Критерии оценивания | Баллы |
К1. Соответствие теме |
Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно. | |
Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается. | |
Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается. | |
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала |
Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.) | |
Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения; и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения; и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала. | |
сочинение написано без привлечения литературного материала, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения, и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок. | |
К3. Композиция |
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов. | |
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы, и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается. | |
Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна. | |
К4. Качество речи |
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов. | |
Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. | |
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами. | |
К5. Оригинальность сочинения |
Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля. | |
Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля. | |
К6. Речевые нормы |
Допущено не более 2 речевых ошибок. | |
Допущены 3-4 речевые ошибки. | |
Допущены 5 и более речевых ошибок. | |
К7. Орфографические нормы | |
Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка. | |
Допущены 2-3 орфографические ошибки. | |
Допущены 4-5 орфографических ошибок. | |
Допущено более 5 орфографических ошибок. | |
К8. Пунктуационные нормы | |
Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка. | |
Допущены 2-3 пунктуационные ошибки. | |
Допущены 4-5 пунктуационных ошибок. | |
Допущено более 5 пунктуационных ошибок. | |
К9. Грамматические нормы | |
Допущено не более 2 грамматических ошибок. | |
Допущены 3-4 грамматические ошибки. | |
Допущено 5 и более грамматических ошибок. | |
К10. Фактическая точность в фоновом материале |
Фактические ошибки отсутствуют. | |
Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более). | |
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ | |