| Классический психоанализ | Адлерианское консультирование | Личностно-центрированное консультирование | Экзистенциальное Консультирование |
Главные теоретики | Зигмунд Фрейд Анна Фрейд Хайнц Когут | Альфред Адлер Рудольф Дрейкурс Дон Динкмейер Томас Суини | Карл Роджерс Анджело Бой Джеральд Пайн | Ролло Мэй Виктор Франкл Абрахам Маслоу Ирвин Ялом Сидней Жорард Клеммонт Вонтресс |
Взгляд на Природу человека | Акцент на раннем детстве и на психосексуальных стадиях развития; признание важности бессознательного и защитных механизмов Эго; сосредоточение на биологических, детерминистских аспектах поведения | Акцент на социальном интересе как главном источнике мотивации; важность порядка рождения ребенка, состава семьи, стиля жизни и телеологических (будущих) целей как главных факторов личностного роста и развития | Понимание человека как изначально положительного, движущегося вперед и заслуживающего доверия; феноменологический взгляд на личность; человек является самонаправляемым и ориентированным на рост при наличии благоприятных возможностей | Вера в свободу человека и в его выбор жизненного стиля; сосредоточение на смысле тревожности, смысле жизни и на релевантности индивидуального опыта |
Роль консультанта | Консультант выступает в роли эксперта, способствует переносу и исследованию бессознательного; помогает в интерпретации | Консультант формирует равноправные отношения с клиентом, моделирует, изучает и оценивает ситуацию клиента, обсуждает с ним предположения, назначает домашнюю работу, поощряет. | Подчеркнуто холистический подход, непосредственность отношений «Я—Ты»; консультант способствует проявлению уникальности клиента и обращает на эту уникальность внимание самого клиента; консультант выступает в качестве средства; акцент на личных качествах: сердечности, эмпатии, доброжелательности, конкретности и искренности. | Акцент на искренности консультанта и на понимании уникальности клиента; придание большого значения личностным отношениям, моделированию и обмену опытом |
Цели | Консультант помогает сделать бессознательное сознательным, пройти через нерешенные стадии развития, помогает клиенту научиться справляться с трудностями и адаптироваться, способствует реконструкция личности | Консультант культивирует социальные интересы, исправляет искаженные представления и ошибочные цели, развивает способность клиента к инсайту, способствует поведенческим изменениям через действие по принципу «как будто бы» | Самоизучение; открытость по отношению к себе, другим; самонаправленность и реалистичность; большая терпимость к себе, другим и окружению; акцент на «здесь» и «теперь» | Помогает клиентам осознавать свою ответственность, понимание, свободу и потенциал; отход от внешней системы координат |
Методы | Метод свободных ассоциаций; анализ сновидений; анализ переноса; анализ сопротивления; интерпретация | Использование эмпатии, создание атмосферы поддержки, сердечности, сотрудничества. Упор на пробуждение у клиента достоинства и ответственности через конфронтацию, исследование воспоминаний, сновидений и приоритетов клиента. Обращение внимания на интерпретацию, задавание «вопроса», «плевки в суп» клиенту, сдерживание себя и постановку задачи | Одобрение, разъяснение; отражение эмоций; использование эмпатии, положительное отношение, конгруэнтность, самораскрытие, активное/пассивное слушание, открытые вопросы-утверждения, подытоживание. | Открытость консультанта и заинтересованность в познании; признание уникальности клиента; акцент на отношениях; преодоление неопределенности; конфронтация ; заимствование других «работающих» активных методов, таких как воображение или упражнения на понимание |
Достоинства | Акцент на важности сексуальности и бессознательного в человеческом поведении; приемлемость диагностических инструментов; разно-направленность; изучение отобранных случаев на протяжении длительного периода развития; изучение жизненных стадий развития человека, особенно детства | Поощрение и поддержка консультантом равноправных отношений; многосторонность; подход полезен при определенных нарушениях. Теоретический вклад в словарь общеупотребительной и профессиональной лексики (например, понятие «комплекс неполноценности») | Открытость теории и ее способность эволюционировать; применимость к широкому диапазону человеческих проблем; эффективность при работе с определенными нарушениями (например, нарушениями адаптации); кратковременность воздействия; эффективное применение парапрофес-сионалами; положительный взгляд на природу человека | Гуманистический акцент; сосредоточенность на тревожности как мотиваторе; использование философии и литературы, для того, чтобы информировать/направлять; подчеркивание значения непрерывного роста; подход является эффективным в кросскультуральном консультировании |
Ограничения | Реализация подхода трудоемка и дорога; закрытая система применения, ограниченная в основном психиатрией; сосредоточенность на патологии; детерминистический характер; подход неэффективен для индивидов с незначительными расстройствами | Недостаток надежной исследовательской базы; неопределенность концепций, терминологии и теоретического объяснения консультирования; узость подхода | Недостаток конкретности; работает лучше всего с разговорчивыми, сообразительными клиентами; игнорирует бессознательные и врожденные побуждения; имеет дело с поверхностными проблемами | Не полностью разработан; недостаточно обучающих подходов к теории научения; субъективность, недостаток однородности; под ход является более философским и менее функциональным, чем другие теории; избегает диагнозов и тестирования |
| Гештальт-теория | Рационально- Эмотивная терапия | Транзактный анализ | Бихевиоральное и когнитивно-бихев. консультирование | Терапия реальностью |
Главные теоретики | Фриц Перлз, Лаура Перлз, Ирма Ли Шеперд, Джоан Фэйгэн, Курт Левин | Альберт Эллис, Макси Молтсби, Джанет Вольф | Эрик Берн Клод, Штайнер Томас, Харрис Грэхем, Варне | Джон Б. Уотсон, Б. Ф. Скиннер Джозеф Вольпе, Альберт Бандура Джон Крумболтц, Аарон Бек, Дональд Мейхенбаум | Г. Л. Хаггингтон Уильям Глассер Роберт Вубболдинг |
Взгляд на Природу человека | Акцент на важности цельности и завершенности в человеческой жизни; подчеркивание внутреннего здравого смысла человека и важности аффекта; феноменологичность и антидетермизм подхода; сосредоточенность на изменении. | Люди по своей сущности одновременно рациональны и иррациональны; биологический дуализм; люди могут навредить себе тем, что они думают; дети наиболее ранимые; считается ошибочным использование форм глагола быть (to be) для того, чтобы описывать себя | Оптимизм подхода проявляется в признании того, что люди могут изменяться; личность состоит из трех взаимодействующих эго-состояний: родителя, взрослого, ребенка; подчеркивается важность для индивидуального благополучия и роста внутриличностной интеграции и анализа транзакций, игр, использования времени, и сценариев | Любое человеческое поведение — предмет научения; старые формы поведения могут быть подавлены, а новые формы поведения установлены; условное научение, оперантное обусловливание и социальное моделирование — три главных способа научения. | Благополучия или роста может добиться каждый индивид; проблемы возникают тогда, когда люди не берут на себя ответственность за свое поведение; научение представляет собой процесс, длящийся всю жизнь; люди имеют потребность быть любимыми и любить, ощущать свою полезность и успешность и активно управлять миром вокруг себя, добиваясь различных целей |
Роль консультанта | Консультанту необходимо быть искренним, побуждающим и акцентивным; акцент делается на «теперь», консультант помогает клиенту завершить незаконченное део; консультант обращает внимание на вербальные и невербальные сигналы, конгруэнтность; использует «Я» вместо «Оно» и «Они» | Активный, направляющий консультант обучает, противодействует, корректирует; консультант концентрируется на азах разговора о самом себе или на рациональном самоанализе. | Консультант выступает в качестве учителя; заключаются контракты с клиентом на изменение; инструкции даются на языке транзактного анализа. | Консультант выступает в роли учителя, руководителя и эксперта, проявляет активность на сессиях, помогает клиенту прояснить цели и добиться изменений в поведении и в мыслях. | Консультант выступает в роли учителя и модели, концентрируется на установлении отношений с клиентом; консультант занимает активную, директивную, прагматичную и дидактическую позицию. |
Цели | Акцент на непоредственности опыта; осуществление выборов в настоящем; разрешение прошлых проблем, достижение конгруэнтности, умственный рост; избавление от неврозов | Помогает клиентам жить более содержательной и продуктивной жизнью, прекращает иррациональное мышление; устранение стрессогенных обязанностей (то есть добиваться того, чего хочется); устранение пагубных привычек; толерантность и принятие себя и других | Преобразование; достижение процветания и автономии; приобретение большей осведомленности, освобождение от игр, установление близких отношений и отношений одобрения | Помогает клиентам лучше приспособить, изменить недостаточно адаптивное поведение, обучает продуктивным реакциям; позволяет устанавливать конкретные цели и подцели и достигать их; изменяет мышление (когнитивно-бихевиоральный подход) | Помогает индивидам становиться психологически сильными и рациональными, брать на себя ответственность, разъясняет цели, формулирует реалистичный план, сосредоточивается на поведении и на настоящем, устраняет наказание и оправдания |
Методы | Акцент на непосредственности опыта; осуществление выборов в настоящем; разрешение прошлых проблем, достижение конгруэнтности, умственный рост; избавление от неврозов | Консультанты применяют обучение и оспаривание. Клиенты изучают анатомию эмоций. Применяется воображение, убеждение, логические рассуждения, советы - напоминания, домашние задания, библиотерапия и рациональный самоанализ. | Придание значения терапевтическим контрактам, специфичность и конкретность. Использование таких техник, как дознание, уточнение, конфронтация, иллюстрация и кристаллизация. Концентрация на ранних воспоминаниях клиентов, часто комбинируемых с гештальт-терапевтическими техниками. | Использование подкрепления (позитивного и негативного, первичного и вторичного, непрерывного, прерывающегося), шейпинга, затухания, самонаблюдения, наказаний,планирования окружения, систематической десенсибилизации, техник «взрыва и «погружения», тайм – аутов, сверхкоррекции, имитации, инокуляции стресса, приостановки мышления. | Обучение, фокусирование, оценивание, помощь клиентам в составлении планов и их выполнении. Неприятие обвинений, давления на клиента. Использование ролевых игр, юмора, конфронтации, ролевого моделирования, определение границ, сотрудничество с клиентом, обратная связь. |
Достоинства | Помогает человеку инкорпорировать (объединить) все аспекты жизни, разрешить - прошлые проблемы. Подход делает упор на действие и активность; применим при оп- ределенных аффективных расстройствах, гибок в использовании методов | Теория последовательна, понятна, эффективна, легко осваивается, хорошо совместима с другими теориями. Воздействие краткосрочно. Имеются учебные центры. Теория продолжает развиваться. | Имеет понятную и хорошо сформулированную терминологию. Легко комбинируется с другими теориями. Подход возлагает на клиента ответственность за сделанный выбор, направлен на достижение цели. | Делается упор на симптомах, на «здесь» и «сейчас». Имеется в наличии множество доступных процедур. В основе подходов — теория научения. Хорошая профессиональная организация. Подходы эффективны при различных расстройствах, хорошо исследованы, продолжают развиваться. Могут комбинироваться с другими теориями, особенно с когнитивными. | Теория применима в работе с различными популяциями, эффективна при определенных нарушениях, конкретна. Воздействие краткосрочно. Имеются учебные центры. Поддерживает ответственность и свободу, не приемлет обвинений. Подход делает упор на «здесь» и «сейчас», включает в себя теорию выбора. |
Ограничения | Недостаток надежной теоретической базы, неопределенность. Не принимает во внимание пассивное научение, сторонится тестирования и диагностики. Эгоцентричность подхода | Теория применима не ко всем клиентам; особенно велики сложности при работе с клиентами с психическими нарушениями. Подход ассоциируется с нетрадиционным теоретиком Альбертом Эллисом. Продолжает рассматриваться как преимущественно когнитивная теория. | Когнитивная направленность, простота и популярность, выхолащивающие эффективность. Недостаток внимания к квалификации консультантов. | Внимание направлено не на целостную личность, а только на поведение. Может применяться механически. Временами трудно для воспроизведения в конкретных условиях консультирования. Методы обгоняют развитие теории. Игнорирует прошлое и бессознательное, не учитывает стадии развития личности. | Игнорирует бессознательное, историю личности (анамнез), психические заболевания. Может стать перегруженной моральными ценностями, если не контролировать этот аспект должным образом. Игнорирует собственную историю развития. |