Е.Д.Ширяєв, П.І.Андрусенко, К.А.Бекяшев, Р.Б.Брандт и др. «Справочник капитана промислового судна» - М.Агропромиздат, 1990.- 638 с.
А.Д.Дидык, В.Д.Усов, Р.Ю.Титов «Управление судном и техническая эксплуатация».
Учебник для морских училищ – М.Транспорт, 1990 – 320 с.
2. А.В.Лихачев . «Управление судном». Учебник для морских вузов. ГМА им..адм.С.О.Макарова, 2004 504 с.;
Е.Д.Ширяєв, П.І.Андрусенко, К.А.Бекяшев, Р.Б.Брандт и др. «Справочник капитана промислового судна» - М.Агропромиздат, 1990.- 638 с.
Последовательность изложения материала занятия:
1. Выполнение маневра при самостоятельной швартовке судна.
Процесс швартовки включает в себя три последовательных операции:
●Судно разворачивают с основного курса для захода в порт и с целью погашения инерции уменьшают ход.
●Производят вторичное изменение курса по направлению к причалу, удерживая нос судна на то место причала, где после швартовки будет находиться середина второго трюма. На этом курсе дается машине задний ход, гасится инерция, и судно идет к причалу ходом, при котором оно только слушается руля, или толчками (имеется в виду использование двигателя у причала для погашения инерции с расчетом, чтобы после первых оборотов машины судно совершенно остановилось).
● Производится подача и крепление швартовных тросов с предварительным полным погашением инерции.
2. Подход к причалу левым бортом без отдачи якоря в штилевую погоду
Для выполнения маневра необходимо следующее:
• Идти по инерции к причалу под углом 20—40° (подход к причалу под острым углом считается наиболее безопасным, так как в случае навала судно получит скользящий удар.
• На расстоянии от причала, достаточном для полного погашения инерции, дать реверс двигателю на задний ход. В этом случае корма разворачивается влево и замедляется ход судна.
• Подойти к причалу носом, погасить инерцию и одновременно подать и закрепить носовой продольный шпринг, руль положить в сторону от причала и дать самый малый передний ход, корма прижмется к причалу;
• когда корма под действием руля и работы винта подойдет к причалу, машину застопорить, подать кормовые и крепить судно у причала.
Швартовку левым бортом можно произвести без разворота кормы на носовом шпринге. Тогда, подведя нос судна к причалу, подают носовой продольный и прижимный швартовы, для погашения инерции держат носовые концы слабо, дают задний ход; когда корма подойдет на расстояние, с которого можно подать бросательный конец, стопорят машину и подают кормовые швартовы; если корма судна быстро пойдет в сторону причала, то нужно задержать носовой прижимный швартов.
Рис. 3.23. Швартовка к причалу левым бортом при отсутствии ветра и течения
3. Подход к причалу правым бортом без отдачи якоря в штилевую погоду
Рис. 3.24. Швартовка правым бортом при отсутствии ветра и течения
При выполнении этого маневра следует помнить, что при даче машине заднего хода корма пойдет в сторону от причала, а нос в сторону причала. Поэтому нужно подходить к причалу под более острым углом (10—20°), после подачи носовых швартовов следует руль положить лево на борт и дать на короткий период передний ход, чтобы корма ближе подошла к причалу. Как только будут поданы кормовые концы, следует для погашения инерции дать задний ход, тогда судно остановится параллельно линии причала, после чего его подтягивают и крепят. Если этот маневр не выполним, то первоначально подводят нос судна, крепят его, а затем руль перекладывают в сторону от причала, дают передний ход и разворачивают корму судна на шпринге в сторону причала.
4. Подход к причалу левым бортом между стоящими судами
Для выполнения этого маневра необходимо следующее:
• идти к причалу под углом 30—40° малым ходом или по инерции;
• отдать якорь со стороны «морского» борта, не доходя до причала 75—100 м, продолжая идти к нему по инерции и потравливая якорную цепь;
• подойти к причалу, задержать якорную цепь, подать и закрепить носовой продольный и шпринг, руль положить в сторону от причала и дать передний ход;
• когда корма судна подойдет к причалу, застопорить машину, подать и закрепить кормовые концы.
Рис. 3.25. Швартовка судна между судами левым бортом
Швартовка правым бортом в этих условиях принципиально не отличается от описанной выше.
Рис. 3.26. Швартовка судна между судами правым бортом
.
5. Подход судна к причалу при воздействии ветра и течения
При выполнении маневрирования в сложных гидрометеорологических условиях необходимо учитывать действие винта в сочетании с действием ветра и общим дрейфом судна, поэтому швартовка в таких условиях сложна и опасна и постановку судна следует производить при помощи буксировщика. В зависимости от условий существует несколько различных случаев швартовки.