Фразеологические обороты и пословицы в астральной модальности
Быть настороже
Как жаль!
Мерзость запустения
На верху блаженства
Хорош гусь!
Ля-ля-тополя!
Эфирные маркеры
Когнитивные эфирные маркеры представляют собой акценты на различных телесных переживаниях и ощущениях:
— (разваливается в кресле и выразительно потягивается и зевает) А-ах! (эф)
— (подносит руку к горлу и высовывает язык, показывая, что задыхается) (эф)
— (часто энергично дышит, демонстрируя усердие) (эф)
— (плотно обнимает себя руками, показывая, что замерз) (эф)
— (вздрагивает всем телом) (эф)
К числу эфирных маркеров относятся подчеркнуто медленные жесты, с замиранием в конце движения:
— (медленно садится на диван и замирает в нем, опустив голову и руки и демонстрируя полное бессилие) (эф)
К эфирной модальности апеллируют разнообразные метафорические описания (в частности, фразеологизмы и пословицы), связанные с телесными ощущениями:
— Как поживаешь, Лукиан?
— С утра руки не поднять, головы от подушки не оторвать. (эф)
— У меня сегодня как крылья выросли. (эф)
— Что грустишь, красавчик?
— Да что-то совсем ноги не таскаю. (эф)
Описания, прямо обозначающие телесные (в частности, вкусовые и эротические) ощущения, чаще всего маркируют эфирную субмодальность:
— Ты знаешь, меня уже тошнит. мен(эф)
— Какой у вас милый младенчик, сладкий, гладенький! мен(эф)
— (хозяйке, отказываясь от угощения) Спасибо, больше не надо, я сыт. кауз(эф)
— (в интимной ситуации) Виринея, я тебя уже сильно хочу! кауз(эф)
Символически эфирное тело представляет одежда человека, поэтому взаимодействие с ней часто воспринимается как эфирное проявление (замена поглаживания):
— Послушай меня! (подходит и трогает партнера за рукав) кауз(эф)
Стилистические эфирные маркеры. Способность произносить некоторые слова и даже фразы в эфирной модальности — целое искусство, которым обладают лучшие актеры (особенно комики), отличающиеся особой выразительностью; при эфирном произнесении кажется, что слова произносит на сознание (или личность) человека, а непосредственно его тело:
— (сдавленным голосом) Н-нет, н-не п-получится! эф(кауз)
— (хрипя и напрягаясь всем телом, гневным шепотом) Парассит! эф(аст)
— (отказываясь от угощения) (держась рукой за горло и таким голосом, словно прямо там стоит кусок) Больше не лезет! (эф)
К числу стилистических эфирных маркеров относится акцентуация телесных ощущений — прямая или словесная; впрочем, последняя чаще дает эфирную субмодальность:
— (стонет от наслаждения) Оо... о! (эф)
— Ой! (хватается за ушибленное место) (эф)
— (нежно медленно поглаживает руку партнера) (эф)
— (подходит к партнеру и медленным жестом кладет руки ему на плечи, слегка их сжимая и замирая в этой позиции) (эф)
— (приветствуя) Здравствуй, Дашенька! (обнимает) кауз(эф)
— (расслабляется в объятии и расплывается в блаженной улыбке) (эф)
— У меня тогда весь день было недомогание — видимо, потому, что накануне объелся. мен(эф)
— (страстно) Я умираю от голода! аст(эф)
— Я люблю девушек плотненьких и упругих. буд(эф)
Нормальный эфирный темп медленный, жесты плавные, со склонностью к замиранию. «Эфирный» голос как бы утробный, сдавленный, чревовещающий и т. п.
Фразеологические обороты и пословицы в эфирной модальности
Плоть и кровь
Больное место
Быть голодным как волк
Во всю мочь
Действовать на нервы
Аж мурашки бегают
Мороз по коже задирает
Горькая пилюля
Физические маркеры
Физические маркеры в трансляции это прямая акцентуация физического тела или физического объекта как такового — обычно в виде соответствующего жеста:
— Что у тебя болит, доченька?
— Живот (показывает пальцем) (физ)
— Передай ложку, пожалуйста.
(протягивает) (физ)
— (подбегает к партнерше и сильно дергает ее за косичку) (физ)
Однако физическая модальность отличается от эфирной принципиально: здесь нет физических ощущений как таковых, и тело воспринимается лишь как материальный объект, существующий в окружающем материальном пространстве. Следует иметь в виду, что в речи Физический архетип, как и Эфирный, проявляется чаще всего в субмодальности:
— Подвинься, пожалуйста, направо. кауз(физ)
— (рассказ по свежим следам) И тогда я двинул его в челюсть, а потом — в глаз. кауз(физ)
«Выпотрошенную рыбу аборигены, как правило, режут на крупные куски и варят в подсоленной воде с луком и перцем, или жарят в масле, предварительно обваляв в муке или сухарях». мен(физ)
— Я к женщинам не прикасаюсь по религиозным принципам. буд(физ)
Физическая модальность трансляции в каком-то смысле «конкурирует» с каузальной: если физическое действие становится слишком значимым, то соответствующая трансляция становится каузальной или даже иногда буддхиальной (а в редких случаях — и атманической). В частности, ритуальные жесты (рукопожатие, поцелуи и объятия при встрече) чаще всего воспринимаются как каузальные, с физической или эфирной субмодальностью:
— (при встрече, молча улыбаясь и протягивая руку партнеру) кауз(физ)
— (молча пожимая руку протагонисту) кауз(физ)
— (молча подавая на подносе рюмку водки) кауз(физ)
— (молча эффектным жестом ее опрокидывая себе в рот) кауз(эф)
С другой стороны, «проходной» физический жест, не претендующий на каузальную значимость, имеет чаще всего физическую или физически-каузальную модальность:
— (молча скромно подает партнеру обороненный платок) (физ)
— (незаметным движением поправляет мужу галстук) (физ)
— (командным тоном) Ну, пошел. (кауз)
— (без помпы быстро встает и направляется к двери) физ(кауз)
Физическая модальность и субмодальность предполагают сравнительно быстрый ритм, с возможными остановками-демонстрациями той или иной части тела или материального мира:
— (резким движением подносит фигу к лицу партнера) кауз(физ)
— (отрицательно качает головой) кауз(физ)
— (задирает юбку и показывает задницу) кауз(физ)
— Ох, не думаю, что это (показывает на свою плоскую грудь) кого-то может привлечь. мен(физ)
— (показывая свою заинтересованность, делает решительный шаг навстречу партнеру) физ(кауз)
— Дашенька, как насчет омлета? мен(физ)
— (с грохотом швыряет сковородку на плиту) физ(кауз)