Основополагающие Государственные стандарты
В Российской Федерации действует Государственная система стандартизации (ГСС). Комплекс Государственных основополагающих стандартов включает в себя:
1) ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения»;
2) ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки Государственных стандартов»;
3) ГОСТ Р 1.4-93 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения»;
4) ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов»;
5) ГОСТ Р 1.8-2002 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты Межгосударственные. Правила разработки, применения, обновления и прекращения применения в части работ, осуществляемых в Российской Федерации»;
6) ГОСТ Р 1.9-95 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия Государственным стандартам»;
7) ГОСТ Р 1.10-95 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и информации о них»;
8) ГОСТ Р 1.11-99 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Метрологическая экспертиза проектов Государственных стандартов». Данный стандарт утверждает порядок осуществления метрологических исследований проектов Государственных стандартов;
9) ГОСТ Р 1.12-99 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандартизация и смежные области деятельности. Термины и определения»;
10) ГОСТ 1.13-2001 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок подготовки уведомлений о проектах нормативных документов»;
11) ПР 50.1.002-94 Правила по стандартизации. «Порядок представления в Госстандарт Российской Федерации информации о принятых стандартах отраслей, стандартах научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений»;
12) ПР 50.1.008-95 Правила по стандартизации. «Организация и проведение работ по Международной стандартизации в Российской Федерации»;
13) ПР 50.74-94 Правила по стандартизации. «Подготовка проектов Государственных стандартов РФ и проектов изменений к ним для принятия, Государственной регистрации и издания».
Лекция 4. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов
4.1 Основные понятия технического регулирования. Основные принципы технического регулирования.
4.2Положения Государственной системы технического регулирования и стандартизации.
4.3 Органы и комитеты по стандартизации.
4.4 Технические регламенты: понятие и сущность. Применение технических регламентов.
4.5 Порядок разработки и принятия технического регламента.
Основные понятия технического регулирования. Основные принципы технического регулирования
Основным нормативным документом, дающим определение и толкование технического регулирования, является Закон «О техническом регулировании». В этом нормативном документе приводится перечень основных понятий, необходимых для оптимального технического регулирования:
1) аккредитация;
2) безопасность товара, процессов производства, хранения, использования, перевозки, реализации и утилизации;
3) ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры;
4) декларирование соответствия;
5) декларация о соответствии;
6) заявитель, который представляет собой некое физическое или юридическое лицо;
7) знак обращения на рынке, под которым понимается обозначение, служащее для снабжения потребителей информацией о степени соответствия выпускаемого на рынок товара требованиям технических регламентов;
8) знак соответствия, представляющий собой обозначение, служащее для информирования потребителей какого-либо товара на предмет его соответствия требованиям сертификационной системы или национальному стандарту;
9) идентификация продукции, которая подразумевает под собой выявление характеристик тождественности товара его существенным признакам;
10) контроль (надзор) над следованием требований разнообразных технических регламентов;
11) Международный стандарт;
12) национальный стандарт;
13) орган по сертификации;
14) оценка соответствия;
15) подтверждение соответствия;
16) продукция как результат деятельности;
17) риск как возможность нанесения вреда жизни и здоровью людей;
18) сертификация;
19) сертификат соответствия, представленный в виде документа, удостоверяющего соответствие объекта требованиям стандартов, технических регламентов и условиям договоров;
20) система сертификации;
21) стандарт, представляющий собой некий документ, в котором устанавливаются характеристики товара, правила и характеристики процессов его производства, хранения, использования, перевозки, реализации и утилизации;
22) стандартизация;
23) техническое регулирование;
24) технический регламент;
25) форма подтверждения соответствия как определенный порядок документального удостоверения.
Закон РФ «О техническом регулировании» формулирует и основные принципы технического регулирования. К ним относятся следующие:
1) принцип использования единых правил и установление требований к товарам, процессам их производства, хранения, перевозки, использования, реализации и утилизации, в том числе выполнение различных работ и оказание услуг населению;
2) принцип соответствия технического регулирования степени развитости национальной экономики, а также степени становления материально-технической базы и развития науки и техники;
3) принцип независимости от продавцов, производителей, приобретателей и исполнителей. Иными словами, органы по аккредитации и сертификации должны быть независимы в административном, организационном, финансовом, экономическом смыслах;
4) должна быть установлена единообразная система правил получения аккредитации;
5) должна иметься единая система правил и методов исследований, измерений и испытаний при реализации процедур оценки соответствия;
6) должен осуществляться принцип единства использования требований различных технических регламентов в условиях независимости, особенности и вида проводимой сделки; то есть технический регламент имеет статус обязательного для всех юридических и физических лиц на территории Российской Федерации, независимо от возникающих между ними в процессе ведения хозяйственной деятельности взаимоотношений. Основным направлением использования технических регламентов являются договорные взаимоотношения;
7) принцип неприемлемости какого-либо ограничения конкуренции при проведении мероприятий, связанных с получением аккредитации и сертификатов, что можно толковать, как поддержание здоровой конкуренции между претендентами на аккредитацию в качестве сертификационных органов, а также в качестве испытательных лабораторий, а в последствии – и повышение их работоспособности и производительности за счет повышения конкурентоспособности в сфере предоставления услуг сертификации;
8) принцип недопустимости совмещения в одном лице исполнителя полномочий сертификационного органа и надзорного или контрольного Государственного органа;
9) принцип непозволительности совмещения каким-либо одним органом полномочных обязанностей и органа по аккредитации, и органа по сертификации;
10) принцип недопустимости внебюджетного финансирования Государственного органа по вопросам контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов.
Согласно положениям Закона «О техническом регулировании» законодательство РФ состоит из данного Федерального закона, а также из ряда других нормативных актов, принимаемых в соответствии с существующим уже на данный момент законодательством РФ по данному вопросу. При этом фиксируется главенство Международных законов над данным российским законодательством в случае возникновения противоречий в урегулировании какого-либо вопроса.
Особое место в Законе отводится вопросам, посвященным стандартизации, ее принципам и целям. Формулируются полномочия Национального органа по стандартизации и технических комитетов по стандартизации, определяются правила разработки и утверждения организационных и национальных стандартов. В связи с переменами, постоянно происходящими в экономической жизни новой России, старая система Государственной стандартизации и обязательной сертификации пришла в негодность и требовала скорейшего изменения и реформирования. А среди новых процессов в экономике можно назвать такие, как: смена собственников большинства нынешних организаций, предприятий и фирм, формирование достаточно свободного рынка в сфере товаропроизводства, использование новых рыночных принципов регулирования производственной деятельности, внедрение ноу-хау, выход многих предприятий на мировой рынок.
К этим правовым нормам, в первую очередь, относятся принятые в рамках деятельности Всемирной торговой организации (ВТО) многосторонние торговые соглашения. Россия с 22 августа официально стала 156-й страной-членом ВТО - вступил в силу протокол о присоединении РФ к этой организации, подведший черту под 18-летним марафоном переговорного процесса. Главным условием вхождения России в ВТО стало соответствие основным принципам технического регулирования, сформулированным в следующих документах: «Соглашение по техническим барьерам в торговле», «Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер» и «Кодекс добросовестной практики». Россия
На решение тех же вопросов преодоления технических барьеров направлен Кодекс добросовестной практики, формулирующий процедуры оценки соответствия и стандартов. Главное внимание здесь должно обращаться на тот момент, чтобы данные процедуры не становились слишком затратными и ограничительными, что необходимо для проведения оценки соответствия товаров требованиям и стандартам страны-импортера. В связи с этим Федеральное законодательство РФ о техническом регламентировании нацелено на создание двухуровневой системы нормативных документов. А это, во-первых, технические регламенты, в которых обозначены обязательные для всех требования, и, во-вторых, добровольные стандарты.