Чувственное и рациональное познание, интуиция

Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Рациональное познание – познание посредством мышления. Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.
Формы чувственного познания: 1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса; 2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета; 3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти Формы рационального познания: 1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса; 2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе; 3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения:
  • индуктивное (от частного к общему);
  • дедуктивное (от общего к частному);
  • по аналогии.
Виды интуиции:
  • мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями;
  • интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.
Особенности чувственного познания:
  • непосредственность;
  • наглядность и предметность;
  • воспроизведение внешних свойств и сторон.
Особенности рационального познания:
  • опора на результаты чувственного познания;
  • абстрактность и обобщенность;
  • воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.
Особенности интуиции:
  • внезапность;
  • неполная осознанность;
  • непосредственный характер возникновения знаний.
Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны. Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противопо­ложные точки зрения.

Эмпиризм (от гр. emperies — опыт) — единственным ис­точником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опо­ры на чувства.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая. Знание является единством чувственного и рациональ­ного познания действительности. Вне чувственного пред­ставления у человека нет никакого реального знания. Напри­мер, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обяза­ны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно восприни­маемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результа­ты и ход интеллектуального развития человечества.


2. Эмоции (аффективная форма проявления моральных чувств) и чувства (эмоции, выраженные в понятиях – любовь, ненависть и др.) – мотивируют к устойчивости интересов и целей субъекта познания

3. Заблуждение –содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта.

4. Ложь – сознательное искажение образа объекта.

5. Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Многозначность термина «знание»:

  • знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;
  • знание как познавательно-значимая информация;
  • знание как отношение человека к действительности.

6. Виды знаний:

  • Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Являет­ся важнейшей ориентировочной основой повсед­невного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констата­ции фактов и их описанию)
  • Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира
  • Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)
  • Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, на­стоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвле­ченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают край­не абстрактные формы)
  • Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении
  • Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
  • Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности

7. Формы знаний:

  • Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание
  • Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами
  • Донаучное – прототип, предпосылки научного знания
  • Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
  • Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
  • Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.

Наши рекомендации