Относительно всех или части предметов, свойств, явлений, процессов какого-либо рода;
Быть либо истинным или ложным.
Понятие отражает действительность. Но оно, тем не менее, не несет еще информации. Понятие поэтому не может быть ни истинным, ни ложным, пока не войдет в состав суждения. Суждение же делает какие-то утверждения о вещах, говорит о том, чем они являются или не являются. Поэтому в отличие от понятия суждение всегда можно оценить как истинное или ложное.
В языке суждения выражаются с помощью предложений. Любое суждение можно выразить предложением. Но не любое предложение несет в себе суждение, - а только такое, которое может быть оценено с точки зрения истинности или ложности. В основном это повествовательные предложения.
Пример.
London is the capital of Great Britain; Дважды два равно пяти; Красное платье тебе больше идёт, чем зелёное – суждения.
Большой зеленый Кадиллак; Ты сюда часто приходишь?; Упс!; Немедленно убери у себя в комнате – не суждения.
Суждения делятся напростые и сложные. Простым называется суждение, не включающее другие суждения. Суждение, состоящее из нескольких простых суждений, называется сложным.
Пример.
Простые суждения:
Некоторые юристы не являются занудами.
Ни одна инфузория-туфелька не обувь.
Все космонавты – смелые люди.
Сложные суждения:
Если ты меня любишь, то поймешь и простишь (состоит из трёх простых: «Ты меня любишь», «Ты меня поймешь», «Ты меня простишь»)
Этот человек глухой или не в себе (состоит из двух простых суждений: «Этот человек глухой», «Этот человек не в себе»)
Суждения входят в состав умозаключений.
Умозаключение – это форма мысли, в которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, вытекает новое суждение, называемое заключением (выводом).
Пример.
«Ни одно привидение не любит пудинг. Некоторые англичане любят пудинг. Следовательно, некоторые англичане не привидения».
«Если бы он ей не сказал, она ни за что бы не узнала, а не спроси она его, он бы хотя и знал, но не сказал. Но она узнала. Значит, она его спросила».
«Если Бармалей разбойник, то он злодей. Если Бармалей не злодей, то он не ужасный. Неверно, что Бармалей не разбойник и не ужасный. Вывод: он злодей».
«Ни одна рыба не страдает бешенством, потому что бешенство всегда сопровождается водобоязнью».
Умозаключения бывают непосредственными и опосредованными. В непосредственных умозаключениях вывод делается из одной посылки. Непосредственные умозаключения иногда еще называют операциями преобразования суждений.
Пример.
«Ни одно случайное событие не является бессмысленным. Следовательно, все случайные события имеют смысл».
«Все цветы являются растениями. Следовательно, некоторые растения являются цветами».
В опосредованных умозаключениях вывод делается из нескольких посылок.
Пример.
«Все муравьи очень маленькие. Все муравьи очень сильные. Следовательно, некоторые сильные животные являются маленькими».
«Ни один марсианин не владеет дедуктивным методом. Следовательно, Шерлок Холмс не марсианин» - это тоже опосредованное умозаключение, хотя, на первый взгляд, посылка в нем одна. Вторая посылка просто пропущена, не высказана, но подразумевается (такие неполные умозаключения называются «энтимемы»). В полном виде умозаключение выглядит так: «Ни один марсианин не владеет дедуктивным методом. Шерлок Холмс владеет дедуктивным методом. Следовательно, Шерлок Холмс не марсианин».
6. Зачем изучать логику?
Так или иначе, в логике вы уже разбираетесь. Логический детектор в вас уже встроен. Если не верите – вот маленький тест на определение вашей логичности:
В: Сколько блинов требуется для облицовки собачьей будки?
О: 23, потому что у бананов нет костей.
Если этот пример кажется вам нелогичным, это хороший знак. Ведь если вы замечаете нелогичное, то у вас должна быть и интуиция того, что является логичным.
Подобно тому как умение говорить существовало еще до возникновения науки грамматики, так и умение правильно мыслить существовало задолго до науки логики. Подавляющее большинство людей и сейчас размышляют и рассуждают, не обращаясь за помощью к особой науке и не рассчитывая на эту помощь. Некоторые склонны даже считать собственное мышление естественным процессом, требующим анализа и контроля не больше чем, скажем, дыхание или ходьба. Но такой чрезмерный оптимизм в отношении наших стихийно сложившихся навыков мышления не всегда обоснован.
Знакомство с логикой приучает нас точно мыслить и ясно излагать свои мысли. Многие люди вообще не способны связать двух слов. Другие говорят, но так бессвязно и расплывчато, что ничего не поймешь. Логика содействует формированию связной и ясной речи.
Логика воспитывает умение обосновывать свои идеи и решения и убеждать других людей. Если вы способны обосновать свою мысль, решение того или иного вопроса, то ваша речь будет не только ясной, но и убедительной. Каким бы родом деятельности вы ни занимались, часто это - необходимое условие ее успеха.
Еще более важно то, что знакомство с логикой постепенно формирует привычку анализировать свои и чужие рассуждения. Логика вооружает нас и средствами, позволяющими обнаружить, точно обозначить и устранить ошибку рассуждения. Она помогает нам справиться с демагогией и софистикой, избавляет нас от того земляного простодушия, которое легко толкает нас в объятия сладкоречивых жуликов.
Обращаются, например, к вам с таким рассуждением: “Я - человек, а вы - не я, следовательно, вы - не человек”. И даже если вы чувствуете, что здесь что-то не так, сможете ли вы достойно возразить? Вряд ли. В лучшем случае буркнете что-то вроде “Сам дурак!” и отойдете с чувством интеллектуального унижения. Знакомство с логикой даст вам возможность определить, что это за рассуждение, каким требованиям оно должно удовлетворять и какое из этих требований здесь нарушено. Указав на все это, вы пристыдите демагога или невежду, и уже он отойдет от вас, посыпав голову пеплом.
Логика научит вас спорить. И в повседневной жизни, и в профессиональной деятельности нам часто приходится вступать в полемику по разным поводам. Спорить мы, как правило, не умеем, и наши столкновения чаще всего заканчиваются перебранкой, криком, а то и дракой. Познакомившись с логикой, вы научитесь корректно отстаивать свое мнение, опровергать ошибочное убеждение своего оппонента, находить компромиссы, разоблачать недобросовестные приемы и уловки.
И все-таки самое важное - логика вырабатывает привычку думать. Современная жизнь вынуждает человека много знать, поэтому системы школьного и высшего образования построены таким образом, чтобы вложить в голову учащегося как можно больше информации. Но они, как правило, не учат думать, не стремятся развить эту драгоценную способность человека. Поэтому многие не любят и не умеют думать. Вместо того чтобы задуматься и найти свое решение тех или иных проблем, мы охотно полагаемся на мнение какого-нибудь телевизионного вещателя, друзей или знакомых. Конечно, думать трудно, напряженное размышление забирает столько сил, сколько тратит шахтер или молотобоец. Но ведь думать необходимо, если вы не хотите прожить всю свою жизнь куклой, которую дергают за веревочки ловкие манипуляторы. Думайте!
7. Законы логики.
Словом «закон» в философии и науке обозначают устойчивую, регулярно повторяющуюся необходимую связь между явлениями. Любая наука считает своей главной целью познание законов, поскольку зная законы, мы можем объяснять явления действительности и предсказывать их, что, в свою очередь, позволяет «овладевать» действительностью, «властвовать» над ней.
Пример.Законы теплового расширения позволяют заранее определить изменение линейных размеров тел при заданном изменении температуры, поскольку первые жестко обусловлены последней.
Пример. С помощью законов экономики можно прогнозировать, какое влияние на рентабельность предприятий окажет ожидаемое удорожание сырья и материалов; основанием для прогнозов и здесь является жесткая связь между тем и другим.
Каждая наука исследует законы той сферы действительности, которая выступает предметом этой науки. Логика изучает строение наших мыслей. Поэтому логические законы – это устойчивые необходимые связи в строении мыслей в процессе формально правильного мышления. Опираясь на логические законы, мы можем строить корректные, с формальной точки зрения, рассуждения, обладающие доказательной силой.
Как и во всякой иной науке, законов и правил логики очень много, даже неохватно много. Но законы любой науки отличаются друг от друга по многим параметрам, в том числе – по значимости (фундаментальности).
Пример. В физике к фундаментальным законам относятся закон всемирного тяготения, законы термодинамики, законы теории относительности и др. Фундаментальность этих законов выражается в их большом значении для понимания сущности и причин широкого круга явлений, изучаемых в различных разделах физики.
Основные (фундаментальные) законы логики действуют на любой стадии мыслительного процесса и проявляют себя во всех логических формах. Таких законов выделяют четыре. Три из них сформулированы древнегреческим мыслителем Аристотелем (384-322 гг. до н.э.): закон недопущения противоречия, закон тождества, закон исключенного третьего. Четвертый закон - достаточного основания - выдвинут немецким философом Готфридом Вильгельмом Лейбницем (1646-1716 гг.).
Закон тождества.
Формулировка: любая конкретная мысль должна быть тождественной сама себе на протяжении всего рассуждения, т.е. должна иметь строго определенное и неизменное содержание.
Любая мысль должна быть ясной, точной, простой, определенной.
Закон тождества раскрывает отношение наших мыслей к самим себе. Он требует четкой определенности наших мыслей и однозначности языковых выражений, которыми эти мысли фиксируются. Если мы о чем-то думаем или рассуждаем, то правильные выводы из наших мыслей и слов можно сделать только в том случае, если мысли содержательно не размыты, а слова не содержат двусмысленностей.
Закон запрещает путать и подменять понятия в рассуждении (то есть употреблять одно и то же слово в разных значениях), создавать двусмысленность, уклоняться от темы и т.п.
Закон тождества говорит о необходимости самотождественности конкретных мыслей, т.е. мыслимых и высказываемых в конкретный момент времени и конкретным человеком. Без учёта этого момента закон тождества может быть неверно истолкован в духе запрета изменять содержание мыслей вообще в процессе познания.
Пример. Подмена понятия.
«Человек – существо бесхвостое. Студент Иванов после сессии имеет два хвоста. Значит, студент Иванов – дважды нелюдь». Легко заметить, что абсурдный вывод в этом рассуждении получен благодаря изменению смысла одного из слов: слово «хвост» в одном случае взято в обычном значении (как часть тела животного», в другом – в фольклорном значении (как академическая студенческая задолженность).