Системы обработки табличных данных
Электронные таблицы. Табличный процессор
Модулей на тему – 3, практических работ – 3, тематическая аттестация 1
Модуль 2. Практическая работа №1 «Построение информационной модели». Ввод, редактирование и форматирование данных в ячейках.
Дата проведения____________
В процессе работы с модулем вы должны:
ü Описывать: понятие электронной таблицы, способы перемещения по листу и книге, форматы данных: числовой, денежный, текстовый, формат даты, способы ввода данных разных форматов и управление форматами ячеек, виды ошибок во время ввода данных способы их устранения, назначение основных панелей инструментов табличного процессора и кнопок на них.
ü Называть: сочетание клавиш для перемещения на начало и конец листа, строки, столбца.
ü Использовать: автозаполненние ячеек для ускоренного ввода данных.
ü Уметь: перемещаться по листу и книге, вводить данные и формулы в ячейки и редактировать их содержимое, выделять диапазоны ячеек с заданным адресом, копировать, перемещать и очищать содержимое ячеек.
Задание 1.Запишите в тетрадь 5 понятий, характеризующих содержание модуля
_____________
Задание 2.Подпишите номера элементов интерфейса.
____ строка состояния
____ маркер заполнения
____ имена столбцов
____ адрес активной ячейки
____ панель инструментов Стандартная
____ область задач
____ заголовок окна
____ копирование данных
____ изменение размера строк
____ ярлык неактивного листа
____панель инструментов Форматирование
____строка формул
____ ярлык активного листа
____ вертикальная полоса прокрутки
____ активная ячейка
____ изменение размера столбцов
____ горизонтальная полоса прокрутки
____ номера строк
____ меню
____ изменение формата данных в ячейках
____ ввод последовательностей
____ изменение цвета ячейки
____ изменение границ ячейки
____ объединение ячеек
____ удаление строк и столбцов (предварительно выделить)
____ добавление строк и столбцов (предварительно выделить)
Задание 3.
Закончите заполнение таблицы:
Задание 4.Закончите заполнение таблицы
Объект форматирования | Параметр форматирования | Задание параметра с помощью Меню | Другие способы задания параметра (КМ, панель форматирования, перетаскивние) |
таблица | |||
строка | |||
столбец | |||
ячейка | Выравнивание по вертикали | ||
Выравнивание по горизонтали | |||
Запись нескольких строк в одной ячейке | |||
Число | |||
Вид | |||
Граница | |||
Шрифт |
Задание 5.используя таблицу, определите тип данных
Данные | Тип | Данные | Тип |
15,2 | 15 сен | ||
12% | |||
$120 | Вася |
Формат | Пример | Назначение |
общий | Программа сама относит вводимые данные к одному из типов | |
числовой | 22,36 | Представление чисел |
финансовый | 25р | Представление денежных сумм |
дата | 4 мар | Представление даты |
экспоненциальный | 1,278 Е+0,1 | Представление больших чисел |
денежный | 45гр | Представление денежных сумм |
время | 10:22:35 | Представление времени |
процентный | 22% | Число, находящееся в ячейке умножается на 100% и дописывается соответствующий знак |
дробный | ½, 3/100 | Представление числа в виде десятичной дроби |
текстовый | мир | Представление текста |
Выводы.
Дополнительно. Комбинации клавиш для перемещения по листу перемещение в начало строки _________, в конец строки, в первую заполненную ячейку _________, в последнюю заполненную ячейку _________.
Рефлексия.
№ задания | 1-т | 2-т | 3-т | 4-т | 5-т | 6-т | 1-пр | 2-пр | 3-пр | 4-пр | 5-пр | закрепление | итого |
Кол-во баллов |
0-8 – начальный уровень, 9-14 – средний уровень, 15-20 – достаточный уровень, 21-24 – высокий уровень
Домашнее задание.Гл. 2.1- 2.6 (кроме формул) вопросы с. 44-45, 62, 78
СУ табл. рис. 2.48 с.79 ДУ табл. Рис 2.50 с.80 ВУ Составить задание для контроля навыков работы с ЭТ
Модуль 3. Практическая работа № 2 "Ввод данных и форматирование таблиц в среде табличного процессора"Использование простейших формул. Практическая работа №3 "Использование формул в электронных таблицах". Создание простых диаграмм. Практическая работа № 4. "Создание диаграмм и графиков"
Дата проведения____________
В процессе работы с модулем вы должны:
ü описывать: критерии определения типа диаграммы для лучшего отображения радов данных;
ü пояснять: правила записи абсолютных, относительных и смешанных ссылок на ячейки и диапазоны ячеек; правила записи формул и использования ссылок на ячейки и диапазоны ячеек; правила преобразования абсолютных, относительных и смешанных ссылок на ячейки и диапазоны ячеек во время копирования формул;
ü уметь: вводить формулы и редактировать их содержимое; записывать абсолютные, относительные и смешанные ссылки на ячейки и диапазоны ячеек, определять тип диаграммы, изменять вид диаграмм, задавать диапазон данных, настраивать параметры отображения диаграммы
Задание 1.Запишите в тетрадь 5 понятий, характеризующих содержание модуля
_____________
Задание 2.Вставьте в текст пропущенные слова:
Выражение, описывающее вычисления в ячейке называется _______________. Она может содержать _________, ____________, ________________________________. Порядок действий ___________________________________. Ввод формулы начинается со знака ___.
Задание 3.Запишите выражения по правилам ЭТ
| ||||||||
Задание 4.Вставьте в текст пропущенные слова:
Существует __вида адресации ____________________________. Абсолютная адресация отличается от относительной по записи ________, по принципам использования _____________________________________________________________.
Задание 5.Закончите заполнение таблицы:
Формула | Начальная ячейка | Конечная ячейка | Конечная формула |
=A2+B2 | C2 | C5 | |
=$A$2-B2 | C2 | D2 | |
=A2*$B$2 | C2 | C8 |
Задание 6.Подпишите элементы диаграммы.
Задание 7. Установите правильный порядок действий при построении диаграммы:
1. Нажать кнопку Мастер диаграмм
2. Выбрать расположение диаграммы
3. Уточнить диапазон данных
4. Выбрать тип диаграммы
5. Ввести данные, на основе которых строится диаграмма.
Задание 8.Установите соответствие между типом диаграммы и ее назначением
А | Б | В | Г | ||||
Гистограмма | А | Отображает вклад каждого в общую сумму | |||||
График | Б | Отображает изменение категории во времени | |||||
Круговая | В | Отображает значение различных категорий | |||||
Цилиндрическая | Г | Предназначена для сравнения нескольких категорий |
Выводы.
- Обработка данных в таблице осуществляется при помощи формул
- Ввод формулы начинается со знака =.
- Формула может содержать числа, операторы (+, -, *, /, ^, %) и адреса ячеек.
- Адрес ячейки может быть относительным (он изменяется при протягивании маркера заполнения) и абсолютным.
- Для более наглядного представления данных применяют диаграммы и графики
Рефлексия.
№ задания | 1-т | 2-т | 3-т | 4-т | 5-т | 6-т | 7-т | 8-т | относительная адресация | абсолютная адресация | диаграммы | закрепление | итого |
Кол-во баллов |
0-8 – начальный уровень, 9-14 – средний уровень, 15-20 – достаточный уровень, 21-24 – высокий уровень
Домашнее задание.с. 48-52, гл. 2.7 вопросы с. 52, 107
СУ № 1(а) с.53, построить гистограмму и круговую диаграмму на основе таблиц из учебника географии. ДУ № 1(б) с.53, построить 2 графика функций, при записи которых использованы только арифметические действия ВУ № 1(д) с.53, используя справочную систему, выясните особенности использования Кольцевой, Пузырьковой и Лепестковой диаграмм
Модуль 4. Практическая работа № 4. "Создание диаграмм и графиков". Итоговое тестирование по теме Компьютерное моделирование и основы алгоритмизации и Электронные таблицы. Табличный процессор
Модуль 5. Назначение и использование основных математических, логических, статистических функций табличного процессора. Практическая работа № 5 "Анализ данных с помощью функций табличного процессора.
Дата проведения _______________
В процессе работы с модулем вы должны:
ü Приводить примеры математических, статистических логических функций табличного процессора
ü Уметь применять основные математические, статистические, логические функции для анализа и обработки данных
Задание 1.Запишите 5 понятий, характеризующих содержание модуля ___________
Задание 2.Вставьте в текст пропущенные слова:
Формула начинается со знака _______ и может содержать __________, __________, ______________ и __________________. Функция состоит из ______________ и ___________. Способы ввода функции: ______________, ____________________, _______________. Примеры функций: математические ________________________________, статистические ______________________________________________________________
Задание 3.Основы логики. Закончите предложение:
Форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается называется _____________. Оно может быть ____________ или ________________. Высказывание может состоять из нескольких, соединенных союзами И и ИЛИ (Сегодня тепло и солнечно. Информацию с одного компьютера на другой можно переносить с помощью диски или флешки). Объединение высказываний с помощью функции ИЛИ называется логическим сложением, а И – умножением. Истинность сложного высказывания определяется с помощью алгебры высказываний (алгебры логики).(0-ложь, 1-истина)
Высказывание А | Высказывание В | А+В (функция ИЛИ) | Высказывание А | Высказывание В | А&В (функция И) | |
Задание 4.Вставьте в текст пропущенные слова. В Excel в качестве высказываний используются выражения, содержащие знаки отношений (______________________) – неравенства. Такие выражения называются __________. К логическим функциям относятся: ______________________________________. Логическая функция Если применяется тогда, когда _________. Записывают эту функцию так: ___________________________________________________.
Пример. Торговый агент получает 5% от сделки до 5000 грн и 7%, если сумма сделки превышает это значение.
Решение. В ячейки A2:A6 занесем суммы сделок. В ячеках B2:B6 нужно вычислить долю торгового агента. Запишем формулу для ячейки B2, так, чтобы ее можно было копировать в остальные ячейки диапазона. Если сумма сделки больше 5000 (А1>5000), то доля агента составляет 7% от суммы (А1*7%), иначе – 5% (А1*5%). Внашем случае общая формула записывается так: =если(А1>5000; А1*7%; А1*5%).
|
Выводы.
При записи формул можно использовать встроенные функции. Это можно делать при помощи Мастера функций. Для удобства функции разделены на категории (математические, статистические, логические и др). Функция состоит из имени и аргумента, который записывают в круглых скобках. Если в качестве аргумента функции используется неравенство, или результат функции истина или ложь – такая функция называется логической.
Рефлексия.
№ задания | 1-т | 2-т | 3-т | 4-т | 1-п | 2-п | 3-п | закрепление | итого |
Кол-во баллов |
0-5 – начальный уровень, 6-9 – средний уровень, 10-13– достаточный уровень, 14-16 – высокий уровень
Домашнее задание. гл.2.6, вопросы с.93-94
СУ №2 с.94 ДУ № 5с.94 ВУ №10 с.95