Этапы проведения практического занятия. Тема 10. Частная физиология эндокринной системы
Тема 10. Частная физиология эндокринной системы. Периферические железы внутренней секреции
Мотивация изучения темы:Гормональная регуляция обеспечивает поддержание на оптимальном уровне базовых функций организма, делает возможным физическое, умственное и половое развитие. Знание эффектов и механизма действия гормонов необходимо для понимания причин нарушения функций и механизмов действия гормональных препаратов при изучении клинических дисциплин и в практической деятельности врача.
Цели занятия:
Общая цель: Изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности « лечебное дело» ПК-6, ПК-12, ПК-16, ПК-32
Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«Знать» - физиологические эффекты действия гормонов периферических желез внутренней и смешанной секреции
«Уметь»-анализировать и оценивать эффекты действия гормонов в эксперименте (программа «Виртуальная физиология») и при решении ситуационных задач
«Владеть» - анатомо-физиологическим понятийным аппаратом
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы
1. Локализация и анатомическое строение желез внутренней и смешанной секреции (кафедра анатомии человека)
2. Клеточный состав желез внутренней секреции .(кафедра гистологии и эмбриологии)
3. Химические свойства гормонов (кафедра химии)
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Вопросы для самоподготовки:
1. Железы внутренней секреции, контролируемые гипоталамо-гипофизарной системой. Основные эндокринные оси
2. Физиологические эффекты гормонов щитовидной железы
3. Физиологические эффекты гормонов надпочечников
4. Регуляция выделения половых гормонов. Физиологические эффекты половых гормонов.
5. Гормональная регуляция овариально-менструального цикла
6. Гормоны периферических желез, относительно не зависимых от гипоталамо-гипофизарной системы
7. Гормональная регуляция углеводного обмена
8. Гормональная регуляция обмена кальция
Домашнее задание:
1.Зарисовать схему гормональной регуляции овариально-менструального цикла
2.Составить таблицу влияния гормонов периферических желез на функции организма по следующей схеме:
Эндокринные железы | гормоны | Место действия (органы -мишени) | Физиологический эффект |
Вопросы для самоконтроля:
1. Как отразится на функции аденогипофиза введение тироксина?
2. Какой эффект можно ожидать при введении АКТГ?
3. Как объяснить снижение функции коры надпочечников при введении глюкокортикоидов?
4.Гормоны каких желез регулируют обмен кальция?
5. Какие гормоны (каких желез) участвуют в регуляции углеводного обмена?
6. Какая эндокринная ось играет главную роль в процессах адаптации?
7. Какие гормоны являются синергистами?
8. Какие гормоны являются антогонистами?
9. Какой гормон регулирует гаметогенез?
10. Какой гормон вызывает овуляцию и образование желтого тела?
Этапы проведения практического занятия
№ п/п | Название этапа | Цель этапа | Время |
Вводная часть занятия | |||
Организация занятия | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие | 2 мин. | |
Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов | 3 мин | |
Основная часть занятия | 80-90% | ||
Контроль исходных знаний, умений и навыков. Опрос-беседа по контрольным вопросам | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков. Коррекция исходного уровня знаний | 30 мин | |
Задания на СРС в учебное время | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной работе | 5 мин. | |
Управляемая СРС в учебное время | Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия | 25 мин. | |
Оценка результатов СРС | Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов | 5 мин. | |
Итоговый контроль | Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка при решении ситуационных задач и тестового контроля | 15 мин | |
Заключительная часть занятия | 5-10% | ||
Подведение итогов занятия | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия | 3 мин. | |
Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время | Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер | 2 мин. |