Требования к уровню подготовки бакалавра в рамках данной дисциплины.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «МГТУ»)
Кафедра микробиологии и биохимии
Методические указания
к выполнению практических работ
по дисциплине «Иммунология»
для направления подготовки 06.03.01 Биология профиль Биохимия
для студентов очно-заочной формы обучения
Мурманск,
Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Иммунология» предназначены для студентов направления подготовки 06.03.01 «Биология» и включают общие организационно-методические указания, перечень практических работ по дисциплине «Иммунология», методические указания к выполнению практических работ с кратким изложением теоретического материала, критерии и шкалу оценивания и список рекомендуемой литературы.
Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Иммунология» рассмотрены и одобрены на заседании кафедры-разработчика Микробиология и биохимия
«_____» __________________ протокол № __________.
дата
Составитель – Блинова Екатерина Игоревна, старший преподаватель кафедры микробиологии и биохимии
Рецензент – Богданова Ольга Юрьевна, кандидат биологических наук, профессор кафедры микробиологии и биохимии
ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Иммунология» составлены в соответствии с ФГОС ВО по направлению 06.03.01 «Биология» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 № 33812). Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 944, и предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 06.03.01 «Биология».
Цели и задачи учебной дисциплины.
Целью дисциплины «Иммунология» является подготовка биологов в соответствии с квалификационной характеристикой бакалавра, компетенциями, которые должны быть сформированы в результате изучения дисциплины и рабочим учебным планом направления подготовки «Биология».
Задачи дисциплины: дать необходимые знания по фундаментальным основам иммунологии, молекулярным механизмам иммунных процессов, эволюции и онтогенезу иммунного ответа, строению иммунной системы, основам клинической и экологической иммунологии.
Требования к уровню подготовки бакалавра в рамках данной дисциплины.
Процесс изучения дисциплины «Иммунология» направлен на формирование компетенций в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 06.03.01 «Биология», представленных в таблице 1.
Таблица 1 – Компетенции, формируемые дисциплиной «Иммунология»
№ п/п | Код компетенции | Содержание компетенции |
ОК-7 | обладать способностью к самоорганизации и самообразованию | |
ОПК-4 | обладать способностью применять принципы структурной и функциональной организации биологических объектов и владением знанием механизмов гомеостатической регуляции; владением основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем |
4. Планируемые результаты обучения по дисциплине «Иммунология»
Результаты формирования компетенций и планируемые результаты обучения представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Планируемые результаты обучения
№ п/п | Код компе-тенции | Компоненты компетенции, степень их реализации | Результаты обучения |
ОК-7 | Компоненты компетенции частично соотносятся с содержанием дисциплины, и компетенция реализуется частично | Знать: - Строение иммунной системы, основы организации лимфоидной ткани, виды иммунокомпетентных клеток, их взаимодействие; - Основные аллергические, иммунодефицитные и аутоиммунные состояния, причины их возникновения; - Основы молекулярной иммунологии, взаимодействие клеток в иммунном ответе; - Современное состояние иммунологии, иммунодиагностики, иммунопрофилактики. Уметь: - самостоятельно составлять схемы иммунитетов разных видов, разбираться в структуре антител и антигенов и взаимодействии иммунокомпетентных клеток в иммунном ответе; - использовать современные методы иммунодиагностики иммунокоррекции, иммунопрофилактики. Обладать навыками: - проведения иммунных реакций; - анализа теоретического материала; - составления графиков и диаграмм. | |
ОПК-4 | Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины, и компетенция реализуется частично |
5. Тематический план дисциплины «Иммунология» представлен в таблице 3.
Таблица 3 - Содержание разделов дисциплины (модуля), виды работы
Содержание разделов (модулей), тем дисциплины | Количество часов, выделяемых на виды учебной подготовки по формам обучения |
Очно-заочная Л/ЛР/ПЗ/СРС | |
Тема 1. Введение. Предмет и задачи иммунологии. Связь с другими науками. Разделы иммунологии. Перспективные направления развития. | 1/0/0/6 |
Тема 2. История развития иммунологии. Выдающиеся ученые и важнейшие открытия в иммунологии. | 1/0/0/6 |
Тема 3. Иммунная система. Центральные и периферические органы. Костный мозг, тимус, селезенка, аппендикс, лимфоузлы, пейеровы бляшки. Строение, функции. | 2/0/2/8 |
Тема 4. Виды иммунитета. Видовой иммунитет. Приобретенный иммунитет. Неспецифическая резистентность. Защитные барьеры организма. Воспаление. Фагоцитоз. Защитные факторы сыворотки крови. | 2/0/2/8 |
Тема 5.Иммунокомпетентные клетки, строение, функции. Фагоциты. Лимфоциты. Антигенпрезентирующие клетки. Взаимодействие клеток в иммунном ответе. Фазы иммунного ответа. | 1/0/0/8 |
Тема 6. Феномены иммунитета. Аллергия, атопия, анафилаксия. Иммунологическая память, иммунологическая толерантность. Противовирусный и противобактериальный иммунитет. Трансплантационный иммунитет. Виды трансплантантов. Противоопухолевый иммунитет. Индукторы опухолей. | 2/0/4/8 |
Тема 7.Основы клинической иммунологии. Иммунодефициты. Аутоиммунные состояния и заболевания. Иммунный статус, его норма и отклонения от нормы. | 2/0/6/8 |
Тема 8.Молекулярная иммунология. Антигены, антитела, молекулы адгезии, рецепторы, лиганды. Антигены человека и животных. Антигены МНС. Антигены бактерий, вирусов. Структура, виды, механизм действия, строение. Иммуноглобулины. Антителообразование. Теория образования антител. Цитокины. Свойства, виды, природа, механизм действия, строение. | 2/0/3/8 |
Тема 9. Эволюция иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет у беспозвоночных и позвоночных животных. | 1/0/0/8 |
Тема 10. Экологическая иммунология. Классификация иммунотропных экофакторов. Иммунитет и стресс. Классификация возможных вариантов иммунного статуса. Иммунологический мониторинг животных. | 1/0/0/6 |
Итого: | 17/0/17/74 |
6. Перечень практических работ по дисциплине «Иммунология»представлен в таблице 4.
Таблица 4 - Перечень практических работ по дисциплине «Иммунология»
№ раздела дисци-плины | Наименование практической работы | Цель работы | Формы текущего контроля |
3, 9 | ПР1. Строение иммунной системы. Центральные и периферические органы иммунной системы. Миело- и лимфопоэз. | Изучить строение, функции иммунной системы человека, ее центральные и периферические органы, иммунопоэз и иммунокомпетентные клетки | Оценка результативности работы обучающихся при выполнении практических работ; проверка оформления и защита практических работ. |
2, 3, 4, 5 | ПР2. Виды иммунитета. Факторы специфической и неспецифической защиты организма. | Раскрыть понятие «иммунитет», изучить виды и механизмы иммунитета, факторы специфической защиты организма, изучить классификацию факторов иммунной защиты организма человека, их роль в создании и поддержании иммунитета | |
3, 4, 10 | ПР3. Роль микроорганизмов-симбионтов в поддержании иммунитета. | Рассмотреть роль симбионтной микрофлоры в поддержании иммунитета, изучить представителей нормальной микрофлоры отдельных органов | |
ПР4. Антитела и антигены. | Изучить классификацию, строение и свойства антител, антителообразование, рассмотреть понятие «антиген», изучить классификацию антигенов, их состав, свойства и типы антигенной специфичности | ||
6, 7 | ПР5. Особенности иммунитета. Иммунный статус. | Изучить особенности и механизмы противовирусного, противоопухолевого, трансплантационного и других видов иммунитета; изучить понятие иммунного статуса, факторы, влияющие на иммунный статус; тесты для оценки иммунного статуса | |
3, 5, 6, 8 | ПР6. Аллергические реакции. | Изучить виды и механизмы возникновения аллергических реакций и меры профилактики | |
7, 8 | ПР7. Иммунодиагностика. Серологические реакции. | Изучить применение серологических реакций в медицине и биологии, механизмы постановки этих реакций и учет результатов | |
7, 8 | ПР8. Иммунопрофилактика и иммунотерапия. | Изучить назначение и классификацию вакцин и сывороток; показания и противопоказания к вакцинации; национальный календарь прививок |
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1