Тема. Морфологические проявления компенсаторно-приспособительных реакций в организме человека
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Таврический Национальный Университет им. В.И. Вернадского
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО
«СПОРТИВНОЙ МОРФОЛОГИИ»
для студентов дневной формы обучения факультета физической культуры и спорта по направлениям 6.010203 - Здоровье человека,
6.010201 - Физическое воспитание
Симферополь 2009
Рекомендовано к печати научно-методическим советом ТНУ им. В.И. Вернадского от 12.03.09 протокол № 3
Методические указания к лабораторным занятиям по спортивной морфологии
Для студентов 2-го курса дневной формы обучения факультета физической культуры и спорта по направлениям 6.010203 – Здоровье человека, 6.010201 Физическое воспитание.
Составители: Коновальчук В.Н., Архангельская Е.В.
Редактор: Василенко Н.А.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4
Темы лекций……………………………………………………………..5
Занятие 1.Морфологические проявления компенсаторно-приспособительных реакций в организме человека……………………6
Занятие 2. Основы спортивной антропометрии………………………..7
Занятие 3. Определение продольных и поперечных размеров тела спортсменов………………………………………………………………10
Занятие 4. Определение компонентов веса спортсменов……………..16
Занятие 5. Оценка структурных изменений в костной системе спортсменов……………………………………………………………….21
Занятие 6. Определение подвижности в суставах у
спортсменов……………………………………………………………….23
Занятие 7. Определение силы отдельных групп мышц у
спортсменов……………………………………………………………….28
Занятие 8. Оценка телосложения и осанки спортсменов……………...33
Занятие 9. Определение пропорций тела и оценка
физического развития спортсменов……………………………………..37
Контрольные вопросы………………………………………………….40
Список рекомендуемой литературы……………………………………………………………….43
ВВЕДЕНИЕ
Спортивная морфология изучает реактивные, адаптационные и компенсаторные изменения в организме спортсмена на разных уровнях его строения: клеточном, тканевом, органном и системном, которые происходят под влиянием физических нагрузок спортсменов.
Конечная цель данного курса рассматривается в двух аспектах: первый - подготовить студентов к научно обоснованному проведению тренировочного процесса с учетом морфологических особенностей строения тела спортсмена; второй – привить студентам практические навыки по основным методам антропометрического обследования спортсменов.
Цель каждого лабораторного занятия – овладение навыками практической работы при морфофункциональном обследовании спортсменов. Теоретические основы излагаются на лекциях и являются необходимой базой для выполнения лабораторных занятий.
На лабораторных занятиях студентов студенты учатся правилам пользования антропометрическим инструментарием, а также методами определения морфофункциональных показателей телосложения и физического развития спортсменов. На лабораторных занятиях студенты должны работать самостоятельно. Для этого студенческие группы делятся на подгруппы, из которых одна является «испытуемыми», а другая – «исследователями». В течение занятия они меняются местами с тем, чтобы каждый студент приобрел необходимые навыки обследования.
Каждый студент обязан в течение занятия выполнить одну лабораторную работу и представить к концу занятия соответствующий протокол исследования.
ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ ПО «СПОРТИВНОЙ МОРФОЛОГИИ»
1. Общебиологические основы адаптации организма спортсмена к физическим нагрузкам.
2. Структурные изменения в костной системе спортсменов.
3. Особенности строения связочно-суставного аппарата спортсменов.
4. Структурная перестройка мышечной системы под влиянием физических нагрузок.
5. Изменения основных компонентов механизма внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы у спортсменов.
6. Смещаемость внутренних органов у спортсменов.
7. Конституционнальные особенности организма и их роль в спортивной практике.
8. Основы спортивной антропометрии.
9. Пропорции тела спортсменов.
10.Морфологические особенности физического развития
спортсменов и их значение при отборе в спорте.
ЗАНЯТИЕ 1
Тема. Морфологические проявления компенсаторно-приспособительных реакций в организме человека
Содержание. Спортивная деятельность как один из факторов морфо-функциональной адаптации организма. Особенности реакции организма и его структурных компонентов на физические нагрузки. Взаимосвязь различных уровней структурной организации. Роль кровеносной и нервной систем в интеграции внутренней среды организма. Закономерности структурных перестроек в организме спортсмена. Гипертрофия и гиперплазия (клеточная и внутриклеточная) как морфологические проявления компенсаторно-приспособительных процессов. Роль регенерационных процессов в восстановлении морфологических структур и в поддержании высокой работоспособности организма.
Методические указания. Ознакомить студентов с микроскопическими методами исследования и их значением при оценке физического состояния организма спортсмена. Особое внимание следует обратить на взятие биопсийного материала для гистологического и гистохимического исследования.
Под малым увеличением микроскопа рассмотреть и зарисовать поперечнополосатые мышечные волокна в нормальной и гипертрофированной мышцах; под большим увеличением микроскопа обратить внимание на увеличение размеров поперечнополосатых мышечных волокон и плотности упаковки в них органелл общего и специального назначения, рассмотреть признаки дегенерации мышечных волокон и деструкции нервных элементов при резко выраженных состояниях перетренированности.
По таблицам, диапозитивам и электроннограммам изучаются признаки 'внутриклеточной регенерации и гиперплазии, связанные с изменением строения цитоплазматической сети, рибосом, митохондрий и миофибрилл. Разбираются пластические и энергетические процессы в клетке.
Оснащение занятия. Микроскопы и наборы гистологических препаратов по перестройке мышечной и костной тканей под влиянием физических нагрузок. Таблицы и электроннограммы, отражающие структурную перестройку на клеточном уровне.
ЗАНЯТИЕ 2