Разделы (темы) дисциплины с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Цель освоения дисциплины и планируемые результаты обучения по дисциплине (соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы)
«Логика» как комплексная относительно самостоятельная область гуманитарного знания выступает сегодня важнейшей составляющей культуры, имеющей прямое отношение к каждой личности, формированию ее мировоззрения. В условиях современного становления Республики особую актуальность приобрели вопросы логики мышления, освоения правил и законов правильного мышления. Логика мышления приобрела статус заметного компонента в решении и политических целей.
.Цели и задачи учебной дисциплины:
1.1. Цель изучения дисциплины–целью освоения дисциплины «логика» являются формирование логического мышления студентов, усвоение основных законов и правил правильного мышления, освоение основных правил и приемов логического дискурса.
1.2 Задача: формирование умения правильно строить логические рассуждения в процессе мышления; умение строить прямое и косвенное доказательство, находить типичные ошибки в структурных элементах доказательства и опровержения; умение применить логические методы и законы в дискуссии, диспуте и полемике.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина «Логика» относится к вариативной части циклу Б1. «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» (ГСЭ).
Требования к предварительной подготовке обучающегося
С дисциплиной «Логика» содержательно связаны ранее изученные дисциплины программы бакалавриата: «Философия», «Культурология», «Религиоведение», «История отечества», «Психология», «Этика и эстетика». Изучение дисциплины «Религиоведение» способствует созданию философской базы для развития профессиональных компетенций бакалавра и его подготовки к научно-исследовательской деятельности.
Дисциплина (модуль) изучается на 1 курсе во 2-м семестре.
2.2. Дисциплины и/или практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:
Дисциплина «Логика» является предшествующей для дисциплин «политология», «философия», «религиоведение», «психология», «социология».
Дисциплина «Логика» обеспечивает логическую взаимосвязь с изучением других дисциплин данного цикла. Наряду с историей, философией, социологией, культурологией и другими учебными дисциплинами логика выступает важным элементом в формировании гуманитарной и профессиональной составляющей в системе подготовки бакалавров.
Объем дисциплины в кредитах (зачетных единицах) с указанием количества академических часов, выделенных на аудиторную (по видам учебных занятий) и самостоятельную работу студента
Общая трудоемкость дисциплины 2 кредита (зачетных единицы) или 72 часа, общая трудоемкость аудиторных занятий – 36 часов и самостоятельной работы – 36 часов в соответствии с утвержденным учебным планом.
Вид работы Общая трудоемкость | Кредиты ЕСТS (зачетные единицы) | Всего часов | Форма обучения (вносятся данные по реализуемым формам) | |
Дневная | Заочная | |||
Семестр | Семестр | |||
№ 2 | № 2 | |||
Количество часов на вид работы: | ||||
Аудиторные занятия (всего) | ||||
В том числе: | ||||
Лекции | ||||
Семинарские занятия | ||||
Практические занятия | ||||
Консультации | ||||
Иные виды работ в соответствии с учебным планом | Индивидуальная научно-исследовательская работа студента | Индивидуальная научно-исследовательская работа студента | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||||
Промежуточная аттестация | ||||
В том числе: | ||||
Зачет | ||||
Экзамен |
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Разделы (темы) дисциплины с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Таблица пункта 4.1.
Наименование раздела, темы дисциплины | Виды учебной работы (бюджет времени) (вносятся данные по реализуемым формам) | |||||||||
Дневная форма обучения | Заочная форма обучения | |||||||||
Лекции | Практические занятия | Семинарские занятия | Самостоятельная работа | Всего | Лекции | Практические занятия | Семинарские занятия | Самостоятельная работа | Всего | |
Раздел 1. . Основные логические законы и формы мышления | ||||||||||
Тема 1.1. История и предмет логики. Основные законы логики | ||||||||||
Тема 1.1. Понятия и логические операции с ними | ||||||||||
Тема 1.2. Судженния и логические операции с ними | ||||||||||
Тема 1.3 Сложные и модальные судженния | ||||||||||
Тема 1.4 Дедуктивные умозаключения | ||||||||||
Тема 1.5 Индуктивные и традуктивные умозаключения | ||||||||||
Итого по разделу: | ||||||||||
Раздел 2. Основы теории аргументации | ||||||||||
Тема 2.1 Доказательство и опровержение | ||||||||||
Тема 2.2. Исскуствово полемки | ||||||||||
Итого по разделу: | ||||||||||
Всего за семестр: |
3.2. Содержание разделов дисциплины:
Таблица пункта 4.2.
Наименование раздела, темы дисциплины | Содержание разделов дисциплины | Содержание семинарских/практических занятий | ||
Кол-во часов | ||||
Д | З | |||
Раздел 1. Основные логические законы и формы мышления | ||||
Тема 1.1.История логики, предмет логики. Основные законы логики | Предмет и задачи логики. Основные законы мышления. Мышление как предмет изучения логики. Основные этапы развития логики как науки. Структура и язык формальной логики. Практическое значение логики для социальных работников. Основные логические законы. Общая характеристика основных законов логики. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. | Семинарские/ Практические занятия: | ||
1. История логики, предмет логики. Основные законы логики | ||||
Тема 1.2.Понятия и логические операции с ними | Понятие как форма мышления: общая характеристика. Свойства и признаки. Структура понятия: содержание и объем. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Виды понятий. Логические отношения между понятиями. Логические операции над понятиями. | Семинарские/ Практические занятия: | ||
1. Понятия, их структура и виды. Логические операции с понятиями | ||||
Тема 1.3. Суждение и логические операции с ними | Общая характеристика суждения и его структура. Суждения и предложения. Простые категорические суждения. Объединенная классификация суждений и распределенность терминов в суждениях. Отношение между суждениями. Логический квадрат. Логические операции с суждениями. | Семинарские/ Практические занятия: | ||
1. Суждение, его структура и виды. Логические отношения между суждениями и логические операции с суждениями | ||||
Тема 1.4.Сложные и модальные суждения | Сложные и модальные суждения. Сложные суждения и их классификация. Таблица истинности сложных суждений. Модальные суждения, общая характеристика. Виды модальных суждений. | Семинарские/ Практические занятия: | ||
1. Сложные суждения и их виды. Модальность в суждениях | ||||
Тема 1.5Дедуктивные умозаключения | Дедуктивные умозаключения. Общая характеристика умозаключения. Виды умозаключений. Непосредственные умозаключения. Категорический силлогизм. Условные силлогизмы. Распределительные силлогизмы. Сокращены и сложносокращенные силлогизмы. | Семинарские/ Практические занятия: 1. Дедуктивные умозаключения и их силлогизмы и модусы | ||
Тема 1.6.Индуктивные и традуктивные умозаключения | Индуктивные и традуктивного умозаключения. Виды индукции: полная и неполная индукция. Популярная, через отбор фактов, научная индукция. Методы научной индукции. Аналогия, виды аналогии. Аналогия свойств и отношений. Правила и методы повышения истинности традуктивного умозаключений. | Семинарские/ Практические занятия: | ||
1. Индукция и традукция как способы логического мышления | ||||
Раздел 2. Основы теории аргументации | ||||
Тема 2.1.Доказательство и опровержение | . Доказательство и опровержение. Понятие аргументации и ее структура. Сущность доказательства и его структура. Понятие о критике. Опровержение как отдельный случай критики. Правила и ошибки в доказательстве и опровержении. Софизмы и паралогизмы, парадоксы и антиномии. Общая характеристика гипотезы. Виды гипотез. Понятие версии. Способы подтверждения и опровержения гипотез. | Семинарские/ Практические занятия: | ||
1. Доказательство и опровержение как логическая составляющая аргументации | ||||
Тема 2.2. Искусство полемики | Семинарские/ Практические занятия: | |||
1. Спор и виды спора. Их различия и особенности. |
4. Перечень учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины