Санитарно-микробиологическое исследование

Оборудования, рук и спецодежды персонала

Отбор проб: c рабочих столов, весов для взвешивания сухих ве­ществ, тары для хранения вспомогательного материала, весов, оборудова­ния, рук и спецодежды персонала пробы отбирают методом смыва стериль­ным ватным тампоном, помещенным в пробирки со стерильным физиологичес­ким раствором или пептонной водой. При отборе проб с крупных плоских поверхностей (столы, халаты и т.д.) используют проволочную рамку-шаб­лон площадью 100 см2. Перед взятием пробы шаблон фламбируют, а тампоны увлажняют. Для проведения смывов с рук увлажненным ватным тампоном (марлевой салфеткой) протирают руки обследуемого, начиная с менее заг­рязненных участков кожи: тыльную часть ладони, ладонь, межпальцевые поверхности, ногтевые ложа и подногтевые поверхности.

Методика исследования: 1. Определение колиформных бактерий (см. раздел «Санитарно-микробиологическое исследование воды»).

2. Определение Staphylococcus aureus. 1 мл смывной жидкости засе­вают в пробирку с 5 мл солевого бульона, инкубируют в термостате при +37°С в течение 24 ч. При наличии роста (помутнении среды) делают высе­вы на желточно-солевой агар для получения изолированных колоний. Иден­тифицируют чистые культуры по морфологическим свойствам, отношению к окраске по Граму, ферментации глюкозы и маннита, плазмокоагулирующим свойствам.

Требования к микробиологической чистоте объектов внешней среды: присутствие колиформных бактерий и стафилококка в смывах не допускается.

Антимикробные препараты

Тема лабораторной работы №4:

АНТИБИОТИКИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ АНТИБИОТИКОВ. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ МИКРОБОВ К АНТИБИОТИКАМ.

ЦЕЛИ: знать источники и методы получения антибиотиков; основные механизмы, активность и спектр их действия; варианты побочного действия антибиотиков; принципы определения чувствительности микробов к антибиотикам; причины возникновения и пути преодоления лекарственной устойчивости микроорганизмов; основы рациональной антибиотикотерапии; уметь характеризовать антибиотики разных химических групп, учитывать и интерпретировать результаты опыта по определению чувствительности возбудителей к антибиотикам; обосновывать выбор антибиотика для лечения.

ПЛАН И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ ЗАНЯТИЯ

1. Вступительное слово преподавателя (техника безопасности при работе в микробиологической лаборатории) – 5 мин.

2. Контроль теоретической подготовки студентов - 10 мин.

3. Задание по выполнению лабораторной работы - 10 мин.

4. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя, оформление протоколов - 70 мин.

5. Заключительное слово преподавателя, задание на экспериментальную работу по следующей теме - 5 мин.

ИТОГО: «100» мин.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

1. Инструменты и оборудование:

Чашки Петри, пробирки, тампоны, пипетки, пинцеты, чистые культуры стафилококков, эшерихий, псевдомонад; наборы антибиотиков. Расходный материал - среда АГВ, питательный бульон, физиологический раствор, восковой карандаш по стеклу, вата, диски с антибиотиками: по 2 чашки и 1 набору дисков с различными антибиотиками на группу из 3 студентов.

2. Стенды: «Рейтинговая оценка знаний студентов», «Антибиотики».

3. Таблицы: «Механизм действия антибиотиков», «Антагонизм микроорганизмов», «Спектр действия антибиотиков»

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Что такое химиотерапия и химиотерапевтические препараты (ХТП)? Назовите основные группы ХТП.

2. Перечислите требования, предъявляемые к ХТП.

3. Что такое спектр, бактерицидное и статическое действие ХТП?

4. Назовите источники и методы получения антибиотиков. Примеры.

5. Какие Вы знаете механизмы действия (точки приложения) антибиотиков на микроорганизмы?

6. Как классифицируют виды побочного действия антибиотиков?

7. Назовите основные виды лекарственной устойчивости микроорганизмов.

8. Какими методами определяют чувствительность микробов к антибиотикам?

Наши рекомендации