Познавательные способности человека

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБАЙСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Философия»

на тему: «Познавательные особенности человека»

Выполнили: студенты 3 курса, 6,0 г.о.

Специальности: 080507

Вильданова Р.,Узбекова Л.

Проверил:

Сибай- 2013

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Общие закономерности процесса познания:

1. Закономерность, показывающая основополагающие этапы познания: движение от живого созерцания к абстрактному (в данном смысле, рационально — отвлеченному) мышлению и от него к практике. «Живое созерцание» — это непосредственное активное взаимодействие субъекта с объектом познания, где преобладающую роль играет чувственное отражение действительности. «Абстрактное мышление» оперирует понятиями, суждениями и умозаключениями, не выбрасывая полностью и форм чувственного познания. На этом этапе происходит постижение скрытой сущности объекта. Проверка результатов познания осуществляется на практике, которая, в конечном счете, подтверждает или опровергает правильность чувственного и логического отражения объекта.

2. Закономерность, показывающая универсальную направленность познания: движение от явления к сущности и обратно. Человек постоянно углубляется в объект, двигаясь от сущности как бы «первого порядка» к сущности «второго», «третьего» и т. д. порядка, вскрываются новые и новые внутренние и внешние связи и отношения.

3. Закономерность, показывающая универсальные способы познания: движение от непосредственного созерцания к рассудочному мышлению и от него к разуму. Непосредственное созерцание — это восприятие мира с помощью нерасчлененного единства чувств и мышления, при котором возникает поверхностное отражение явлений действительности без выяснения их внутренних взаимосвязей. Рассудок — это абстрактное и по форме (отвлечение мысли), и по содержанию (нецелостное) мышление, сводящее действительность либо к одной из формальных противоположностей, либо — к количественному описанию явлений и внешних связей между ними. Разум — это диалектический способ мышления, в процессе которого преодолевается поверхностность непосредственного созерцания и односторонность рассудка и создается синтетическая мысленно-конкретная картина целостного, но вместе с тем многообразного бытия.

4. Закономерность, характеризующую диалектику познания: движение через единство и борьбу двух сторон познания — отражение и понимание.

Понимание — особая сторона и элемент сознания (в широком смысле), функция и метод научного познания (в узком смысле), которая заключается в выявлении сущности предметов, их смысла и значения и в их интерпретации.

Понимание представляет собой «раскодирование» научных и обыденных смыслов, оно непосредственно направлено не на сам объект знания, а на форму отражения объекта в знании. Отражение невозможно без предварительного понимания, так как субъект налагает на действительность свой смысловой контекст, определенным образом понимает ее, наполняет смыслом.

Понимание превращается в процесс связывания идей, установления отношений между ними, приведения их к целостному, системному виду.

В состав понимания входят:

1. Психофизиологическое восприятие физического знака (слова, цвета, пространственной формы). 2. Узнавание его (как знакомого и незнакомого). Понимание его повторимого (общего) значения в языке. 3.Понимание его значения в данном контексте (ближайшем и более далеком). 4. Активно-диалогическое понимание (спор-согласие). Включение в диалогический контекст.

Если понимание господствует в науках об обществе, то объяснение — в науках о природе.

Объяснение понимают как совокупность приемов, помогающих установить достоверность суждений относительно какого-либо неясного, запутанного дела или имеющих целью вызвать более ясное отчетливое представление о более или менее известном явлении. Это способность субъекта передать свое понимание объекта другим.

В любом объяснении должны содержаться две части, различающиеся по своим функциям: эксплананд — то, что надлежит объяснить — языковое отображение объяснимого объекта, и эксплананс — совокупность объясняющих положений. При этом следует подчеркнуть, что объясняемыми являются реальные объекты, а не положения о них, а объясняющими являются положения о реальных объектах, а не сами объекты.

Приемами объяснения могут быть сравнение, описание, аналогия, различие, указание на причины, составление простейшей модели и т. д.

Формы познания:

чувственная, рациональная, интуитивная.

Чувственное познание: это непосредственное взаимодействие субъекта и объекта, отражение предметов и процессов с помощью органов чувств, в результате которого человек получает первичные знания об объекте.

Простыми формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления.

Ощущения — это начальная, исходная форма познания, осуществляющая непосредственную связь с миром, превращение физиологического процесса в психический, в факт сознания и возникновение идеального образа отражаемого объекта. Ощущения (осязание, обоняние, зрение, слух, вкус) отражают лишь отдельные стороны объекта и не дают целостной картины о нем.

Восприятие — это комплекс нескольких ощущений; процесс построения целостных образов предметов и их взаимоотношений, действующих в данный момент на органы чувств.

Представление — это воспроизведение с помощью памяти и воображения уже имевшихся в прошлом личном и общественном опыте восприятий. Представление служит связующим звеном между чувственным и рациональным познанием.

Выделяют два рода чувственных форм: первого рода или индивидуальные ощущения, восприятия и представления окружающей действительности и второго рода, то есть ощущения слов, рисунков, фотографий, образцов, клипов, проекций и прочих выработанных человечеством средств, для передачи содержания ощущений и восприятия многих и многих действующих людей.

Рациональное познание (мышление): это форма познания, в

процессе которой человек получает вторичные (выводные) знания, используя не непосредственный контакт с предметами и явлениями, а опосредующую промежуточную связь в виде абстрактных форм.

Рациональное познание осуществляется в трёх простых формах: понятии, суждении и умозаключении и сложных (высших) формах мышления: темах, проблемах, гипотезах, теориях, науках и т. д.

Понятие — это исходная форма рационального познания, логическая форма мышления, в которой отражаются существенные свойства и отношения предмета.

Суждение —это мысль, в которой утверждается или отрицается что — либо относительно предметов или явлений.

Умозаключение — это такая форма мышления, благодаря которой из нескольких взаимосвязанных суждений выводятся новые.

Типы мышления:

I. Первым, изначальным типом мышления, присущим как первобытным людям, так и ребенку, является мифопоэтическое мышление. Истина в мифопоэтическом стиле мышления носит всеобъемлющий характер — все истинно, а ложного ничего нет.

Законы мифопоэтической логики:

1. Закон метаморфозы, который гласит, что все идеальное может быть материальным и, наоборот; что любое средство или вещество может быть обращено по воле Бога в любое другое.

2. Закон абсолютного достижения цели, который определяет абсолютность преодоления препятствия или разрешения заданной герою задачи (выполнение невыполнимого, достижение недостижимого, осуществление неосуществимого).

3. Закон пространственно-временной произвольности, который гласит, что пространство и время могут быть сжаты или растянуты, или вовсе отсутствовать без соотношения с самим материальным и духовным объектом.

4. Закон ложного основания, который гласит, что правильное дедуктивное доказательство покоится на предрешенном основании или молчаливом допущении, не требующем доказательства.

II. В тесном единстве с мифопоэтическим мышлением сосуществует мышление эмоциональное (так называемая «женская логика»). Истинным здесь считается то, что приятно.

III. У взрослых людей рецидивы мифопоэтического и эмоционального стилей мышления с точки зрения познания окружающего мира создают для него весьма серьезные препятствия, ибо отучают от поиска истинных причин и закономерностей происходящих событий. Поэтому вполне закономерным был переход к следующему типу мышления — формально-логическому. Формула истины здесь такова: либо «да», либо «нет», а третьего не дано.

IV. В отличие от формально-логического типа мышления, сущность которого составляет непротиворечивость в форме или-или, диалектический тип, наоборот главу угла ставит противоречие в форме и-и. Непротиворечивость есть проявление статики, а противоречие динамики материальной действительности.

Законы диалектической логики:

1. Рассмотрение предмета во всех его связях и отношениях, то есть системно;

2. Рассмотрение предмета в движении и развитии;

3. Раздвоение единого на противоположности;

4. Рассмотрение развития предмета через понимание взаимоперехода количественных и качественных изменений.

5. Отрицание как переход предмета из одного состояния в другое;

6. Закон единства исторического и логического (этапы развития мыслей о предмете должны соответствовать этапам в истории отображаемого предмета);

7. Закон единства анализа и синтеза (анализ должен быть синтетическим — отображающим связи этапов и процесс формирования из частей — целого из элементов — системы).

8. Закон единства дедукции и индукции (построение из понятий системы понятий должно опираться на всесторонние опытные данные);

9. Закон единства абстрагирования и конкретизации (из односторонних знаний должно складываться всесторонне, внутренне связанное, конкретное знание).

Интуиция: это непосредственное внезапное неосознанное получение знаний. Она принадлежит к надсознательной области духовного мира человека.

Виды интуиции:

1. Чувственная (мгновенное чувство).

2. Рациональная (мгновенное решение логических проблем).

3. Эйдическая, как синтез чувственной и рациональной интуиции.

Наши рекомендации