Материалы для методического обеспечения занятия. 6.1 Задания для самопроверки исходного уровня знаний-умений
6.1 Задания для самопроверки исходного уровня знаний-умений
А. Вопросы:
1. Что такое диагностика, семиотика.
2. Какие методы исследования применяются в терапевтической стоматологии?
3. Перечислите основные методы обследования стоматологического пациента.
4. Какие Вы знаете методы обследования зубов.
5. Какие инструменты используются для обследования зубов?
7. На что необходимо обратить внимание при осмотре зубов?
8. Что такое перкуссия, пальпация?
9. Какие методы определения состояния эмали Вы знаете?
Б. Тесты для самоконтроля:
1. Распознавание болезни и оценка индивидуальных биологических и социальных личностей больного, это означает?
A. Симптомы
B. Семиотика
C. Диагностика
D. Обследование
Е Синдромы
2. Для осмотра зубов используются инструменты:
A. Стоматологическое зеркало, стоматологический зонд
B. Стоматологическое зеркало, стоматологический зонд, стоматологический пинцет
C. Стоматологический зонд, стоматологический пинцет
D. Стоматологическое зеркало, стоматологический зонд, шпатель
Е Стоматологическое зеркало, стоматологический зонд, гладилка
3. Сколько бугорков на жевательной поверхности имеет 16 зуб?
А. 2
В. 3
С. 4
D. 5
Е. 6
4. Как называются бугорки жевательной поверхности 26 зуба?
А. 2 щёчные, 2 язычные
В. 2 щёчные, 3 язычные
С. 3 щёчные, 3 язычные
D. передний щёчные, задний щёчные, передний язычный, задний язычный
Е. передний щёчные, задний щёчные, передний медиальный, задний дистальный
5. Какие зубы имеют 3 корня?
А. Верхние моляры
В. Верхние и нижние премоляры
С. Премоляры
D. Верхние первые премоляры и нижние моляры
Е. Нижние первые и вторые моляры
6. Какой прикус относится к физиологическому?
А. Опистогнатический
В. Дистальный
С. Медиальный
D. Открытый
Е. Глубокий
7. Пальпация, это ?
А. Поглаживание
В. Прощупывание
С. Нарушение
D. Обследование
Е. Массаж
8. Какой цвет имеют молочные зубы?
А. Белый
В. Белесоватый
С. Голубоватый
D. Кремовый
Е. Серый
9. Кривизна коронки зуба, это?
А. Угол медиальной поверхности коронки и режущего края
В. Выпуклость вестибулярной поверхности коронки
С. Отклонение коронки
D. Угол щёчной и жевательной поверхности
Е. Угол режущего края с вертикальной осью корня
10. Какой постоянный зуб прорезывается первым?
А. Первый моляр
В. Первый верхний резец
С. Первый нижний резец
D. Второй нижний резец
Е. Первый премоляр
6.2. Материалы методического обеспечения основного этапа занятия
6.3. Ориентировочная карта для самостоятельной работы по теме занятия.
№ п/п | Основные задания | Указания | Ответы |
Выясните паспортные данные пациента | обращаясь к больному, следует называть его по имени и отчеству | Ф. И. О, возраст, пол место работы, должность, профессия, адрес, телефон. | |
Обследование | посадить пациента, голову зафиксировать на подголовнике, стоматологический осветитель направить на верхние, или нижние зубы | При осмотре верхних зубов ротовая полость пациента на уровне глаз врача, нижних – плеча | |
Осмотр зубов | стоматологическое зеркало взять в левую руку, зонд – в правую | Зондом или зеркалом отод-виньте щеку для детального осмотра зубов. Зеркалом направьте дополнительное освещение на зуб, осмотрите тщательным образом все поверхности, определите цвет эмали, наслоения, норму, патологию | |
Определите прикус | взаимоотношение зубов верхней и нижней челюстей, то есть характер смыкания зубов | физиологический (ортогнати-ческий, прямой, бипрогнатиче-ский и опистогнатический), патологический (дистальный, медиальный, глубокий, открытый, косой) | |
Зондирование зубов | угловым или прямым стоматологическим зондом | установите количество, место-положение, форму, величину зубов, прозондируйте каждую поверхность коронки зуба, фиссуры, ямки, углубления, апроксимальные поверхности, пигментированные участки, наличие поражений ТТЗ, и т.д. | |
Зондирование кариозных полостей | угловым или прямым стоматологическим зондом, при необходимости освещая и смотря в зеркало | определить консистенцию (твердость) твердых тканей, шероховатость, состояние крыши пульповой камеры, глубину кариозной полости, болезненность стенок и дна, расположения устьев корневых каналов | |
Оценка функциональной полноценности пломб | угловым или прямым стоматологическим зондом, при необходимости освещая и смотря в зеркало | краевое прилегание, состояние контактного пункта, степень стертости, (прогрессирование), цвет, анатомическую форму, изменение цвета между плом-бой и стенкой зуба, соответст-вие цвета пломбы тканям зуба (цвет, прозрачность) | |
Перкуссия | зонд: вертикальная, горизонтальная, сравнительная | определить болезненность и характер звука (звонкий, тупой) | |
Пальпация | указательным пальцем или несколькими прощупайте десну, переходную складку, лимфатические узлы | определите состояние десен, болезненность, уплотнение, наличие экссудата в десневом кармане, инфильтрацию | |
Подвижность зубов | браншами пинцета охватите коронку зуба с вестибулярной и язычной сторон и смещайте в разных направлениях | отклонение зуба в вестибуло-оральном направлении – I; в вестибуло-оральном и медио-дистальном направлениях – II; в вестибуло-оральном, медио-дистальном и вертикальном направлениях – III степень |
7. Материалы для самоконтроля качества подготовки:
А. Вопросы для самоконтроля
1. Какие Вы знаете физиологические прикусы?
2. Что такое «патологический прикус» и к чему он может привести?
3. Назовите признаки кариеса зубов.
4. Какой цвет зуба будет характерен для периодонтита?
5. Перечислите «объективные методы исследования» при поражениях эмали и дентина.
6. С какой целью проводится зондирование зубов, кариозной полости?
7. Назовите признаки вторичного кариеса.
8. При патологии нижних моляров, какие региональные лимфатические узлы будут поражены?
9. Для какого заболевания характерна вертикальная болезненность зуба?
10. Для какого заболевания характерна горизонтальная болезненность зуба?
Б. Тесты для самоконтроля с эталонами ответов.
11. Как в амбулаторной карте стоматологического больного обозначается кариес?
А. К
В. С
С. Кр
D. Р
Е. Cd
12. Как в амбулаторной карте стоматологического больного обозначается пломба?
А. Пл
В. С
С. Кр
D. Pl
Е. Р
13. Как в амбулаторной карте стоматологического больного обозначается зубной камень?
А. Пл
В. Dc
С. Кр
D. Зк
Е. Р
14. Какой цвет имеет здоровая эмаль?
А. Белый
В. Бело-серо-желтый
С. Светло-жёлтый
D. Голубоватый
Е. Светло-серый
15. Каким инструментом определяют консистенцию (твердость) твердых тканей
А. Зеркалом
В. Пинцетом
С. Зондом
D. Экскаватором
Е. Иглой
16. Что такое контактный пункт?
A. Плоскость смыкания верхних и нижних зубов
B. Точки смыкания верхних и нижних зубов
C. Точки смыкания верхнего и нижнего 6 зубов
D. Точки смыкания соседних зубов
Е. Плоскости смыкания фронтальных зубов
17. Зондирование эмалево-дентинного соединения болезненно. Для какого заболевания это характерно?
А. Кариес
В. Пульпит
С. Периодонтит
D. Пародонтит
Е. Эрозия эмали
18. При определении подвижности зубов, 21 зуб на 1,5 мм отклоняется в губо-язычном направлении. Какая степень подвижной 21 зуба установлена у данного пациента?
А. Норма
В. I
С. II
D. III
Е. IV
19. При перкуссии 34 зуба боли нет, звук глухой. Это характерно для?
А. Кариеса
В. Пульпита
С. Периодонтита
D. Пародонтита
Е. Остеомиелита
20. Твердый, коричневого цвета дентин характерный для какого заболевания?
А. Острый кариес
В. Хронический кариес
С. Обострение кариеса
D. Вторичного кариеса
Е. Пульпита
В. Задачи для самоконтроля.
1. Больная, 30 лет жалуется на боль в 26 зубе при употреблении пищи. На жевательной поверхности 26 зуба кариозная полость, выполненная остатками пищи.
1. Составьте план обследования.
2. Что даст осмотр при хроническом кариесе?
3. Какое будет зондирование при хроническом кариесе?
4. Перкуссия?
5. Пальпация?
2. Больная, 25 лет жалуется на боль в верхней челюсти слева при употреблении холодного, горячего.
1. Для каких заболеваний характерные жалобы?
2. Какое будет зондирование, характерное для пульпита?
3. Какое будет зондирование, характерное для кариеса?
4. Какая будет перкуссия при кариесе?
5. Какая будет перкуссия при пульпите?
Ответы на тесты и задачи:
Тести:
C
B
C
D
A
A
B
C
B
A
B
D
B
B
C
D
A
B
C
B
Задачи:
Задача № 1.
1. Опрос, анамнез, осмотр, зондирование КП, перкуссия 26 зуба, пальпация десны у 26 зуба.
2. Дефект эмали и поверхностного слоя дентина, дентин темно-коричневого цвета.
3. Безболезненно, возможная боль в области эмалево-дентинного соединения.
4. Безболезненная, звонкая.
5. Безболезненная.
Задача № 2.
1. Кариес, пульпит.
2. Резкая боль при зондировании дна кариозной полости.
3. Боль в области эмалево-дентинного соединения, или дна КП.
4. Безболезненная.
5. Безболезненная, реже небольшая боль.
6.4. 6.4. Материалы методического обеспечения самоподготовки студентов: ориентировочные карты по организации самостоятельной работы студентов с|із| учебной литературою, граф логической структуры занятия, другое.
Обращаясь к больному, следует называть его по имени и отчеству. Расспрашивая больного, не удовлетворяйтесь общими и неопределенными сведениями. Каждый вопрос и ответ конкретизируйте. Добивайтесь определенности и ясности во всех деталях. Остерегайтесь узкого мышления, направленного только на проверку Вашей гипотезы обследования.
Объективное обследование проводите строго по определенному плану. Правильно усадите пациента, голову зафиксируйте на подголовнике. Стоматологическое зеркало возьмите в левую руку, а зонд - в правую. Зондом или пинцетом отодвиньте щеку для тщательного осмотра зубов. Зеркалом направьте на поверхность зубов дополнительное освещение, осмотрите зубы. Определите прикус.
Осмотр начинают обычно с верхних правых зубов, затем верхние левые, нижние левые и нижние правые, то есть 18 → 48. Зондом (прямой и угловой), помогая зеркалом, обследуйте каждую поверхность коронки зуба, фиссуры, ямки, углубления, пигментированные участки и т.д. Ручкой зонда проведите вертикальную, горизонтальную, сравнительную перкуссию, определите болезненность и характер звука (звонкий, тупой).
Проведите пальпацию десны, СОПР, и лимфатических узлов. Подвижность зубов определите пинцетом, заполните амбулаторную карту стоматологического больного.
Анамнез - возраст, (болезни, жизни) |
- паспортные данные - возраст - адрес - место работы, профессия - условия работы - общие заболевания, связь с заболеваниями зубов |
опрос |
Жалобы
Клинические методы обследования |
А. Основные |
1. Осмотр: полость рта, оценка состояния зубов (количество, положение, цвет, форма, величина, участки поражения, состояние пломб). 2. Зондирование(зонд прямой и угловой):консистенция твёрдых тканей, состояние крыши пульповой камеры, глубина кариозной полости, болезненность стенок и дна, расположение устьев корневых каналов. 3. Перкуссия:зонд, пальцевая, вертикальная, горизонтальная. Определяют болезненность и характер звука (звонкий, тупой). 4. Степень подвижности зубов (І, ІІ, ІІІ). |
5. Состояние региональных лимфатических узлов (величина, подвижность, консистенция, болезненность, спаянность с другими тканями). 6. Прикус -характер смыкания зубов в центральной окклюзии: физиологические (ортогнатический, прямой, физиологическая прогнатия, бипрогнатия, опистогнатия); патологические (глубокий, открытый, перекрёстный, прогнатия, прогения); аномальные. 7. Оценка состояния пломб (краевое прилегание, контактный пункт, стираемость, вторичный кариес, стойкость цвета, формы, и др.) |
Литература для преподавателя.
1. Терапевтична стоматологія: Підручник для студентів стоматологічних факультетів вищих медичних навчальних закладів ІV рівня акредитації у двох томах/ За ред. Проф. А.К.Ніколішина.- Т. I.- Полтава: «Дивосвіт», 2005.- 392 с. + 24 вкл.: іл..
2. Диагностика, лечение и профилактика стоматологических заболеваний/ В.И.Яковлева, Е.К.Трофимова, Т.П.Давидович, Г.П.Просверняк// Минск: Вышейша школа, 1994.- 494 с.
3. Терапевтична стоматологія. Обладнання та інструментарій. Навчальний посібник/ В.І.Горелюк, Н.В.Нейко, В.В.Материнський, О.П.Кобрин// Івано-Франківськ, 2001.- 96 с.
4. Борисенко А.В., Кариес зубов. Практическое руководство.- К.: Книга плюс, 2005.- 416 с.
5. Данилевский Н.Ф., Сидельникова Л.Ф., Рахний Ж.И. Пульпит.- Київ: «Здоров’я», 2003.- 168 с.
8. Литература для студентов:
- учебная основная:
1. Терапевтична стоматологія: Підручник для студентів стоматологічних факультетів вищих медичних навчальних закладів ІV рівня акредитації у двох томах/ За ред. Проф. А.К.Ніколішина.- Т. I.- Полтава: «Дивосвіт», 2005.- 392 с. + 24 вкл.: іл..
2. Диагностика, лечение и профилактика стоматологических заболеваний/ В.И.Яковлева, Е.К.Трофимова, Т.П.Давидович, Г.П.Просверняк// Минск: Вышейша школа, 1994.- 494 с.
3. Терапевтична стоматологія. Обладнання та інструментарій. Навчальний посібник/ В.І.Горелюк, Н.В.Нейко, В.В.Материнський, О.П.Кобрин// Івано-Франківськ, 2001.- 96 с.
- дополнительная (научная, методическая):
1. Лекции кафедры.
2. Борисенко А.В., Кариес зубов. Практическое руководство.- К.: Книга плюс, 2005.- 416 с.