Двухступенчатая модель коммуникации
Элементы коммуникационного процесса
Отправитель (ИСТОЧНИК СООБЩЕНИЯ) –сообщение – канал –получатель.
В качестве источника могут выступать отдельные индивиды, группы людей, общественные институты.
Сообщение - информация представляющая собой цельную систему взаимосвязанных единиц и закодированных сигналов отличающихся новизной или непохожестью на на предыщий опыт. (кодирование и декодирование)
Коммуникационный канал — это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту.
Получатель — тот (или те), кому адресовано сообщение.
Теории массовой коммуникации.
Теория социального научения.
Роль массовых коммуникаций СМИ трактуется как источник научения. Теория соц научения первоначально разрабатывалась в контексте исследования влияния на поведение демонстрируемое в СМИ примеров проявления насилия.Это многократное воздействие СМИ на протяжении продолжительного времени которое постепенно меняет наше представления о мире и соц. реальности.
Теория культивирования – суть этой теории заключается в том, что многократное воздействие средств массовых коммуникаций (и прежде всего телевидения) на протяжении продолжительного времени постепенно меняет представление индивидов о мире и социальной реальности.
Теория социализации -это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.
Теория навязывания повестки дня - это «способность масс-медиа структурировать когнитивные возможности аудитории и вносить изменения в существующие когнитивные возможности» или, в более интуитивистском ключе, «формирование общественного отношения и интереса к важным вопросам с помощью информационных сообщений».
5. Модель Аристотеля:
·"оратор- речь-аудитория"
·коммуникатор - сообщение- коммуникант
Модель Шеннона и Уивера:
математическая теория коммуникация. первый тип. создана отъединять фоновые шумы в момент передачи
информационный источник - передающие устройство- источник шума- канал – принимающие устройство - принимающий сигнал сообщения
модель бихевиоризма - в основе коммуникации ставится не язык а сами сигналы, манипулирование которыми дает возможность влиять на человека.
Метод Ласвела.
Коммуникатор Кто сообщает? | Сообщение Что говорит? | По какому каналу? канал передачи | Кому? Коммункант | Обратная связь с каким эффектом |
Исследования контроля | Контент- анализ | Анализ канала | Исследования аудитории | Исследования эффекта |
Шрамм и Озгут:
циркулярная модель коммуникации коммуникация трактуется как двухсторонний процеес ведущая роль отводится обратной связи
Двухступенчатая модель коммуникации
· СМИ – лидеры мнений – получатели
6. В модели коммуникации или речевого события, по Якобсону, участвуют адресант иадресат, от первого ко второму направляется сообщение, которое написано с помощью кода, контекст в модели Якобсона связан с содержанием сообщения, с информацией, им передаваемой, понятие контакта связано с регулятивным аспектом коммуникации.
Модель Лотмана
|
| ||||
Я………………………………………………………………………………………………Я1
Код 1 Код 2
Концепция диалогизма русского ученого, литературоведа и лингвиста М.М.Бахтина. Основным в его концепции является то, что все социокультурное пространство он рассматривает как диалоговую форму коммуникации, о которой писал следующим образом: «Диалогические отношения... — это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение... Где начинается сознание, там... начинается и диалог».
НЕ ЗНАЮ
8. Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее.
Шесть наиболее явных барьеров:
♦ дискомфорт физической среды, в условиях которой воспринимается сообщение;
♦ инерция включенности, т.е. озабоченность слушателя иными проблемами;
♦ антипатия к чужим мыслям, стереотипизированность сознания, амбициозность;
♦ языковый барьер — существенное различие словарного запаса, лексикона коммуникатора и коммуниканта;
♦ профессиональное неприятие - некомпетентное вторжение коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта;
♦ неприятие имиджа коммуникатора.
Четыре типа барьеров:
♦ фонетический — невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, акцент, речь с большим количеством звуков-паразитов и т.п.;
♦ семантический — различие в системах значений слов;
♦ стилистический — несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и психологического состояния партнера по общению;
♦ логический — сложная, непонятная или неправильная логика рассуждений.