Мотивационная характеристика темы
Е. Н. Альферович, И. А. Логинова, А. В. Сапотницкий
ПЕРВИЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ
НОВОРОЖДЕННЫХ
Учебно-методическое пособие для занятий
в лаборатории практического обучения
Минск БГМУ 2016
УДК 616-036.882-053.31(075.8)
ББК 53.5 я73
А59
Рекомендовано Научно-методическим советом университета в качестве
учебно-методического пособия 16.12.2015 г., протокол № 4
Рецензенты: канд. мед. наук, доц., зав. каф. пропедевтики детских болезней Белорусского государственного медицинского университета В. И. Твардовский; канд. мед. наук, доц. каф. неонатологии и медицинской генетики Белорусской медицинской академии последипломного образования Ю. А. Устинович
Альферович, Е. Н.
А59 Первичная реанимация новорожденных : учеб.-метод. пособие для занятий в лаб. практ. обучения / Е. Н. Альферович, И. А. Логинова, А. В. Сапотницкий. – Минск : БГМУ, 2016. – 40 с.
ISBN 978-985-567-515-1.
Изложены практические рекомендации по первичной реанимации новорожденных в соответствии с принципами АВС-реанимации и различными документами по оказанию медицинской помощи, утвержденными Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Предназначено для студентов 5–6-го курсов педиатрического факультета, врачей-интернов, клинических ординаторов для улучшения отработки практических навыков с использованием симуляционного оборудования.
УДК 616-036.882-053.31(075.8)
ББК 53.5 я73
ISBN 978-985-567-515-1© Альферович Е. Н., Логинова И. А., Сапотницкий А. В., 2016
© УО «Белорусский государственный медицинский
университет», 2016
Мотивационная характеристика темы
Тема занятия:«Интенсивная терапия и реанимация новорожденных при различных патологических состояниях». Рассматривается в рамках учебной программы для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия».
Общее время занятий:
- для субординаторов 6-го курса по специальности «Педиатрия» — 12 ч;
- для субординаторов 6-го курса по специальности «Анестезиология и реаниматология» — 12 ч.
Рождение ребенка является сложным и в некоторых случаях небезопасным процессом. Более 90 % детей рождаются легко, с незначительной внешней поддержкой или полностью самостоятельно. А для помощи тем нескольким процентам новорожденных, которым требуется дополнительное вмешательство, и создана программа реанимации новорожденных.
Несмотря на то что доля новорожденных, нуждающихся в реанимационных мероприятиях, не велика, их абсолютное количество значительно в связи с большим количеством родов. Последствия неоказания реанимационной помощи новорожденному могут быть фатальными или привести к проблемам, продолжающимся в течение всей жизни человека. Однако также очень важно правильно оказывать реанимационную помощь.
В рамках подготовки врача-педиатра учебным планом Белорусского государственного медицинского университета предусмотрены занятия в лаборатории практического обучения на специальных манекенах. В качестве учебного оборудования для симуляционных занятий по неонатологии используются следующие мобильные дистанционные манекены: многоцелевой имитатор новорожденного S107, интерактивный имитатор новорожденного S3010, мобильный дистанционный манекен недоношенного младенца S3009. Эти манекены позволяют отработать практические навыки по оказанию неотложной помощи доношенному и недоношенному новорожденному ребенку при различных патологических состояниях с возможностью мониторинга и записи основных жизненных показателей.
Настоящее учебно-методическое пособие предлагается как руководство для подготовки к симуляционным занятиям по оказанию неотложной помощи новорожденному в лаборатории практического обучения.
Цель занятия: закрепить полученные на практических занятиях знания по первичной реанимации и интенсивной терапии новорожденных, родившихся в асфиксии; научиться диагностировать другие патологические состояния у новорожденного, определять терапевтическую тактику в зависимости от конкретной клинической ситуации, оценивать эффективность проводимого лечения.
Задачи занятия.Студент должен научиться:
- правильно оценивать клиническую картину различных патологических состояний периода новорожденности;
- определять показания к проведению первичной реанимации новорожденного при асфиксии различной степени тяжести (шкала Апгар) и объем оказываемой помощи, руководствуясь различными документами по первичной реанимации новорожденных, утвержденными Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
- освобождать дыхательные пути новорожденного, ставить желудочный зонд, обеспечивать масочную вентиляцию легких, проводить интубацию трахеи, катетеризацию вены пуповины и др.;
- оценивать эффективность проводимой терапии, используя виртуальное мониторирование.
Требования к исходному уровню знаний.Студент должен знать:
- анатомо-физиологические особенности плода и новорожденного ребенка;
- патогенетические аспекты и клинические проявления различных патологических состояний периода новорожденности, требующих проведения интенсивной терапии и реанимации;
- основные принципы реанимации и интенсивной терапии новорожденных, родившихся в асфиксии, а также при других патологических состояниях (респираторный дистресс-синдром 1-го типа, мекониальная аспирация, синдром ребенка от матери с сахарным диабетом).
Контрольные вопросы из смежных дисциплин:
1. Кровообращение плода.
2. Особенности строения дыхательных путей новорожденного ребенка.
3. Перестройка дыхательной и сердечно-сосудистой систем после рождения ребенка.
4. Особенности фармакокинетики и фармакодинамики адреналина.
5. Аэробный и анаэробный гликолиз.
6. Регуляция углеводного обмена в организме человека.
Контрольные вопросы по теме занятия:
1. Механизм первого вдоха.
2. Этиология и патогенез асфиксии.
3. Принципы оказания помощи новорожденным, родившимся в асфиксии, в соответствии с позициями АВС-реанимации.
4. Техника постановки желудочного зонда.
5. Техника постановки пупочного катетера.
6. Техника масочной вентиляции и ошибки при ее неправильном проведении.
7. Техника интубации трахеи.
8. Признаки правильного и неправильного введения эндотрахеальной трубки.
9. Техника непрямого массажа сердца.
10. Медикаментозная терапия при первичной реанимации новорожденных.