Практическое занятие № 6-7. Морфология как раздел грамматики
Морфология как раздел грамматики.
Имя существительное
I. Вопросы для обсуждения:
1. Части речи в русском языке как система.
2. Частеречное значение; морфологические, синтаксические и деривационные признаки существительного как части речи.
3. Лексико-грамматические разряды имен существительных и их семантико-грамматические признаки.
4. Влияние семантических изменений на принадлежность существительного к лексико-грамматическому разряду.
5. Категория рода: ее специфика, средства выражения. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.
6. Распределение по родам иноязычных несклоняемых существительных и аббревиатур.
7. Колебания в роде как отражение социокультурных процессов и изменений в структуре языка. Проявление аналитизма в выражении значения рода в русском языке.
8. Значение категории числа и способы выражения. Существительные, имеющие коррелятивные формы единственного/множественного числа. Синонимия форм числа в речи. Существительные singularia tantum и pluralia tantum.
9. Категория числа и ее место в функционально-семантическом поле количественности.
10. Значение категории падежа и способы ее выражения. Вопрос о числе падежей в русском языке. Основные значения падежей.
11. Типы склонения имен существительных. Понятие о полной и неполной падежной парадигме. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Вариантные падежные окончания.
12. Тенденции в развитии падежной системы русского языка.
13. Категория падежа и функционально-семантические поля.
Терминологический минимум
Термин | Определение |
Часть речи | |
Имя существительное | |
Парадигма | |
singularia tantum | |
pluralia tantum. |
II. Выделите из следующих существительных одушевленные. Найдите существительные, которые могут употребляться как в значении одушевленных, так и в значении неодушевленных. Назовите собирательные существительные. Перечислите грамматические признаки, присущие каждой из выделенных групп существительных:
вечность, родня, сахар, певец, агитация, мышление, глубь, богатство, бакалея, дремота, воздух, листва, дитя, силач, учитель, молодость, молодежь, вспыльчивость, юноша, дичь, животное, брусника, золото, замазка, существо, тенор, кукла, мертвец, кумир, мебель, попрыгунья, растение, сопрано, существо, единство.
III.Распределите по типам склонения данные существительные:
глаза, доктор, страх, староста, судья, взморье, ель, очки, инженер, лагерь, договор, земля, детвора, санаторий, сирень, ночь.
IV.Поставьте в именительный падеж множественного числа следующие существительные:
профессор, агитатор, трактор, колокол, город, доктор, шелк, парус, оратор, инспектор, якорь, год, отпуск, дом, счет, провод.
V.Определите значение падежа у выделенных существительных:
"Я люблю вас, / Мои распашные ветра" (А. Прокофьев);
"Ты дышишь солнцем, я дышу луною" (А. Ахматова);
"В белом инее черные елки / На подтаявшем снеге стоят" (А. Ахматова).
VI.Образуйте формы именительного падежа множественного числа:
а) инженер, эконом, офицер, пионер;
б) дом, лес, город, доктор;
в) слесарь, токарь, тенор, штурман.
VII.Определите род имен существительных:
Учитель, плащ-палатка, РИА, тюль, сирота, платье-костюм, газель, чудо-ребенок, толь, БАМ, ракета-носитель, МГУ, моль, луна-парк, комедия-буфф, забияка, ДТП, шампунь.
VIII.Определите род имен существительных, согласуйте с ними имена прилагательные и причастия:
Выдержан… бри, вульгарн… арго, ярк… индиго, больш… гну, матов… габбро, справедлив… рефери, маленьк… цеце, интеллигентн… мисс, тепл… мацони, мощн… торнадо, стар… рантье, ярк… какаду, прекрасн… пери, крошечн… колибри, увлекательн… шоу, юн… пани.
* При выполнении упражнения воспользуйтесь казанными ссылками: Виноградов В.В. Суффиксы со значением предметности http://sci-book.com/russkiy-yazyik/suffiksyi-znacheniem-predmetnosti-66867.html; суффикс имен существительных http://tutrus.com/morfemika/suffiksy-imen-sushhestvitelnyx