Разделы (темы) дисциплины с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Цель освоения дисциплины и планируемые результаты обучения по дисциплине (соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы)

«Логика» как комплексная относительно самостоятельная область гуманитарного знания выступает сегодня важнейшей составляющей культуры, имеющей прямое отношение к каждой личности, формированию ее мировоззрения. В условиях современного становления Республики особую актуальность приобрели вопросы логики мышления, освоения правил и законов правильного мышления. Логика мышления приобрела статус заметного компонента в решении и политических целей.

.Цели и задачи учебной дисциплины:

1.1. Цель изучения дисциплины–целью освоения дисциплины «логика» являются формирование логического мышления студентов, усвоение основных законов и правил правильного мышления, освоение основных правил и приемов логического дискурса.

1.2 Задача: формирование умения правильно строить логические рассуждения в процессе мышления; умение строить прямое и косвенное доказательство, находить типичные ошибки в структурных элементах доказательства и опровержения; умение применить логические методы и законы в дискуссии, диспуте и полемике.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Логика» относится к вариативной части циклу Б1. «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» (ГСЭ).

Требования к предварительной подготовке обучающегося

С дисциплиной «Логика» содержательно связаны ранее изученные дисциплины программы бакалавриата: «Философия», «Культурология», «Религиоведение», «История отечества», «Психология», «Этика и эстетика». Изучение дисциплины «Религиоведение» способствует созданию философской базы для развития профессиональных компетенций бакалавра и его подготовки к научно-исследовательской деятельности.

Дисциплина (модуль) изучается на 1 курсе во 2-м семестре.

2.2. Дисциплины и/или практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:

Дисциплина «Логика» является предшествующей для дисциплин «политология», «философия», «религиоведение», «психология», «социология».

Дисциплина «Логика» обеспечивает логическую взаимосвязь с изучением других дисциплин данного цикла. Наряду с историей, философией, социологией, культурологией и другими учебными дисциплинами логика выступает важным элементом в формировании гуманитарной и профессиональной составляющей в системе подготовки бакалавров.

Объем дисциплины в кредитах (зачетных единицах) с указанием количества академических часов, выделенных на аудиторную (по видам учебных занятий) и самостоятельную работу студента

Общая трудоемкость дисциплины 2 кредита (зачетных единицы) или 72 часа, общая трудоемкость аудиторных занятий – 36 часов и самостоятельной работы – 36 часов в соответствии с утвержденным учебным планом.

Вид работы Общая трудоемкость Кредиты ЕСТS (зачетные единицы) Всего часов Форма обучения (вносятся данные по реализуемым формам)
Дневная Заочная
Семестр Семестр
№ 2 № 2
Количество часов на вид работы:
Аудиторные занятия (всего)      
В том числе:        
Лекции      
Семинарские занятия      
Практические занятия        
Консультации      
Иные виды работ в соответствии с учебным планом     Индивидуальная научно-исследовательская работа студента Индивидуальная научно-исследовательская работа студента
Самостоятельная работа (всего)      
Промежуточная аттестация        
В том числе:        
Зачет      
Экзамен        

Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Разделы (темы) дисциплины с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Таблица пункта 4.1.

Наименование раздела, темы дисциплины Виды учебной работы (бюджет времени) (вносятся данные по реализуемым формам)
Дневная форма обучения Заочная форма обучения
Лекции Практические занятия Семинарские занятия Самостоятельная работа Всего Лекции Практические занятия Семинарские занятия Самостоятельная работа Всего
Раздел 1. . Основные логические законы и формы мышления                    
Тема 1.1. История и предмет логики. Основные законы логики            
Тема 1.1. Понятия и логические операции с ними            
Тема 1.2. Судженния и логические операции с ними              
Тема 1.3 Сложные и модальные судженния              
Тема 1.4 Дедуктивные умозаключения              
Тема 1.5 Индуктивные и традуктивные умозаключения            
Итого по разделу:            
Раздел 2. Основы теории аргументации                    
Тема 2.1 Доказательство и опровержение            
Тема 2.2. Исскуствово полемки            
Итого по разделу:            
Всего за семестр:            

3.2. Содержание разделов дисциплины:

Таблица пункта 4.2.

Наименование раздела, темы дисциплины Содержание разделов дисциплины Содержание семинарских/практических занятий
  Кол-во часов
Д З
Раздел 1. Основные логические законы и формы мышления    
Тема 1.1.История логики, предмет логики. Основные законы логики   Предмет и задачи логики. Основные законы мышления. Мышление как предмет изучения логики. Основные этапы развития логики как науки. Структура и язык формальной логики. Практическое значение логики для социальных работников. Основные логические законы. Общая характеристика основных законов логики. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Семинарские/ Практические занятия:    
1. История логики, предмет логики. Основные законы логики    
Тема 1.2.Понятия и логические операции с ними Понятие как форма мышления: общая характеристика. Свойства и признаки. Структура понятия: содержание и объем. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Виды понятий. Логические отношения между понятиями. Логические операции над понятиями. Семинарские/ Практические занятия:  
1. Понятия, их структура и виды. Логические операции с понятиями  
Тема 1.3. Суждение и логические операции с ними   Общая характеристика суждения и его структура. Суждения и предложения. Простые категорические суждения. Объединенная классификация суждений и распределенность терминов в суждениях. Отношение между суждениями. Логический квадрат. Логические операции с суждениями. Семинарские/ Практические занятия:  
1. Суждение, его структура и виды. Логические отношения между суждениями и логические операции с суждениями
Тема 1.4.Сложные и модальные суждения Сложные и модальные суждения. Сложные суждения и их классификация. Таблица истинности сложных суждений. Модальные суждения, общая характеристика. Виды модальных суждений. Семинарские/ Практические занятия:  
1. Сложные суждения и их виды. Модальность в суждениях
Тема 1.5Дедуктивные умозаключения Дедуктивные умозаключения. Общая характеристика умозаключения. Виды умозаключений. Непосредственные умозаключения. Категорический силлогизм. Условные силлогизмы. Распределительные силлогизмы. Сокращены и сложносокращенные силлогизмы. Семинарские/ Практические занятия: 1. Дедуктивные умозаключения и их силлогизмы и модусы  
Тема 1.6.Индуктивные и традуктивные умозаключения Индуктивные и традуктивного умозаключения. Виды индукции: полная и неполная индукция. Популярная, через отбор фактов, научная индукция. Методы научной индукции. Аналогия, виды аналогии. Аналогия свойств и отношений. Правила и методы повышения истинности традуктивного умозаключений. Семинарские/ Практические занятия:  
1. Индукция и традукция как способы логического мышления
Раздел 2. Основы теории аргументации
Тема 2.1.Доказательство и опровержение . Доказательство и опровержение. Понятие аргументации и ее структура. Сущность доказательства и его структура. Понятие о критике. Опровержение как отдельный случай критики. Правила и ошибки в доказательстве и опровержении. Софизмы и паралогизмы, парадоксы и антиномии. Общая характеристика гипотезы. Виды гипотез. Понятие версии. Способы подтверждения и опровержения гипотез. Семинарские/ Практические занятия:  
1. Доказательство и опровержение как логическая составляющая аргументации
Тема 2.2. Искусство полемики   Семинарские/ Практические занятия:  
1. Спор и виды спора. Их различия и особенности.

4. Перечень учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Наши рекомендации