Предмет формальной логики.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
Кафедра «Философия и культурология»
Логика
Методические указания
по выполнению контрольной работы
специальности 030501.65 (021100) «Юриспруденция»
Санкт-Петербург
Одобрено на заседании кафедры «Философия и культурология», протокол №6 от 03.02.2006г.
Рекомендовано Методическим Советом ИСиУСП по специальности 030501.65 (021100) «Юриспруденция», протокол №3 от 07.02.2006г.
Логика. Методические указания по выполнению контрольной работы специальности 030501.65 (021100) «Юриспруденция». – СПб.: СПбГУСЭ, 2007. – 15 с.
Настоящие методические указания разработаны в соответствии с Рабочей программой курса «Логика» и предназначены для студентов СПбГУСЭ специальности 030501.65 (021100) Юриспруденция». Они содержат рекомендации по выполнению контрольной работы, предполагаемую тематику, список рекомендуемой литературы.
Составители: д-р. ф. наук, проф. А.Э. Назиров
д-р. ф. наук, проф. В.К. Карнаух
канд. к. доц. А.В. Фролов
Рецензент: канд. фил. и культ. наук, доц. А.П. Корнилов
© Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики
2007 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.. 4
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 4
3. ТЕМЫ И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.. 5
4.СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 14
1. ВВЕДЕНИЕ
Учебный курс «Логика» предусмотрен учебным планом.
Цель курса: представить логику не только как теоретическую дисциплину, но и открыть круг практических, познавательных и исследовательских задач, которые могут быть решены студентами, будущими специалистами с использованием знаний знаков и правил логики.
Изучение логики необходимо для формирования культуры мышления. Более того, логика способствует развитию природных возможностей мышления человека, повышая его творческий потенциал.
Понимание способов формирования научных знаний способствует рационализации процесса обучения, повышению эффективности усвоения достигнутых наукой результатов.
Логика позволяет систематизировать правильные способы рассуждения, выявить типичные ошибки. Логика предоставляет средства для точного выражения мыслей. Без логики была бы мало эффективна любая Мыслительная деятельность.
Знание изучение логики состоит не только в том, что она повышает культуру мышления. Логика позволяет осмыслить сам феномен познания. Знание форм и процедур мыслительной деятельности составляет основу теории познания.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Освоение дисциплины «Логика» и написание контрольной работы по ней поможет студентам достичь следующей образовательной цели курса: представить логику не только как теоретическую дисциплину, но и очертить круг практических, познавательных и исследовательских задач, которые могут быть решены студентами, будущими специалистами, с использованием знаний знаков и правил логики.
Достижение указанной цели предполагает реализацию следующих задач:
1. Осознание потребности, необходимости и возможности изучения логики как важнейшей составной части учебного процесса. Этому будет способствовать обращение к популярным изданиям по логике, а затем переход к учебникам и учебным пособиям по логике, то есть от простого к сложному.
2. С учетом того, что логика – наука последовательная, необходимо основательно овладеть материалом предыдущей темы и лишь потом переходить к следующей.
3. Сразу после изучения очередной темы обязательно выполнение соответствующих упражнений, закрепление тем самым изученного материала, применение логических правил и приемов в спорах, дискуссиях, изучении других дисциплин, формирование навыков логического мышления.
3. ТЕМЫ И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Предмет формальной логики.
В данной теме следует первоначально рассмотреть предмет логики как науки о законах и формах мышления. Показать, что основными формами мысли считаются понятие, суждение, умозаключение. Раскрыть понятия истинность и правильность, определить понятие закона логики. Показать значение логики, универсальность потребности в логике. Охарактеризовать основные этапы развития логики.
2.Мышление и язык.
Обратите внимание на единство и нетождественность мышления и языка. Необходимо выделить и разобрать такие вопросы: логический анализ естественного языка; неточность обыденного разговорного языка; многозначность и неоднозначность терминов; парадоксы неточности; неясные понятия.
Объем и содержание понятия.
Раскрыть понятие как одну из основных форм мысли, отображающую предметы и явления в их наиболее общих и существенных признаках. Показать, что такое признак, виды признаков: общий, существенный и несущественный. Отметить, что понятие и слово нетождественны. Раскрыть объем понятия. Обратить внимание на термин «содержание понятия».
Деление понятий.
Рассмотреть деление понятий по объему: а) общие, б) единичные, в) нулевые. Раскрыть, как происходит выражение единичных понятий в языке посредством имен собственных или эквивалентных им выражений. Обратить внимание на деление понятий по содержанию: а) конкретные и абстрактные; б) относительные и безотносительные; в) положительные и отрицательные; г) собирательные и несобирательные.
Понятие и имя.
Определить термин «имя». Раскрыть, что говорит символическая логика о различии терминов «понятие» и «имя». Слова естественного или искусственного языка как имена. Рассмотреть понятие денотат (десигнат) имени как объект, обозначаемый данным именем. Выяснить смысл, содержание, концепт имени как способ, которым имя указывает на свой денотат.