Тема. Морфологические проявления компенсаторно-приспособительных реакций в организме человека

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Таврический Национальный Университет им. В.И. Вернадского

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО

«СПОРТИВНОЙ МОРФОЛОГИИ»

для студентов дневной формы обучения факультета физической культуры и спорта по направлениям 6.010203 - Здоровье человека,

6.010201 - Физическое воспитание

Симферополь 2009

Рекомендовано к печати научно-методическим советом ТНУ им. В.И. Вернадского от 12.03.09 протокол № 3

Методические указания к лабораторным занятиям по спортивной морфологии

Для студентов 2-го курса дневной формы обучения факультета физической культуры и спорта по направлениям 6.010203 – Здоровье человека, 6.010201 Физическое воспитание.

Составители: Коновальчук В.Н., Архангельская Е.В.

Редактор: Василенко Н.А.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4

Темы лекций……………………………………………………………..5

Занятие 1.Морфологические проявления компенсаторно-приспособительных реакций в организме человека……………………6

Занятие 2. Основы спортивной антропометрии………………………..7

Занятие 3. Определение продольных и поперечных размеров тела спортсменов………………………………………………………………10

Занятие 4. Определение компонентов веса спортсменов……………..16

Занятие 5. Оценка структурных изменений в костной системе спортсменов……………………………………………………………….21

Занятие 6. Определение подвижности в суставах у

спортсменов……………………………………………………………….23

Занятие 7. Определение силы отдельных групп мышц у

спортсменов……………………………………………………………….28

Занятие 8. Оценка телосложения и осанки спортсменов……………...33

Занятие 9. Определение пропорций тела и оценка

физического развития спортсменов……………………………………..37

Контрольные вопросы………………………………………………….40

Список рекомендуемой литературы……………………………………………………………….43

ВВЕДЕНИЕ

Спортивная морфология изучает реактивные, адаптационные и компенсаторные изменения в организме спортсмена на разных уровнях его строения: клеточном, тканевом, органном и системном, которые происходят под влиянием физических нагрузок спортсменов.

Конечная цель данного курса рассматривается в двух аспектах: первый - подготовить студентов к научно обоснованному проведению тренировочного процесса с учетом морфологических особенностей строения тела спортсмена; второй – привить студентам практические навыки по основным методам антропометрического обследования спортсменов.

Цель каждого лабораторного занятия – овладение навыками практической работы при морфофункциональном обследовании спортсменов. Теоретические основы излагаются на лекциях и являются необходимой базой для выполнения лабораторных занятий.

На лабораторных занятиях студентов студенты учатся правилам пользования антропометрическим инструментарием, а также методами определения морфофункциональных показателей телосложения и физического развития спортсменов. На лабораторных занятиях студенты должны работать самостоятельно. Для этого студенческие группы делятся на подгруппы, из которых одна является «испытуемыми», а другая – «исследователями». В течение занятия они меняются местами с тем, чтобы каждый студент приобрел необходимые навыки обследования.

Каждый студент обязан в течение занятия выполнить одну лабораторную работу и представить к концу занятия соответствующий протокол исследования.

ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ ПО «СПОРТИВНОЙ МОРФОЛОГИИ»

1. Общебиологические основы адаптации организма спорт­смена к физическим нагрузкам.

2. Структурные изменения в костной системе спортсменов.

3. Особенности строения связочно-суставного аппарата спортсменов.

4. Структурная перестройка мышечной системы под влия­нием физических нагрузок.

5. Изменения основных компонентов механизма внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы у спортсменов.

6. Смещаемость внутренних органов у спортсменов.

7. Конституционнальные особенности организма и их роль в спортивной практике.

8. Основы спортивной антропометрии.

9. Пропорции тела спортсменов.

10.Морфологические особенности физического развития
спортсменов и их значение при отборе в спорте.

ЗАНЯТИЕ 1

Тема. Морфологические проявления компенсаторно-приспособительных реакций в организме человека

Содержание. Спортивная деятельность как один из факто­ров морфо-функциональной адаптации организма. Особенно­сти реакции организма и его структурных компонентов на фи­зические нагрузки. Взаимосвязь различных уровней структур­ной организации. Роль кровеносной и нервной систем в интеграции внутренней среды организма. Закономерности структурных перестроек в организме спортсмена. Гипертрофия и гиперплазия (клеточная и внутриклеточная) как морфологические проявления компенсаторно-приспособительных про­цессов. Роль регенерационных процессов в восстановлении морфологических структур и в поддержании высокой работо­способности организма.

Методические указания. Ознакомить студентов с микроско­пическими методами исследования и их значением при оценке физического состояния организма спортсмена. Особое внима­ние следует обратить на взятие биопсийного материала для гистологического и гистохимического исследования.

Под малым увеличением микроскопа рассмотреть и зарисо­вать поперечнополосатые мышечные волокна в нормальной и гипертрофированной мышцах; под большим увеличением ми­кроскопа обратить внимание на увеличение размеров попереч­нополосатых мышечных волокон и плотности упаковки в них органелл общего и специального назначения, рассмотреть признаки дегенерации мышечных волокон и деструкции нерв­ных элементов при резко выраженных состояниях перетрени­рованности.

По таблицам, диапозитивам и электроннограммам изучают­ся признаки 'внутриклеточной регенерации и гиперплазии, связанные с изменением строения цитоплазматической сети, рибосом, митохондрий и миофибрилл. Разбираются пластиче­ские и энергетические процессы в клетке.

Оснащение занятия. Микроскопы и наборы гистологиче­ских препаратов по перестройке мышечной и костной тканей под влиянием физических нагрузок. Таблицы и электроннограммы, отражающие структурную перестройку на клеточном уровне.

ЗАНЯТИЕ 2

Наши рекомендации