Междисциплинарная интеграция
МЗ Украины
Одесский национальный медицинский университет
Кафедра терапевтической стоматологии
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия для преподавателя по теме :
"РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКАЯ, ЛЮМИНЕСЦЕНТНАЯ И ТРАНСИЛЛЮМИНАЦИОННАЯ ДИАГНОСТИКА.
ПОКАЗАНИЯ, МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ"
Утверждено
на методическом совещании кафедры "____"______________2012 г.
Протокол № _____
Зав. кафедрой__________________________
ч. корр.- АМНУ, проф. Косенко К.Н.
ОДЕССА - 2012
Тема занятия: " Рентгенологическая, люминесцентная и трансиллюминационная диагностика. Показания, методики проведения " - 2 часа.
1. Актуальность темы. Овладение методами обследования стоматологического больного - это элемент развития у студента клинического мышления, составления плана обследования, диагностики, дифференциальной диагностики, постановки клинического диагноза.
Знание основных приемов и методов клинических, дополнительных, лабораторных и специальных методов обследования в стоматологии, детальное овладение ими на практике позволит избежать многих ошибок при постановке диагноза и возможных осложнений при лечении.
Поэтому овладение методами обследования стоматологического больного имеет цель научить студентов выбору оптимальных методов обследования, детальной дифференциальной диагностике, постановке окончательного (клинического) диагноза.
2. Цели занятия:
2.1 Учебные цели:
-ознакомить студента с дополнительным оборудованием стоматологического кабинета - І уровень;
- ознакомить студентов с рентгенологической аппаратурой - І уровень;
- студент должен знать дополнительные методы обследования стоматологических больных, освоить их выполнение - ІІ уровень;
- предоставить студентам возможность овладеть рентгенологическими, люминесцентными, транс иллюминационными методами исследования ТТЗ - ІІІ уровень;
- предоставить студентам возможность обследовать стоматологического больного, заполнять амбулаторную карту стоматологического больного - ІV уровень.
2.2. Воспитательные цели обеспечивают:
- формированием профессиональной личности;
- овладением принципами медицинской этики и деонтологии;
- актуальными аспектами правовой, психологической, профессиональной ответственности;
- умением находить доверительный контакт с пациентами;
- умением убедить больного в необходимости и целесообразности дополнительных методов обследования при патологии зубов.
Междисциплинарная интеграция
Дисциплины | Знать | Уметь |
1. Предыдущие дисциплины, которые обеспечивают изучение данной темы: а) кафедра анатомии | Строение зубов, пародонта, СОПР | Оценить особенности строения зубов, пародонта, СОПР |
б) кафедра патологической анатомии | Основные морфологические признаки поражения зубов, пародонта | Оценить морфологические изменения в эмали при кариесе, НПТТЗ |
в) кафедра патологической физиологии | Патофизиологические механизмы поражения тканей зуба | Оценить патофизиологические изменения в твердых тканях зубов при патологии |
г) кафедра биофизики, информатики и медицинской аппаратуры | Основы методов дополнительных исследований, аппаратуру, которая используется в стоматологии, технику безопасности | Выбрать необходимую аппаратуру для стоматологического кабинета, дополнительное оборудование |
д) общей терапии | Основные виды общего обследования больных, методы дополнительных исследований | Собирать анамнез, проводить осмотр, оценивать общее состоя-ние больного, оценивать резуль-таты лабораторных исследний |
е) лучевой диагностики и терапии с радиационной медициной | Основные виды рентгенологичес-кого исследования в стоматологии, укладывания больного, методы защиты больного и врача от рентгенологического излучения | Провести внутри ротовую рентгенограмму отдельного участка челюсти, оценить качество рентгенограммы, описать поражения зубов |
2. Внутри предметная интеграция, с которыми интегрируются и, что изучается: а) стоматология детского возраста б) хирургическая стоматология в) ортопедическая стоматология | Факторы, которые могут привести к патологии зубов, пародонта у детей и возможные осложнения Хирургические методы лечения заболеваний зубов, пародонта Методы ортопедического лечения патологии зубов, микропротезирование | Провести обследование зубов, пародонта, СОПР, оценить возрастные изменения зубов, челюстей, обнаружить патологические изменения Оценить состояние зубов, пародонта, правильно выбрать хирургический метод лечения. Оценить состояние зубов, пародонта и правильно выбрать показания к протезированию |
3. Внутри наглядная интеграция: с чем интегрируется и что изучается: а) Клиника, диагностика заболеваний зубов, пародонта б) Не кариозные поражения ТТЗ, кариес, пульпит, периодонтит в) Показания к микро- протезированию | Клинические методы обследования при заболеваниях зубов, пародонта, принципы дифференциальной диагностики Основные клинические симптомы заболеваний Основные виды протезирования | Провести клиническое обследование пациента, определить исследовательские приемы и правильно их оценить. Основы дифференциальной диагностики Особенности подготовки зубов для протезирования, возможные поражения соседних зубов, пародонта, СОПР |
Содержание темы.
Диагностика – раздел клинической медицины, что изучает последовательные степени процесса распознавания болезни, то есть это процесс распознавания болезни и оценка индивидуальных биологических и социальных личностей больного, что включает целое направленное медицинское обследование, анализ полученных результатов и их обобщения в виде поставленного диагноза. Диагностика состоит из трех разделов: семиотики, методов обследования и методологических основ обследования.
Методы обследования больного – основные (клинические) и дополнительные (специальные, лабораторные).
Дополнительные методы обследования включают специальные клинические методы, функциональные и лабораторные что позволяет получить достаточную информацию о болезни.
Применяя методологические основы диагностики, врач проводит анализ и синтез полученных данных, устанавливает диагноз болезни у конкретного пациента и назначает соответствующее рациональное лечение.