Научно-методическое обоснование темы 13 страница

Темы итогового занятия

1. Общая физиология сенсорных систем.

2. Зрительная сенсорная система.

3. Слуховая, вестибулярная, вкусовая и обонятельная сенсорные системы.

4. Тактильная, температурная сенсорные системы.

5. Ноцицепция.

6. Физиологические основы обезболивания.

Задание на дом

Подготовиться к занятию по теме: «Высшая нервная деятельность. Архитектура целостного поведенческого акта. Целенаправленная деятельность.».

Литература[a213] :

1. Лекции.

2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— С.[Мф214] 541-562; 562-567, 567-571, 581-582, 579-581; 571-578, 582-584;

3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф215] .

Тема 33 : Высшая нервная деятельность.

Цель занятия

Сформировать систему знаний по физиологии высшей нервной деятельности. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по физиологии высшей нервной деятельности. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые общие закономерности процессов, обеспечивающих высшую нервную деятельность; уметь использовать полученные знания для объяснения изменений происходящих в организме при нарушении высшей нервной деятельности; обладать навыками в решении вопросов о необходимости применения клинико-физиологических методов исследования высшей нервной деятельности; владеть элементарным понятийным аппаратом, навыками поиска и анализа информации в области физиологии высшей нервной деятельности.

Исходные знания

1. Рефлекторная дуга (анатомия, гистология).

2. Онтогенез (биология, анатомия, гистология).

3. Нервная система (физиология, анатомия, гистология).

.

План изучения темы

1. Понятие «высшая нервная деятельность».

2. Врожденные формы поведения.

3. Роль этологии в исследовании врожденных форм поведения.

4. Понятие «условный рефлекс».

5. Свойства (признаки) условных рефлексов.

6. Классификация условных рефлексов.

7. Механизм образования условного рефлекса первого типа.

8. Стадии образования условного рефлекса.

9. Условия формирования условного рефлекса первого типа.

10. Методы изучения условных рефлексов первого типа.

11. Условные рефлексы второго типа (следовые, инструментальные).

12. Торможение условных рефлексов. Значение торможения условных рефлексов.

13. Типы высшей нервной деятельности по И.П.Павлову и темпераменты Гиппократа.

14. Интерпретация темпераментов Г.Айзенка.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «высшая нервная деятельность»? Чем отличается от «психических функций»?

1.1. Кто ввел в науку термин «высшая нервная деятельность»?

1.2. И.П.Павловым считал термин «высшая нервная деятельность» равнозначным понятию «психическая деятельность»?

1.3. Кто был непосредственным предшественником И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности?

1.4. Согласно И.П.Павлову в основе высшей нервной деятельности лежат условные или безусловные рефлексы?

1.5. Что такое «низшая нервная деятельность»?

2. Что такое врожденные формы поведения?

2.1. Что такое «безусловный рефлекс», «инстинкт»?

2.2. Кто ввел в науку термин «безусловный рефлекс»?

2.3. Какова роль Р. Декарта, Я. Прохазки, И.М. Сеченова, И.П. Павлова в создании рефлекторной теории жизнедеятельности?

2.4. Какие критерии используются при классификации безусловных рефлексов? [A216]

2.5. Какие шесть основных видов рефлексов, или уровней рефлекторных реакций выделяют по А.Б.Когану? Какие из них относятся к безусловным?

2.6. Какие три основные группы рефлексов, или уровней рефлекторных реакций выделяют по П.В.Симонову?

2.7. Что такое «инстинкт» по К.Лоренцу и по И.П.Павлову?

2.8. Какие компоненты включает в себя инстинкт?

2.9. Что такое «компетентное состояние особи» как компонент инстинкта?

2.10. Какое состояние (компонент инстинкта) определяется нейрофизиологическими и гуморальными факторами?

2.11. Голодное животное готово к поиску пищи; сексуально-восприимчивое к поиску партнера. О каком компоненте инстинкта идёт речь?

2.12. Что такое «ключевой раздражитель (релизер)» как компонент инстинкта?

2.13. Какой компонент инстинкта включает "врожденное размыкающее устройство" и тем самым, запускает инстинктивное поведение?

2.14. У самца корюшки красная окраска брюшка подплывающей рыбы является ключевым раздражителем для оборонительного поведения. О каком компоненте инстинкта идёт речь?

2.15. В состоянии готовности (компетентности) животное часто само активно ищет ключевые раздражители?

2.16. Инстинкт может сработать "вхолостую", в отсутствие релизера? В каком случае?

2.17. Что такое «завершающее (консумативное) действие» как компонент инстинкта?

2.18. Добывание пищи или спаривание с партнером являются проявлением какого компонента инстинкта?

2.19. Что такое «подавляющий раздражитель» как компонент инстинкта?

2.20. Инстинкт может быть реализован, если имеется "мешающий" стимул, переключающий активность особи на другое поведение? Как называется этот компонент инстинкта.

2.21. Самец может прекратить ритуал ухаживания за самкой, если он встретит пищевой раздражитель. О каком компоненте инстинкта идёт речь?

2.22. Как классифицируются инстинкты по П.В.Симонову?

2.23. Какие инстинкты удовлетворяют витальные потребности?

2.24. Какие два признака являются определяющими для витальных инстинктов?

2.25. К чему ведёт невозможность реализации витального инстинкта?

2.26. Реализация витального инстинкта требует участия другой особи того же вида?

2.27. К какой группе инстинктов по П.В.Симонову следует отнести следующие инстинкты: пищевой, питьевой, оборонительный (включая рефлекс: "биологической осторожности"), регуляции сна, рефлекс экономии сил? Почему?

2.28. К какой группе инстинктов по П.В.Симонову следует отнести следующие инстинкты: половой, родительский, территориальный, «сопереживания" (эмоционального резонанса), групповой иерархии? Почему?

2.29. К какой группе инстинктов по П.В.Симонову следует отнести следующие инстинкты: свободы, "прирожденного рефлекса рабской покорности" (по И.П.Павлову), подражательный, игровой, имитационный? Почему?

3. Что такое «этология»?

3.1. Какой вклад в появление и развитие этологии внесли К.Лоренц, Н.Тинберген, К.Фриш?

3.2. Какой вклад в развитие этологии внес И. Жоффруа Сент-Илер?

3.3. В чём состоит разница между этологией и сравнительной психологией?

3.4. Что такое «четыре вопроса Н.Тинбергена»?

3.5. Кто открыл у них явление импринтинга?

3.6. Кто из этологов изучил многие аспекты агрессивного и полового поведения животных, включив в сравнительно-этологический анализ этих форм поведения и поведение человека?

3.7. Кто из этологов открыл так называемый «язык кругового танца» у пчёл?

3.8. Кто из этологов изучал химический уровень коммуникации пчёл, открыл феромоны, производимые маткой и являющиеся регулятором иерархических отношений в пчелином социуме.

4. Что такое «условный рефлекс»?

4.1. Кто ввел в науку термин «условный рефлекс»?

4.2. Каково биологическое значение условных рефлексов?

5. Назовите основные свойства (признаки) условных рефлексов.

6. Какие критерии используются при классификации условных рефлексов? [A217]

6.1. Как классифицируются условные рефлексы по механизму формирования (порядку предъявления условного и безусловного стимулов)

6.2. Что такое условные рефлексы первого и второго типа, классические, павловские, следовые, инструментальные, скиннеровские?

6.3. Как классифицируются условные рефлексы по потребностям организма?

6.4. Как классифицируются условные рефлексы по характеру условного стимула?

6.5. Что такое натуральные и искусственные условные рефлексы?

6.6. Как классифицируются условные рефлексы по структуре условного стимула?

6.7. Что такое простые, комплексные и цепные условные рефлексы?

6.8. Как называются условные рефлексы, если предъявляется один условный стимул, сочетание условных стимулов, сочетание условных стимулов в строго определённой последовательности?

7. Опишите механизм образования условного рефлекса первого типа.

8. Какие выделяют стадии образования условного рефлекса?

8.1. С какой стадией образования условного рефлекса связан ориентировочный рефлекс?

8.2. Какая стадия образования условного рефлекса связана с иррадиацией, а какая с концентрацией возбуждения?

9. Почему условные рефлексы называются «условными»?

9.1. Перечислите законы (условия) формирования условного рефлекса первого типа.

9.2. Сформулируйте «закон (условие) силы» при формировании условного рефлекса первого типа.

9.3. Сформулируйте «закон (условие) индифферентности» при формировании условного рефлекса первого типа.

9.4. Сформулируйте «закон (условие) времени» при формировании условного рефлекса первого типа.

9.5. Сформулируйте «закон (условие) активного (деятельного) состояния центральной нервной системы» при формировании условного рефлекса первого типа.

10. Какие методы используются при изучении условных рефлексов первого типа?

10.1. Классические исследования условнорефлекторной деятельности организма, заложившие основу учения И.П.Павлова о высшей нервной деятельности, были проведены с использованием каких рефлексов?

10.2. В чём особенность современных методов исследования условнорефлекторной деятельности организма?

11. Что такое условные рефлексы второго типа?

11.1. Каково значение работ Б.Ф.Скиннера в изучении уловных рефлексов?

11.2. Что такое «скиннеровский ящик»?

11.3. Скиннер выделил особую группу условных рефлексов — оперантных, считая её принципиально отличной от классических условных рефлексов, открытых И. П. Павловым. В чём состоят эти отличия?

12. Что такое «торможение условных рефлексов»?

12.1. Каково значение торможения условных рефлексов в деятельности организма?

12.2. Что такое внешнее (безусловное) и внутреннее (условное) торможение условных рефлексов?

12.3. Какие типы торможение условных рефлексов относятся к внешним, а какие к внутренним? Почему?

12.4. Что такое «запредельное» торможение условных рефлексов?

12.5. Что такое «гаснущий тормоз» при торможении условных рефлексов?

12.6. Что такое «постоянный тормоз» при торможении условных рефлексов?

12.7. Что такое «угасательное» торможение условных рефлексов?

12.8. Что такое «дифференцировочное» торможение условных рефлексов?

12.9. Что такое «запаздывающее» торможение условных рефлексов?

12.10. Что такое «условный тормоз» при торможении условных рефлексов?

13. Что такое «типы высшей нервной деятельности»?

13.1. Кто ввел в науку понятие «тип высшей нервной деятельности»?

13.2. Основой индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов. Каких?

13.3. По каким критериям И.П.Павлов выделял типы высшей нервной деятельности?

13.4. Что под термином «темперамент» понимали Гиппократ и Гален?

13.5. По каким критериям Гиппократ выделял темпераменты?

13.6. Какие темпераменты выделял Гиппократ?

13.7. Какому типу высшей нервной деятельности соответствуют меланхолический, холерический, флегматический и сангвинический темпераменты?

13.8. Покажите алгоритм определения типа высшей нервной деятельности по И.П.Павлову.

13.9. Какими темпераментами обладали герои знаменитого романа Александра Дюма-отца «Три мушкетёра» д'Артаньян, Атос, Портос и Арамис?

14. Какую интерпретация темпераментов предложил английский психолог Ганс Юрген Айзенк?

14.1. Какие три фактора в структуре личности выделил Г.Айзенк?

14.2. На основе «трёхфакторной модели личности» Айзенк создал психодиагностическую методику EPI (Manual of the Eysenck Personality Inventory). В чём её суть?

Работа в лаборатории

Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:

1. Выработка и угашение мигательного условного рефлекса на звонок у человека

2. Выработка и угашение мигательного условного рефлекса на звонок и слово у человека

3. Выявление соотношения сигнальных систем у человека по методике Е.А.Климова.

4. Выработка двигательного стереотипа у человека.

5. Определение типа высшей нервной деятельности у человека (по психомоторной реакции – тейпинг-тест).

6. Определение личностных характеристик (по Айзенку).

Задание на дом

Подготовиться к занятию по теме: «Высшие психические функции».

Литература[a218] :

1. Лекции.

2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— 585-593 с[Мф219] .

3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф220] .

Тема 34 : Высшие психические функции.

Цель занятия

Сформировать систему знаний по физиологическим основам психических функций человека. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по физиологии психических функций человека. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые закономерности процессов, обеспечивающих психические функции человека; уметь использовать полученные знания для объяснения изменений происходящих в организме при нарушении психических функций; обладать навыками в решении вопросов о необходимости применения клинико-физиологических методов исследования психических функций; владеть элементарным понятийным аппаратом, навыками поиска и анализа информации в области физиологии психических процессов.

Исходные знания

1. Онтогенез (биология, анатомия, гистология).

2. Нервная система (физиология, анатомия, гистология).

3. Высшая нервная деятельность (физиология).

.

План изучения темы

1. Понятие «психика», «высшие психические функции».

2. Виды основных психических функций.

3. Адаптивная роль психических функций человека.

4. Особенности психических функций человека.

5. Индивидуальные особенности психических функций человека.

5.1. Личностные особенности психических функций человека (способности, типологические особенности, темперамент, характер, социальные установки, направленность мотиваций).

5.2. Значение функционального состояния центральной нервной системы для осуществления психических функций.

6. Физиологические методики исследования психических функций.

7. Внимание.

7.1. Виды внимания.

7.2. Формы внимания.

7.3. Свойства внимания.

7.4. Значение работ И.П.Павлова и А.А.Ухтомского для понимания физиологических механизмов внимания.

7.5. Физиологические корреляты внимания.

8. Восприятие.

9. Память.

9.1. Значение работ Г.Эббингауза при изучении памяти человека.

9.2. Процессы, лежащие в основе памяти.

9.3. Основные черты (характеристики) памяти.

9.4. Виды памяти.

9.5. Механизмы памяти.

9.6. Мнемотехника. Развитие и тренировка памяти.

9.7. Нарушения памяти

10. Эмоции.

10.1. Эмоции как физиологическое и психологическое состояние.

10.2. Их значение в целенаправленной деятельности человека.

10.3. Основные эмоции

10.4. Компоненты эмоций.

10.5. Эмоциогенные зоны головного мозга.

10.6. Теории эмоций.

10.7. Эмоциональное напряжение (эмоциональный стресс), его роль в возникновении неврозов, в развитии гипертензивных состояний и других психосоматических заболеваний у человека.

11. Мотивации.

11.1. Различие понятий «потребность», «мотивация», «цель».

11.2. Виды мотиваций

11.3. Нервный субстрат обеспечения мотиваций.

11.4. Механизмы трансформации потребностей в мотивации.

12. Мышление.

12.1. Понятие «мышления».

12.2. Виды мышления.

12.3. Роль мозговых структур в процессе мышления.

12.4. Физиологические корреляты мышления.

12.5. Физиологические подходы к изучению процесса мышления.

13. Сознание.

13.1. Физиологические концепции сознания.

13.2. Подсознание.

13.3. Сверхсознание.

14. Речь.

14.1. Виды речи.

14.2. Функции речи.

14.3. Периферические механизмы речи.

14.4. Центральные механизмы речи.

14.5. Физиологические методики исследования речи у человека.

14.6. Развитие речи у ребёнка.

14.7. Внушение, самовнушение, психотерапия.

15. Возрастные изменения высших психических функций.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «психика», «высшие психические функции»?

2. Какие выделяют основные виды психических функций?

2.1. Корректно ли делить психику на составные элементы?

2.2. Деление психики на отдельные элементы связано с механистическими представлениями учёных-психологов в период становления научной психологии или аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века?

3. В чём заключается адаптивная роль психических функций человека?

4. Каковы особенности психических функций человека?

5. Чем определяются индивидуальные особенности психических функций человека?

5.1. Какие личностные особенности влияют на психические функции человека? [A221]

5.2. Какое значение имеет функциональное состояние центральной нервной системы для осуществления психических функций?

6. Какие вы знаете физиологические методики исследования психических функций?

7. Что такое внимание?

7.1. Какие Вы знаете виды внимания?

7.1.1. Что такое непроизвольное (пассивное), произвольное, послепроизвольное (или вторично непроизвольное) внимание?

7.1.2. При каком виде внимания отсутствует сознательный выбор направления и регуляции?

7.1.3. Какое внимание (вид) устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека, как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное?

7.1.4. При каком виде внимания субъект сознательно выбирает объект внимания?

7.1.5. О каком внимании (виде), как правило, говорят: «Там, где предмет, на который внимаются, сам по себе человека не привлекает»?

7.1.6. Какое внимание (вид) ассоциируется со словом «надо»?

7.1.7. При каком виде внимания осуществляется сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания?

7.1.8. Какое внимание (вид) связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного)?

7.1.9. Какое внимание (вид) ассоциируется со словом «хочется»?

7.1.10. Какое внимание (вид) является самым эффективным и длительным?

7.1.11. Какие критерии используют при сравнении видов внимания?

7.1.12. Как различаются виду внимания по условиям возникновения?

7.1.13. Внимание возникло при действии сильного или значимого раздражителя. О каком виде внимания идёт речь?

7.1.14. Внимание возникло при постановке (принятии) задачи. О каком виде внимания идёт речь?

7.1.15. Внимание возникло при вхождении в деятельность и возникшем в связи с этим интересом. О каком виде внимания идёт речь?

7.1.16. Как различаются виды внимания по основным характеристикам?

7.1.17. Для какого вида внимания характерна легкость возникновения и переключения?

7.1.18. Какой вид внимания требует волевых усилий, утомляет?

7.1.19. Какой вид внимания не вызывает напряжения?

7.1.20. Как различаются виды внимания по механизмам формирования?

7.1.21. Какой вид внимания вызывается рефлексом интереса?

7.1.22. Какой вид внимания подчинён второй сигнальной системе?

7.1.23. Какой вид внимания является доминантным?

7.2. Какие Вы знаете формы внимания?

7.2.1. Что такое внешнее и внутреннее внимание?

7.2.2. К какой форме относится сенсорное (чувственное), моторное (двигательное) и интеллектуальное внимание?

7.3. Какие Вы знаете свойства внимания?

7.3.1. Что такое концентрация, объём, распределяемость, устойчивость, переключаемость внимания?

7.3.2. Какое свойство внимания определяет степень сосредоточенности?

7.3.2.1.Какое свойство внимания определяет избирательную направленность сознания на один или несколько предметов познания?

7.3.2.2.Какое свойство внимания позволяет выделить существенный признак и отсеять несущественные раздражители?

7.3.2.3.Какова роль процессов торможения в концентрации внимания?

7.3.3. Какое свойство внимания определяет количество однородных не связанных между собой предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью за короткий промежуток времени?

7.3.3.1.Какое свойство внимания может быть либо узким, либо широким?

7.3.3.2.Каков обычный объем внимания взрослого человека и ребёнка?

7.3.3.3.Объем внимания взрослого человека составляет 9 объектов за 100 мс. Оцените это значение?

7.3.3.4. Как изменится объём внимание, если объекты, находящиеся в поле нашего внимания, связаны между собой смыслом? Увеличится, уменьшится или …?

7.3.4. Какое свойство внимания тесно связано с объемом внимания, позволяет ограничивать поле внимания и перераспределять внимание между несколькими объектами?

7.3.4.1.Может ли человек одновременно сосредоточиться на нескольких предметах?

7.3.4.2.Многие придерживаются мнения, что человек может заниматься только одним предметом, но переходить от одного к другому с высочайшей скоростью, это создает видимость того, что человек распределяет внимание между двумя и более предметами одновременно. Что Вы думаете по этому поводу?

7.3.4.3.Говорят, что великий римский император и полководец Гай Юлий Цезарь мог одновременно читать, писать и слушать доклады не прерывая при этом неспешной беседы со своим секретарем. О каком свойстве внимания идёт речь?

7.3.5. С каким свойством внимания связано время, в течение которого сохраняется на одном уровне концентрация внимания?

7.3.5.1.Лабильность является противоположностью какого свойства внимания?

7.3.5.2.Внимание подвержено непроизвольным периодическим колебаниям. С каким периодом? [A222]

7.3.6. С каким свойством внимания связано изменение направления сознания с одного предмета на другой, сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели?

7.3.6.1.Чем «отвлечение» отличается от «переключения»?

7.3.6.2.Различают полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания. Чем они отличаются?

7.3.6.3.К чему приводит затруднённая переключаемость внимания при его высокой концентрации?

7.3.6.4.Что приводит к так называемым ошибкам рассеянности?

7.3.6.5.Рассеянность понимается в двух планах. Каких?

7.3.6.6.Неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание (как следствие постоянной отвлекаемости) из-за избытков неглубоких интересов является «рассеянностью»?

7.3.6.7.Односторонне сосредоточенное сознание, когда человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным является «рассеянностью»?

7.4. Каково значение работ И.П.Павлова и А.А.Ухтомского для понимания физиологических механизмов внимания.

7.4.1. Какова роль рефлекса «Что такое?» в организации внимания?

7.4.2. Что такое «доминанта» по А.А.Ухтомскому (1923)?

7.4.3. Какое свойство внимания обеспечивает доминанта?

7.5. Какие Вы знаете физиологические корреляты внимания?

8. Что такое «восприятие»?

8.1. Чем восприятие отличается от ощущения?

8.2. Является ли любое восприятие контекстнозависимым?

9. Что такое «память»?

9.1. Кого принято считать пионером в исследовании памяти человека?

9.1.1. На ком Герман Эббингауз ставил эксперименты при изучении памяти?

9.1.2. Как выглядела основная методика Г.Эббингауза при изучении памяти?

9.2. Какие процессы, лежат в основе памяти?

9.2.1. Что такое «запоминание»?

9.2.2. Что такое «энграмма»?

9.2.3. Что такое произвольное и непроизвольное запоминание?

9.2.4. Какими двумя способами может проходить произвольное запоминание? Какой из них более эффективный?

9.2.5. Запомните следующий ряд цифр 144121100816449362516941. Какой Вы использовали способ запоминания? Произвольный или непроизвольный? С механическим фиксирование или смысловой (логический)?

9.3. Назовите основные черты (характеристики) памяти.

9.4. Какие критерии могут быть использовании при классификации памяти?

9.4.1. Что такое непроизвольная и произвольная память?

9.4.2. Что такое двигательная, эмоциональная (аффективная), образная, словестно-логическая память?

9.4.3. Как классифицируют человеческую память по продолжительности сохранения информации?

9.4.4. Что такое мгновенная (сенсорная, иконическая), кратковременная, оперативная, долговременная память?

9.4.5. Что такое «Магическое число семь плюс-минус два» Джорджа Миллера?

9.5. Механизмы памяти. Что это такое?

9.5.1. Где хранится информация (память) в мозге?

9.5.2. Какое значение в изучении памяти имели работы Лешли К.С.?

9.5.3. Какова роль мозжечка, гиппокампа, височной доли коры в формировании механизмов памяти?

9.5.4. Как хранится информация (память) в мозге?

9.6. Что такое «мнемотехника»? Можно ли её назвать методикой развивающей и тренирующей память?

9.6.1. Что такое «закономерности Г.Эббингауза»?

9.6.2. При запоминании материала, лучше всего воспроизводятся его начало или конец?

9.6.3. Что такое «эффект края» при запоминании?

9.6.4. Какую роль при запоминании играет повторение материала?

9.6.5. Установка на запоминание помогает или мешает запоминанию?

9.6.6. Полезно или вредно при запоминании связать материал с целью деятельности?

9.6.7. Что такое реминисценция?

9.6.8. Реминисценция чаще всего происходит на какой день после выучивания материала?

9.6.9. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго. Верно? Или наоборот?

9.6.10. Любое новое впечатление остается в памяти изолированным? Или нет?

9.6.11. Память о событии меняется, так как вступает в связь с другими впечатлениями. Верно?

9.7. Какими могут быть нарушения памяти?

9.7.1. Что такое ретроградная и антероградная амнезия?

9.7.2. Какова роль С.С.Корсакова в изучении памяти?

9.7.3. Что такое «Корсаковский синдром»?

10. Что такое «эмоции»?

10.1.1. Почему эмоции всегда двухвалентны?

10.1.2. Какие критерии используются при классификации эмоций?

10.1.3. Какие эмоции выделяют по интенсивности, знаку, направленности?

10.1.4. Эмоции какой интенсивности появляются редко и случайно, подавляются другими чувствами, с трудом поддается управлению сознанием?

10.1.5. Эмоции какой интенсивности могут влиять на другие чувства, управляются сознанием?

10.1.6. Эмоции какой интенсивности подавляют другие чувства (гнев, любовь, счастье), с трудом поддается управлению сознанием?

10.1.7. При каком знаке эмоции человек стремится к объекту эмоции, а при каком – от него?

10.1.8. Как можно объяснить следующий парадокс: человек стремится к источнику отрицательной эмоции, например к боли?

10.1.9. Куда могут быть направлены эмоции? На себя, на нечто снаружи или на кого-либо (лицо? Или в прошлое, настоящее, будущее?

10.2. Что такое «основные эмоции» по К.Изарду?

10.3. Какие Вы знаете компоненты эмоций?

10.3.1. Компоненты эмоций имеют относительная самостоятельность. Что это значит?

10.3.2. Выраженные субъективные переживания могут сопровождаться небольшими периферическим проявлениями. Напротив, при псевдоэмоциях яркие периферические проявления (например, мимические и вегетативные реакции при плаче или смехе) могут протекать без существенных субъективных переживаний. О чём это говорит?

Наши рекомендации