Ситуационные задачи по теме (приложение №3).
12.Рекомендации по учебно-исследовательской работе студентов (УИРС):
- Строение и функция сурфактантной системы легких.
- Защитные барьеры дыхательной системы.
- Строение и функция клеточных дифферонов эпидермиса.
- Особенности кровообращения кожи.
13.Перечень практических умений.
Студент должен уметь:
1. Микроскопировать гистологические препараты.
2. Дифференцировать микропрепараты тканей позвоночных.
3. Дифференцировать микропрепараты систем органов.
4. Зарисовать гистологические препараты.
Препарат №108 Трахея. Окраска: Г.+Э.
Препарат №110 Легкое. Окраска: Г.+Э.
Стандарты ответов
В умении диагностировать и анализировать препараты проявляется способность студента использовать теоретические знания на практике. При работе с препаратами в качестве ориентированной основы целесообразно использовать их описание, приведенное в картах заданий и ориентировочных основ действия в теме каждого занятия. Следует помнить, что при диагностике препаратов достоверным признаком является микроструктура самого объекта и далеко не всегда его форма и размеры.
На кафедре имеются микроскопы биологической серии "Биолам" -студенческие типа Р-12.
Эти микроскопы имеют увеличение (56-1350 раз), апертура конденсора КОН-3-1,2.
Диапазон фокусировки микроскопа мм не менее: механизмом грубой фокусировки 40, механизм точной фокусировки 2.
Предметный столик:
Пределы перемещения при центровке мм от 0 до 8
Пределы поворота от 0 до 360
Основные приборы, которыми пользуются студенты на занятии - световой микроскоп. В нем различают оптическую и механическую части.
1. Микроскопия гистологического препарата начинают с установки правильного освещения, вогнутой поверхностью зеркала.
2. Препарат помещают на предметный столик, покровным стеклом вверх.
3. Изучают препарат при малом увеличении, при этом расстояние между фронтальной линзой объектива малого увеличения и покровным стеклом должно быть около 1 см. Установку резкости проводят с помощью макровинта. Перемещая препарат на предметном столике, рассматривают его детали по всей площади, устанавливают в центре поля зрения участок препарата, который следует изучить при большом увеличении. Для
этого с помощью револьверного устройства ставят объектив с более сильным увеличением. (х40). Установку резкости проводят с помощью микровинта.
4. Для изучения очень мелких гистологических структур используется иммерсионный объектив (90). При этом на покровное стекло наносят каплю иммерсионного масла (кедровое масло), после чего осторожно опускают тубус до прикосновения фронтальной линзы объектива к маслу. Используя микровинт достигают четкого изображения. После окончания работы кедровое масло удаляют с объектива и покровного стекла марлей.
2. Для изучения гистологических препаратов применяют световые микроскопы различных марок, когда в качестве источника освещения используют естественный или искусственный свет. При световой микроскопии гистологических препаратов необходимо выполнять следующее:
1. Объектив малого увеличения (х8) микроскопа довести до щелчка и с помощью зеркала, глядя в окуляр (х7 или х10), навести свет.
2. Взять гистологический препарат и положить его на столик микроскопа так, чтобы покровное стекло на препарате было обращено в сторону объектива.
3. Глядя в окуляр, работать макровинтом микроскопа до появления изображения гистологического препарата.
4. С помощью микровинта настраиваем резкость. Уже на малом увеличении необходимо понять, какая ткань или какой орган в препарате.
5. Тот участок гистологического препарата, который надо тщательно изучить, переводим на большое увеличение (объектив х20 или х40). Настраивая резкость микровинтом разобрать структуры гистологического препарата.
3.Правила зарисовки препаратов
1. На альбоме должна быть написана фамилия и инициалы студента, № группы, факультет
2. Первый лист альбома должен быть разграфлен по схеме, предложенной преподавателем.
3. К ведению альбома предъявляются следующие требования:
а) аккуратность;
б) каждое занятие начинать с нового листа;
в) на листе размещать не более четырех рисунков;
г) делать зарисовки препаратов только на одной стороне листа;
д) указывать все обозначения, перечисленные в методической разработке;
е) обозначения писать без сокращения и только горизонтально, подписи карандашом не разрешаются;
4. При зарисовке препарата:
а) указать номер препарата, название, окраску;
б) обратить внимание на форму и размер различных клеток, их ядер, волокон.
5. Запрещаются грубые приемы зарисовки препаратов (условные изображения, штриховка).
Список литературы по теме занятия.
Основная литература:
- Кузнецов С.Л. Гистология, цитология, эмбриология: Учебник для мед. вузов/С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкабаров. – Москва: Мед. информ. агентство, 2005. – 600с.
Дополнительная литература:
- Атлас по гистологии: Учебное пособие/Ред А.С. Пуликов, Т.Г. Брюховец; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2004. - 128с.
Методические пособия, рекомендации:
- Гистология: Комплексные тесты: ответы и пояснения: Учебное пособие/ С.Л. Кузнецов, Ю.А. Челышев – Москва: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2001. – 312с.
- Пуликов А.С. Толковый словарь гистологических терминов/А.С. Пуликов, Л.Е. Сухова; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: ИПЦ «КАСС», 2004. – 37с.
- Ситуационные задачи для студентов/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Л.Г. Левкович Л.Г. и др.; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 86с.
- Тестовые задания по гистологии, эмбриологии, цитологии для студентов 1-2 курсов по специальности “лечебное дело”/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Л.Г. Левкович и др.; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 80с.
- Гистология, эмбриология, цитология (стандарты практических навыков и умений для студентов 1-2 курсов по специальности “лечебное дело”)/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Е.А. Хапилина; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 44с.
Приложение №1
Вопросы для самоподготовки
1.Из каких отделов состоит дыхательная система?
2.Что входит в состав воздухоносных путей дыхательной системы?
3.Функции дыхательной системы.
4.Общий план строения стенки трахеи. Тканевой состав оболочек трахеи с источниками развития.
5.Строение бронхиального дерева.
6.Особенности строения фиброзно-хрящевой оболочки внутрилегочных бронхов (сегментарного, субсегментарного, малого).
7.Что такое «ацинус»? Составные компоненты ацинуса.
8.Чем представлен аэрогематический барьер?
9.Перечислить отделы кожи и их источники развития.
10.Отличительные особенности тонкой и толстой кожи.
11.Функции кожи.
12.Перечислите производные кожи.
13.Локализация и классификация по строению потовых желез и сальных желез.
Эталоны ответов на вопросы для самоподготовки
1.Воздухопроводящего и респираторного отделов.
2.Нос, носоглотка, гортань, трахея, внелегочные и внутрилегочные бронхи, бронхиолы.
3.1).Проведение воздуха к респираторному отделу. 2).Голосообразование. 3).Орган обоняния. 4).Газообмен.
4.Слизистая оболочка: эпителиальный слой, собственная пластинка. Эпителиальный слой представлен однослойным многорядным призматическим мерцательным эпителием. Источник развития – эктодерма. Собственная пластинка образована рыхлой соединительной тканью. Источник развития - мезенхима. Подслизистая оболочка представлена рыхлой соединительной тканью. Источник развития – мезенхима. Фиброзно-хрящевая оболочка образована гиалиновым хрящом в виде полуколец (16-20). Источник развития – мезенхима. Адвентициальная оболочка представлена рыхлой соединительной тканью. Источник развития – мезенхима.
5.Трахея дихотомически делится на два главных бронха. Каждый из них разветвляется на внелегочные долевые бронхи, далее внелегочные зональные бронхи, далее внутрилегочные сегментарные бронхи (или бронхи крупного калибра), далее внутрилегочные субсегментарные бронхи (или бронхи среднего калибра), далее малые бронхи (или бронхи малого калибра).
6.В сегментарном бронхе фиброзно-хрящевая оболочка представлена гиалиновым хрящом в виде пластинок. В субсегментарном бронхе - эластическим хрящом в виде островков. В малом бронхе фиброзно-хрящевая оболочка отсутствует.
7.Ацинус – структурно-функциональная единица респираторного отдела дыхательной системы. В состав ацинуса входят: 1) респираторные бронхиолы 1-го порядка, 2) респираторные бронхиолы 2-го порядка, 3) респираторные бронхиолы 3-го порядка, 4)два альвеолярных хода, 5) по два альвеолярных мешочка. В стенках всех перечисленных структур имеются выпячивания- - альвеолы.
8.Аэрогематический барьер представлен: 1) плёнкой сурфактанта, 2) безъядерной частью альвеолоцита 1-го типа, 3) его базальной мембраной, 4) базальной мембраной эндотелия капилляра, 5) безъядерной частью эндотелия капилляра.
9.1).Эпидермис. Эктодерма. 2).Дерма. Мезенхима. 3).Гиподерма или подкожно-жировая клетчатка. Мезенхима.
10.В тонкой коже отсутствуют: волосы и блестящий слой в эпидермисе.
В толстой коже присутствуют: волосы и блестящий слой в эпидермисе.
11.Функции кожи: 1.Защитная. 2.Рецепторная. 3.Терморегуляция. 4.Синтез витамина Д3. 5.Иммунологическая защита.
12.Волосы, ногти, железы.
13.Потовые железы – простые неразветвленные трубчатые. Различают: эккриновые (мерокриновые) и апокриновые железы. Эккриновые железы распространены по всей коже. Локализованы глубоко в сетчатом слое дермы на границе с гиподермой. Апокриновые железы встречаются в подмышечной, паховой областях, вокруг сосков. Эти железы начинают функционировать с наступлением половой зрелости.
Сальные железы – простые разветвленные альвеолярные. Сопровождают волосы.
Приложение№2
Тестовые задания по теме