варианты. В целом изучение этого предмета способствует гуманитаризации образования, повышению культурного уровня студентов.
Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Изучение логики составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любой профессии. Отсюда вытекают её цель и задачи:
Цель дисциплины – знакомство с гносеологической проблематикой, формами и методами научного познания; в единстве с изучением других дисциплин гуманитарного, социально-экономического и политологического профиля изучение логики призвано способствовать преодолению инерции субъектно-объектного мышления и возрождать национальную культуру и духовность.
Задачи дисциплины:
– изучить основные начала логики вообще, ее предмет и задачи, характерные черты в сравнении с другими явлениями умственной жизни, ее метода, основных категорий и законов;
– рассмотреть предмет логики как науки, логику как интегральную форму социально-гуманитарного знания;
– выявить сходства и различия наук о природе и наук об обществе и логику как науку о законах правильного мышления, а также исследовать природу ценностей мыслительной деятельности и их роль в социально-гуманитарном познании.
1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП
Логика входит в цикл социально-гуманитарных дисциплин. Отсюда при изучении курса могут использоваться сведения из различных учебных дисциплин этого цикла: «Культурологи», «Культура речи и деловое общение», «Философии». Особое значение имеет использование знаний по русскому языку и литературе. Русский язык дает богатый материал, помогающий уяснить роль синтаксических структур в закреплении семантических единиц выраженной в языке мысли, разъяснить виды имен в языке логики как науки, источники неопределенности и неоднозначности мысли (синонимия, полисемия, омонимия), соотношение значения слова с понятием, структуры суждения со структурой предложения и др. Литература дает богатейший материал, иллюстрирующий живую практику обычного мышления как в смысле образцов логического мышления, так и в смысле отступления от логики. Еще большее значение в этом отношении имеет курс «Философии», который изучается на 3 курсе, особенно такой её раздел как гносеология, в рамках которой изучаются эмпирический и теоретический уровни научного познания, что в конечном итоге способствует формированию различных компетенций студентов.