Требования к уровню подготовки бакалавра в рамках данной дисциплины.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «МГТУ»)

Кафедра микробиологии и биохимии

Методические указания

к выполнению практических работ

по дисциплине «Иммунология»

для направления подготовки 06.03.01 Биология профиль Биохимия

для студентов очно-заочной формы обучения

Мурманск,

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Иммунология» предназначены для студентов направления подготовки 06.03.01 «Биология» и включают общие организационно-методические указания, перечень практических работ по дисциплине «Иммунология», методические указания к выполнению практических работ с кратким изложением теоретического материала, критерии и шкалу оценивания и список рекомендуемой литературы.

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Иммунология» рассмотрены и одобрены на заседании кафедры-разработчика Микробиология и биохимия

«_____» __________________ протокол № __________.

дата

Составитель – Блинова Екатерина Игоревна, старший преподаватель кафедры микробиологии и биохимии

Рецензент – Богданова Ольга Юрьевна, кандидат биологических наук, профессор кафедры микробиологии и биохимии

ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1. Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Иммунология» составлены в соответствии с ФГОС ВО по направлению 06.03.01 «Биология» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 № 33812). Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 944, и предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 06.03.01 «Биология».

Цели и задачи учебной дисциплины.

Целью дисциплины «Иммунология» является подготовка биологов в соответствии с квалификационной характеристикой бакалавра, компетенциями, которые должны быть сформированы в результате изучения дисциплины и рабочим учебным планом направления подготовки «Биология».

Задачи дисциплины: дать необходимые знания по фундаментальным основам иммунологии, молекулярным механизмам иммунных процессов, эволюции и онтогенезу иммунного ответа, строению иммунной системы, основам клинической и экологической иммунологии.

Требования к уровню подготовки бакалавра в рамках данной дисциплины.

Процесс изучения дисциплины «Иммунология» направлен на формирование компетенций в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 06.03.01 «Биология», представленных в таблице 1.

Таблица 1 – Компетенции, формируемые дисциплиной «Иммунология»

№ п/п Код компетенции Содержание компетенции
ОК-7 обладать способностью к самоорганизации и самообразованию
ОПК-4 обладать способностью применять принципы структурной и функциональной организации биологических объектов и владением знанием механизмов гомеостатической регуляции; владением основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем

4. Планируемые результаты обучения по дисциплине «Иммунология»

Результаты формирования компетенций и планируемые результаты обучения представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Планируемые результаты обучения

№ п/п Код компе-тенции Компоненты компетенции, степень их реализации Результаты обучения
ОК-7 Компоненты компетенции частично соотносятся с содержанием дисциплины, и компетенция реализуется частично Знать: - Строение иммунной системы, основы организации лимфоидной ткани, виды иммунокомпетентных клеток, их взаимодействие; - Основные аллергические, иммунодефицитные и аутоиммунные состояния, причины их возникновения; - Основы молекулярной иммунологии, взаимодействие клеток в иммунном ответе; - Современное состояние иммунологии, иммунодиагностики, иммунопрофилактики. Уметь: - самостоятельно составлять схемы иммунитетов разных видов, разбираться в структуре антител и антигенов и взаимодействии иммунокомпетентных клеток в иммунном ответе; - использовать современные методы иммунодиагностики иммунокоррекции, иммунопрофилактики. Обладать навыками: - проведения иммунных реакций; - анализа теоретического материала; - составления графиков и диаграмм.  
ОПК-4 Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины, и компетенция реализуется частично

5. Тематический план дисциплины «Иммунология» представлен в таблице 3.

Таблица 3 - Содержание разделов дисциплины (модуля), виды работы

Содержание разделов (модулей), тем дисциплины Количество часов, выделяемых на виды учебной подготовки по формам обучения
Очно-заочная Л/ЛР/ПЗ/СРС
Тема 1. Введение. Предмет и задачи иммунологии. Связь с другими науками. Разделы иммунологии. Перспективные направления развития. 1/0/0/6
Тема 2. История развития иммунологии. Выдающиеся ученые и важнейшие открытия в иммунологии. 1/0/0/6
Тема 3. Иммунная система. Центральные и периферические органы. Костный мозг, тимус, селезенка, аппендикс, лимфоузлы, пейеровы бляшки. Строение, функции. 2/0/2/8
Тема 4. Виды иммунитета. Видовой иммунитет. Приобретенный иммунитет. Неспецифическая резистентность. Защитные барьеры организма. Воспаление. Фагоцитоз. Защитные факторы сыворотки крови. 2/0/2/8
Тема 5.Иммунокомпетентные клетки, строение, функции. Фагоциты. Лимфоциты. Антигенпрезентирующие клетки. Взаимодействие клеток в иммунном ответе. Фазы иммунного ответа. 1/0/0/8
Тема 6. Феномены иммунитета. Аллергия, атопия, анафилаксия. Иммунологическая память, иммунологическая толерантность. Противовирусный и противобактериальный иммунитет. Трансплантационный иммунитет. Виды трансплантантов. Противоопухолевый иммунитет. Индукторы опухолей. 2/0/4/8
Тема 7.Основы клинической иммунологии. Иммунодефициты. Аутоиммунные состояния и заболевания. Иммунный статус, его норма и отклонения от нормы. 2/0/6/8
Тема 8.Молекулярная иммунология. Антигены, антитела, молекулы адгезии, рецепторы, лиганды. Антигены человека и животных. Антигены МНС. Антигены бактерий, вирусов. Структура, виды, механизм действия, строение. Иммуноглобулины. Антителообразование. Теория образования антител. Цитокины. Свойства, виды, природа, механизм действия, строение. 2/0/3/8
Тема 9. Эволюция иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет у беспозвоночных и позвоночных животных. 1/0/0/8
Тема 10. Экологическая иммунология. Классификация иммунотропных экофакторов. Иммунитет и стресс. Классификация возможных вариантов иммунного статуса. Иммунологический мониторинг животных. 1/0/0/6
Итого: 17/0/17/74

6. Перечень практических работ по дисциплине «Иммунология»представлен в таблице 4.

Таблица 4 - Перечень практических работ по дисциплине «Иммунология»

№ раздела дисци-плины Наименование практической работы Цель работы Формы текущего контроля
3, 9 ПР1. Строение иммунной системы. Центральные и периферические органы иммунной системы. Миело- и лимфопоэз. Изучить строение, функции иммунной системы человека, ее центральные и периферические органы, иммунопоэз и иммунокомпетентные клетки Оценка результативности работы обучающихся при выполнении практических работ; проверка оформления и защита практических работ.
2, 3, 4, 5 ПР2. Виды иммунитета. Факторы специфической и неспецифической защиты организма. Раскрыть понятие «иммунитет», изучить виды и механизмы иммунитета, факторы специфической защиты организма, изучить классификацию факторов иммунной защиты организма человека, их роль в создании и поддержании иммунитета
3, 4, 10 ПР3. Роль микроорганизмов-симбионтов в поддержании иммунитета. Рассмотреть роль симбионтной микрофлоры в поддержании иммунитета, изучить представителей нормальной микрофлоры отдельных органов
ПР4. Антитела и антигены. Изучить классификацию, строение и свойства антител, антителообразование, рассмотреть понятие «антиген», изучить классификацию антигенов, их состав, свойства и типы антигенной специфичности
6, 7 ПР5. Особенности иммунитета. Иммунный статус. Изучить особенности и механизмы противовирусного, противоопухолевого, трансплантационного и других видов иммунитета; изучить понятие иммунного статуса, факторы, влияющие на иммунный статус; тесты для оценки иммунного статуса
3, 5, 6, 8 ПР6. Аллергические реакции. Изучить виды и механизмы возникновения аллергических реакций и меры профилактики
7, 8 ПР7. Иммунодиагностика. Серологические реакции. Изучить применение серологических реакций в медицине и биологии, механизмы постановки этих реакций и учет результатов
7, 8 ПР8. Иммунопрофилактика и иммунотерапия. Изучить назначение и классификацию вакцин и сывороток; показания и противопоказания к вакцинации; национальный календарь прививок

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Наши рекомендации