Характеристики исследования.

Системы управления

Тема «Исследовательский подход в управлении»

Методологические основы исследований.

С точки зрения диалектического метода как всеобщего, генерального метода познания, можно определить методологию как систему, реализующую три функции:

· получение, создание нового знания;

· структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий;

· организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).

Общими основами методологии являются диалектика, абстрагирование, системный подход и методологические принципы.

Методологический принцип – основополагающая идея, основное положение теории, отражающее системное, совокупное действие объективных законов развития природы, общества, мышления и направляющее деятельность исследователя в избранной им предметной области.

Рассмотрим основные методологические принципы:

1. Принцип единства теории и практики. Этот принцип является исходным в диалектической методологии. Единство теории и практики есть выражение того, что в деятельности человека они выступают как ее стороны. При этом практика является критерием истинности теории. Это реальность любой исследовательской деятельности.

2. Принцип познаваемости. Сущность принципа состоит в том, что объективный мир, существующий вне и не зависимо от нас может быть познан, и нет принципиальных препятствий для его познания.

3. Принцип объективности. Принцип объективности требует беспристрастности в анализе действительности, требует рассмотрения процессов, явлений, вещей такими, какие они есть, без предвзятости, во всем многообразии их сторон, связей, отношений.

Принцип движения и развития. Его суть: все явления необходимо рассматривать с учетом их функционирования и изменения качества, увеличения жизнеспособности, адаптации к условиям среды.

4. Принцип противоречивости. Он определяет противоречия как ведущую силу всяких изменений.

5. Принцип научности. Устанавливает функции исследования, заключающиеся в необходимости описания, объяснения и предвидения явлений. Действительная научность проявляется в возможности предвидеть и на этой основе использовать результаты исследования.

6. Принцип взаимодействия. Диалектический подход построен на учете разнообразия связей, их системности, многовариантности.

7. Принцип целостности является необходимым и естественным дополнением вышеназванного. Система существует только в рамках определенной целостности, которую надо увидеть, обнаружить, найти границы любого явления, его отдельность от среды. Целостность всегда относительна, ее нельзя абсолютизировать, но невозможно и игнорировать.

Характеристики исследования.

К основным характеристикам относятся следующие:

1. Методология исследования – совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.

2. Организация исследования – порядок проведения исследования, основанный на распределении ответственности, закрепленной в распорядительных документах.

3. Ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов. К таким ресурсам относятся интеллектуальные, информационные, материальные, технические, трудовые и временные.

4. Объект и предмет исследования.Для решения разных задач один и тот же объект может рассматриваться через призму разных предметов исследования.

5. Тип исследования – принадлежность исследования к определенному классу, отражающему своеобразие всех его характеристик.

6. Метод исследования – способ изучения явлений, который выбирается в соответствии с особенностями предмета исследования, возможностью и эффективностью его использования в конкретных условиях.

7. Качество исследования – комплексная совокупность свойств и характеристик исследования, отражающая его особенности и позволяющая оценить его результативность.

8. Концепция исследования – комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения.

9. Результат исследования – информация, полученная при завершении исследования, способствующая успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, причин возникновения, следствий и т.д.

10. Эффективность исследования – соразмерность результатов, полученных от исследования, с ресурсами, использованными на его проведение.

Наши рекомендации