Universal formula of cognition and usage of it during learning a foreign language
Всеобщая формула познания и ее использование при изучении иностранного языка
Заволокин Александр Иванович
Старший преподаватель кафедры иностранных языков
Рязанский Государственный Радиотехнический Университет (РГРТУ) 390005, г. Рязань, ул. Гагарина, 59/1
e-mail: [email protected]
Universal formula of cognition and usage of it during learning a foreign language
Zavolokin Alexandr Ivanovich
Senior lecturer
Department of Foreign Languages
Ryazan State Radioengineering University
390005, Russian Federation, Ryazan, Gagarin st., 59/1
e-mail: [email protected]
Резюме. В статье с диалектических позиций показан процесс выведения всеобщей формулы познания и языка (ФПЯ). Язык рассматривается как движение материального объекта, наделенного сознанием,в процессе познания объективной действительности. Проанализирован источник этого движения и определено его начало. Язык рассматривается как целое (всеобщее), кратко проанализированы его части (предложение) и элементы (слова). В статье кратко описывается процесс последовательного перехода материи к ее движению, которое выражается в ее делении на объекты и их перемещению в пространстве, к отражению в мозгу человека или животного (то есть, к отражению первого порядка), затем к образному мышлению и образным понятиям (то есть, к отражению второго порядка), затем к безобразному мышлению и безобразным понятиям и, наконец, к языку (то есть, к отражению третьего порядка). Язык изначально существует в невидимой звуковой форме, и именно он обусловил возникновение сознания человека. В статье также логически и строго с диалектических позиций выводятся такие грамматические категории как подлежащее (субъект), сказуемое (предикат), предложение, действительный и страдательный залоги. В конце работы дан пример применения ФПЯ в обучении студентов переводу с одного языка на другой.
Abstract. The article from dialectical positions shows the process of deduction of a universal formula of cognition and language. The language is considered in this paper as movement of a material object which is endowed with consciousness in the process of cognition of objective reality. The article contains an analysis of the source of such movement and the detection of its beginning. The language is considered as the totality of its parts (i.e. sentences) and elements (i.e. words). The article briefly describes the process of transition of matter to a simple movement which is expressed in dividing it (i.e. matter) into material objects and their movement in the space, then to the first-order reflection of objective reality in a brain of a human or an animal, then to image thought and image notions (the second-order reflection), then to imageless thought and imageless notions (the third-order reflection) and, finally, to the language. The language exists in invisible sound form and so it was the language which stipulated the origin of consciousness of a human being. In the article strictly from dialectical positions such categories as a subject, a predicate, a sentence, active and passive voices are deduced. In the end of the paper the universal formula of cognition and language is shown in action.
Ключевые слова: всеобщая формула познания, познание, понятие, знание, сознание, объект, субъект, предикат, язык, предложение, слово.
Key words: universal formula of cognition and language, cognition, notion, knowledge, consciousness, object, subject, predicate, language, sentence, word.
Цель статьи заключается в том, чтобы в краткой форме показать и объяснить с диалектических позиций:
1. процесс зарождения языка, его становление, содержание и сущность,
2. процесс выведения всеобщей формулы познания и языка (ФПЯ), а также
3. дать пример практического применения ФПЯ в обучении студентов переводу с одного языка на другой.
Интеллектуальное богатство любого общества выражается в языке. Язык – это прежде всего слова, то есть минимальные значимые части речи, полноценно реализуемые только через употребление их в предложении. Поэтому исследование начинается с краткого анализа слова, затем предложения и, наконец, языка, как одного из инструментов познания. Параллельно в статье будет кратко показан процесс вывода ФПЯ и в заключение будет дан пример ее практического применения.
По форме существования слово есть значимый отрезок звука, создаваемого движениями органов речи одного человека, и воспринимаемый органами слуха другого человека. Слово этимологически связано со словами слух, словити, (словити значит «говорить»), то есть с понятием «то, что можно слышать», [4, с. 384, 385]. Таким образом, слово определяется тем, кто его произносит, временем (долготой) произнесения, характером произнесения и тем, кто воспринимает его. Слова, необходимо и строго определенным образом объединяемые в предложения, удовлетворяющие какие-либо человеческие интеллектуальные потребности, сводимые в конечном итоге к удовлетворению их материальных потребностей, образуют то движение человека, которое в целом мы можем назвать языком. Поскольку язык есть движение, то он должен иметь начало и конец. Решим задачу найти начало языка.
Поскольку применительно к языку мы затронули термин движение, то следует кратко на нем остановиться. Движение есть способ существования материи, её всеобщий атрибут [3, с. 138]. То есть, оно есть «изменение вообще» [7, с. 563] и «не только перемена места; в надмеханических областях оно является также и изменением качества» [7, с. 568]. Самое простое движение представляет собой удаление и приближение объектов друг к другу, а это подразумевает существование таких понятий как пространство и время. Это значит, что источник и начало языка надо искать в комбинации следующих понятий: материя, движение, объект, пространство и время.
Человеческое общество прочно закрепило в звуковом языке источник и начало этого движения. Но прежде обратимся к весьма любопытному исследованию приматологов из Университета Южной Калифорнии, которые составили словарь жестов обезьян [8]. Характер поведения обезьян, их жестикуляция и мимика при общении с сородичами обнаруживает у них отношение к другим обезьянам только как ко второму лицу – на «ты» и при непосредственном визуальном контакте. То есть у них не обнаруживаются жесты, относящиеся к третьему лицу при общении на «ты» друг с другом. То есть обезьяны не способны передавать знания друг другу относительно нечто третьего и формировать сознание (о сознании см. ниже).
Абсолютное большинство людей первым словом в своей жизни произносят мама [1]. Это же слово есть обращение ко второму лицу, то есть, к тому, кто тебя родил. Иначе говоря мама есть имя того, с кем ребенок непосредственно контактирует. То есть можно судить о возникновении имени существительного. От мама произошло слово мать и оно означает «родительница»[4, с. 227]. Из этого же слова как производное развилось слово материя «строительный лес, ткань» [5, с. 181]. Ребенок лишь поначалу все предметы нередко называет мамой, впоследствии он научается различать предметы и понимать, что не все они являются родительницей по отношению к нему. То есть, у него начинает проявляться понимание сущности окружающих его вещей как результат познания. Иначе говоря, у него уже сформированы зачатки понятий (см. текст статьи ниже, в том числе второй и третий уровень отражения на рис. 1). Как известно, слова получают конкретное значение, если они употребляются в предложениях, ибо только в нем они раскрывают то или иное свое значение. Само по себе имя существительное мало что говорит конкретного. Конкретное значение в нем выражается через его предикат. Ребенок пока еще произносит только одно слово – мама или реже иное слово (папа, баба, дай и др). Это слово у него еще не развивается в полностью произносимое предложение. Однако, произнося «мама», ребенок уже как бы выражает целое суждение, которое может означать примерно следующее «мама есть, существует …», «мама, дай (кушать)», «мама, у меня болит …» и тп. То есть, слово «мама» уже в самом себе содержат свое же бытие, через посредство которого ребенок научается отличать маму от остальных объектов. Впоследствии это связка начинает произноситься. Являться выражается также такими словами, как существовать, есть, быть, называться и тп. Ключевым словом и понятием здесь является слово быть, что изначально значило расти, произрастать, затем существовать, наличествовать [4, с. 45]. Таким образом, мы нашли источник (материя, а человек материален) и начало этого самого движения (некоторое время спустя после рождения человека).
Теперь будет рассмотрен вопрос познания и зарождение языка. Диалектика говорит нам о нескольких уровнях процесса познания через отражение объективной действительности материального мира [2, с. 49-70]. Основываясь на них, выделим 4 этапа вывода ФПЯ:
1. Материальный мир, отрицание материи самой себя через свое движение;
2. Отражение первого порядка и возникновение идеального (образного) мира, отрицание материи;
3. Отражение второго порядка (или самоотражение уже отраженного) и возникновение образного мышления (разума), отрицание несущественных моментов познаваемых объектов;
4. Отражение третьего порядка, отрицание образов и возникновение вместо них условных звуковых знаков и формирование языка. Возникновение сознания. Появление разных языков.
Дадим предварительно некоторые сокращения, знаки и условные обозначения, используемые ниже в статье:
материя – латинская буква M (от лат. materia материя, вещество, (первичное) начало),
движение – русская буква Д (от лат. motus движение (но для отличия от M (материя) будет использоваться русская буква),
объект – латинская буква O (от лат. objectum объект, в свою очередь от лат. objectus лежащий (находящийся) впереди, противолежащий (в нашем случае субъекту)),
субъект – латинская буква S (от лат. subjectum субъект, подлежащее),
активный – латинская буква a (от лат. āctīvus действенный, практический; деятельный; действительный),
страдательный– латинская буква p (от лат. passio страдательность.)
субъект активный – латинские буквы Sa,
субъект страдательный –латинские буквыSp,
сказуемое, предикат – латинская буква P (от лат. praedicatum сказуемое).
глагол – латинская буква V (от лат. verbum глагол),
глагол активный – латинские буквы Va,
глагол страдательный – латинские буквы Vp,
стрелки ↔, ↕ и другие означают отношения и переходы,
обозначения «'», «''» и «'''» верхним индексом означают отражения первого, второго и третьего порядка соответственно.
Материальный мир. Поскольку материя есть источник и носитель всякого движения, то поместим материю в основании этого самого движения, то есть внизу. Получаем отношение:
Д
↕
М
Материя (М) сама по себе не дана нам в чистом виде. Движение же (самое простое – это приближение и удаление) возможно только в случае, когда существуют минимум два объекта, которые меняют свое местоположение относительно друг друга или его удерживают. А это в свою очередь необходимо подразумевает пространство и время, в течение которого объект преодолевает или удерживает расстояние. Таким образом, материя распадается на объекты, предметы, что само по себе тоже есть движение. Слово объект образовано от лат. objektum, в свою очередь образованного от глагола objicere «бросать вперед, навстречу» [4, с. 269]. Синонимичное ему русское слово предмет означает «метать перед собой» [4, с. 326]. То есть мы приходим к формуле материального мира (см. нижнюю часть рисунка 1 «Материальный мир в объектах»):
Рис. 1
Объекты материального мира мы можем разделить на мертвые и живые. Из живых мы можем выделить тех, что наделены мозгом. Ни одно животное без этого органа не существует. На следующих этапах рассмотрения проблемы нам необходимы следующие термины и понятия: животное, человек, общество, отражение, отрицание, через посредство которых мы выведем понятия идея, знание, познание, язык и сознание.
Отражение первого порядка. Животные (человек есть животное) тоже есть объекты. Они отличаются от неживого мира тем, что они обладают способностью производить обменные процессы с другими объектами (это выражается, например, через дыхание или питание), посредством которых поддерживают в себе жизнь, и отражать в мозгу с помощью органов чувств окружающий его мир. Главным органом чувства в процессе отражения у него выступает зрение, затем слух, обоняние, осязание, вкус. То, что зрение есть главный чувственный орган, посредством которого животное отражает в мозгу объективную действительность и получает знания о ней, говорит наличие в языках глагола явить(ся), являть(ся), то есть делать(ся) видимым, явным [4, с. 505-506].
Отражение объектов в мозгу животного имеет форму идей или образов и они образуют идеальный мир. Этимология слова идея восходит к слову видеть и означает образ (см. идея [5, с. 102] и образ [4, с. 267]). Мы получили, таким образом, отражение первого порядка (см. рис. 1. «Отражение первого порядка …»). Оно же есть первое отрицание на пути возникновения языка. В этом случае отрицается материя, а объекты материального мира запечатлеваются в мозгу в виде образов/идей. Они есть лишь зеркальное отражение объективного мира в мозгу животных и человека как их представителя. Но это не есть еще познание. Это лишь отражение объективного мира с той точки зрения, где находится субъект отражения.
Отражение второго порядка. Поскольку для поддержания жизни животному надо обмениваться с окружающей средой, то есть питаться, то возникает потребность выделять из окружающего мира то, что представляет жизненную необходимость для животного, а это требует от него абстрагирования от ненужных объектов. Сюда же входит необходимость отличать объекты, представляющие опасность и тп. Но объекты воспринимаются не целиком, а какой-то одной своей стороной. Они как бы кажут или показывают себя животному по частям, которые животные фиксируют в мозгу и стремятся удерживать их в памяти, даже если интересующий их объект поменял свое местоположение или исчез из виду, то есть возникает понятие предиката (сказуемого) и субъекта (подлежащего) в виде образов (см. рисунок выше «Отражение второго порядка …»). Животное начинает «оперировать» образами в мозгу или соображать (от слова образ), целью которых является усилить, то есть, как бы увеличить, раздуть до различимого размера, те свойства объектов, которые представляют интерес для животного. То есть животное еще раз само отражает в мозгу уже отраженное. Гиперонимом слова соображать является слово мыслить. Мыслить значит думать. Оно (животное) думает. Суть этих процессов можно также обозначить словами и словосочетаниями думать образами, мыслить образами, познавать через образы, знать. То есть, мы получили мышление или разум и знание, Слово знание этимологически восходит к слову знать, что означает «делать метку, отличать от остальных или делать помету, что этот предмет видели» [4. с. 145-146]. Таким образом, мы получаем отражение второго порядка, суть которого очевидна из вышеприведенного рисунка. Животное научается выделять существенное для себя свойство объекта, неважно пища ли это, хищник, соперник и т.п. и превращать его в предикат на образном уровне мышления. На что указывают соответствующие стрелки. Выражается это действиями наблюдаемого объекта или собственными действиями. На этом уровне отрицается несущественное (в окружающей действительности материального мира) для животного, а также отрицаются «ненужные» свойства интересующего его объекта. Чисто образное мышление характерно для животного мира.
Отражение третьего порядка. Язык. Теперь переходим к понятиям человек, общество и язык. Наиболее точно определение человека выводится из работы Энгельса Ф. «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»: человек – это животное трудящееся, общественное, говорящее и разумное (сознательное) [6, с. 486-498]. Но необходимо, чтобы к этому определению был применен исторический подход. Люди появились из человекообразных стадных (низшая форма общественной жизни) обезьян через труд. Стремление выжить и улучшить свое благосостояние требовало от будущих людей вкладывать усилия в добывание продуктов питания и т.д. и т.п. Это можно было сделать только совместно. Труд в условиях общества требовал объединения усилий его членов. А это, в свою очередь, требовало объединения знаний и опыта каждого индивида, которые суть отражения второго порядка. Объединить их возможно было только через обмен с помощью языка и никак иначе. Возникла система звуков. Надо полагать, что мама (в этом звучании) было первым словом вообще, если брать индоевропейские языки. Словами пытались передать мысленные образы из головы, и посредством жестов передать их свойства. Однако создать точно такой же образ в чужом мозгу посредством слов практически невозможно. Поэтому от образного мышления при языковом пути передачи знания люди отказались. Так мы приходим к тому, что человек есть постигающий мир в понятиях, через язык. Мы подошли к третьему порядку отражения объективного мира – через понятия и язык (см. рисунок выше «отражение третьего порядка»). На этом уровне, как выяснили, отрицается образ. Язык реализуется через речь, говорение. Посредством языка передается знание и уничтожается незнание. При передаче знания другому члену общества, это знание становится общим или совместным знанием. Так появилось сознание – совместное знание. Передать знание об объекте можно только через раскрытие того или иного свойства или качества. Это возможно сделать посредством других слов произносимых после имени существительного, но которыми обозначают сущность познаваемого объекта. Чаще всего это достигается глаголом. Глагол произошло от слова голос, одним из значений которого есть «зов», «оклик» [4, с. 81, 87]. Иначе говоря, имя существительное должно как бы «прорасти» и показать свою сущность. То есть, слово переходит в предложение через свой предикат (P).
Отражение третьего порядка требует пояснения. Рассмотрим два русских предложения и расставим обозначения над словами согласно тому, что слова означают, материальный объект или его движение (признак):
РучкаО → упалаД → на полО.
РучкаО → брошенаД → на полО.
Здесь есть один момент. Дело в том, что когда произносится слово ручка, то мы его слышим, но еще не слышим слово упала/брошена, а когда следом произносим слово упала/брошена, первое слово уже не слышим.
Попытаемся объяснить это явление. Итак, ручка есть слово, упала тоже есть слово. С этой точки зрения они равны, ибо слово переходит в слово и этот переход рождает предложение. Но в каждый определенный момент времени из уст одного человека мы слышим только одно слово, равно как и произносим. Поэтому мы обнаруживаем, что слова отличаются временем произнесения, формой и тд. Слова суть понятия. Следовательно, понятие ручка переходит/перерастает в понятие упала. При этом законы диалектики говорят о том, что понятие ручка не просто перешло, а оно стало основаниемследующего понятия. А слово упала (брошена) произносится на основании слова ручка. Оно положено слову ручка изначально. Ручка породило сказуемое (P) и при этом стало подлежащим (S). То есть, слово ручка перешло из объекта в субъект – теперь слово ручка есть подлежащее. Подлежащее означает «лежащее под» (чем-то) [4, с. 311]. Теперь ручка являет себя нам в своем ином качестве – упала (брошена) – она нам себя кажет, показывает. Слово упала/брошено теперь сказуемое. Исходя из значения слов упала и брошена можно выявить характер действия субъекта. В первом случае действие порождается самой ручкой, а это значит ручка активна. Таким образом, получаем активный субъект Sa и глагол в действительном залогеVa. Во втором случае действие направлено на ручку. Получаем субъект пассивный Sp, а, значит, глагол будет выражен в пассивном залоге Vp (см. рис. 2):
Рис. 2
Исходя из анализа этих предложений, а также учитывая, что у всякого предложения есть произносящий и слушающий, то можем вывести формулу грамматического предложения (см. рис. 1 «Отражение третьего порядка …»), которую в равной степени можно назвать всеобщей формулой познания и языка (ФПЯ).
Из этой же формулы возможно вывести следующие правила:
Sa всегда есть (мыслится) у предиката (действия или признака), но не всегда произносится в предложении. Выражает лицо, число, род.
Sp не всегда может быть (мыслиться) у глагола, но если глагол выражается в форме страдательного залога, то Sp всегда произносится в предложении. Выражает лицо, число и род.
Vaи Vpвсегда произносятсяв предложении, выражают лицо, число и род подлежащего, а также вид действия, время, залог и наклонение. Если в предложении произносится Va, то Sa не всегда может быть употреблен. Если в предложении произноситсяVp, то Sp всегда употребляется в предложении.
Исходя из выше написанного, мы можем подвести некоторые итоги:
1. язык есть движение, а значит
2. субъектом его являются люди, которые
3. с помощью языка передают знания друг другу и тем самым
4. формируют общее знание, то есть сознание.
Ну а поскольку язык имеет место быть только при наличии знания и незнания, то мы можем проследить это движение. Если движение идет от знания к незнанию, то человек пользуется повествовательными и побудительными предложениями в зависимости от цели высказывания, а если от незнания к знанию – то вопросительными.
Таким образом, язык есть такое орудие общения, с помощью которого люди передают друг другу знание, уничтожая при этом незнание, и тем самым формируют свое общественное сознание.
Теперь рассмотрим пример практического применения ФПЯ (см. рис. 1 «третий порядок отражения …») при анализе и переводе английского предложения на русский язык. Разберем следующее предложение:
His having gone there is known well.
Используя ФПЯ можно определить, что все элементы данного предложения есть слова и с этой точки зрения они все равны (так как все они есть слова). Первое слово his есть местоимение, обозначающее объект О с уже положенным ему действием Д иметь. Переводится на русский язык словом его, а, если рассматривать это местоимение с уже положенным ему действием, то перевод будет следующим: он имеет. Слово having есть глагол, который может быть употреблен в предложении в одной из трех присущих ему функций: смысловой глагол, вспомогательный глагол и эквивалент модального глагола. Слово gone есть производное от слова go, обозначающее действие Д. Слово there есть наречие со значением «туда», «то место», то есть оно означает Объект О, is есть глагол, который может быть употреблен в предложении в одной из 4 функций (глагол-связка, смысловой глагол, вспомогательный глагол, эквивалент модального глагола) known есть смысловой глагол в форме V3ed и обозначает действие. Well есть наречие и означает признак действия. Теперь, согласно ФПЯ, having gone есть глагольная форма действительного залога, настоящего совершенного времени (совершенность означает предшествование другому действию в предложении), при этом слово having вспомогательный глагол, непереводимый на русский язык. То есть, это означает, что у действия, выражаемого слов gone, есть Sa. Иначе говоря, раз называется действие, то следует обязательно мыслить Sa или определить слово, которое в него перешло. Это слово his. Таким образом, можем сформулировать перевод части предложения с одним действием: «он ходил туда», «он сходит туда». Следующая глагольная форма is known страдательного залога, настоящего простого времени. Следовательно, в предложении обязательно должен быть употреблен Sp. У студентов чаще всего это вызывает трудность с подобного рода предложениями. Но поскольку у любого глагола есть Sa, то под словами is known поставим знак Sa (некто, кто-то). Таким образом можем начать переводить глагол в действительном залоге: «некто знает хорошо, что он ходил туда». Sa перешел на дополнение (О2) «он ходил туда», которое, согласно ФПЯ, переходит в Sp. Таким образом, перевод получается следующим: «То, что он ходил туда, известно хорошо».
Таким образом, в статье с диалектических позиций выведена Всеобщая Формула Познания и Языка.
Список литературы:
1. Когда ребенок говорит первое слово. http://www.privivki-detyam.ru/pervie-slova-rebenka.-kogda-rebenok-govorit-pervoe-slovo.html
2. Объективная диалектика. Т. 1. отв. ред. тома Ф.Ф. Вяккерев. М.: «Мысль». 1981. Материалистическая диалектика в пяти томах. По общей редакцией Ф.П. Константинова, В.Г. Марахова.
3. Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.
4. Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. – К.: Рад. шк., 1989.
5. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2002.
6. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, изд. 2, Т. 20, стр. 486-498.
7. Энгельс Ф. Диалектика природы. Заметки и фрагменты. К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, изд. 2, Т. 20
8. Chimps use touches and noisy gestures when trying to get another chimps attention, researcher finds. http://phys.org/news/2013-01-chimps-noisy-gestures-attention.html
References:
1. Kogda rebenok govorit pervoe slovo. [When a child says the first word] http://www.privivki-detyam.ru/pervie-slova-rebenka.-kogda-rebenok-govorit-pervoe-slovo.html
2. Ob"ektivnaia dialektika. [Objective dialectics] T. 1. otv. red. toma F.F. Viakkerev. M.: «Mysl'». 1981. Materialisticheskaia dialektika v piati tomakh. [Materialistic dialectics in five volumes] Po obshchei redaktsiei F.P. Konstantinova, V.G. Marakhova.
3. Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' [Philosophic encyclopaedia]/Gl. redaktsiia: L.F. Il'ichev, P.N. Fedoseev, S.M. Kovalev, V.G. Panov – M.: Sov. Entsiklopediia, 1983. – 840 s.
4. Tsyganenko G.P. Etimologicheskii slovar' russkogo iazyka. [Etymology dictionary of the Russian language] – K.: Rad. shk., 1989.
5. Shanskii N.M., Bobrova T.A. Shkol'nyi etimologicheskii slovar' russkogo iazyka. [School etymology dictionary of the Russian language] – M.: Drofa, 2002.
6. Engel's F. Rol' truda v protsesse prevrashcheniia obez'iany v cheloveka. [The role of labour in the process of transformation of the ape into the man] K. Marks i F. Engel's, Sochineniia, izd. 2, T. 20, str. 486-498.
7. Engel's F. Dialektika prirody. Zametki i fragmenty. [Dialectics of nature. Notes and fragmens] K. Marks i F. Engel's, Sochineniia, izd. 2, T. 20
8. Chimps use touches and noisy gestures when trying to get another chimps attention, researcher finds. http://phys.org/news/2013-01-chimps-noisy-gestures-attention.html