Д/З стр.17 №19 под цифрой 2
Русский язык как система.
Уровни языка | Языковые единицы | Нормы |
5Синтаксиз | Словосочетание предложение | Синтаксические |
4Морфология | Части речи | Морфологические |
3Лексика | Слова | Лексические |
2Морфемика | Морфемы | Словообразовательные |
1Фонетика Графика | Звуки речи Буквы | Орфоэпические |
Текст стилистическая норма
Функции языка и речи.
1.Коммуникативная функция
2.Познавательная (когнитивная)
3.Информативная
4.Регулятивная (воздействие)
5.Эмоционально экспрессивная
6.Общественная
Язык | Речь |
1.Стабильно статичен 2.Средство 3.Язык абстрактен объективен речь индивидуальна конкретно 4.Это системно структурное образование | 1.Мобильный изменчивый 2.Действие 3.Индивидуальный 4.линейна разворачивается во времени |
Качество хорошей речи:
1.Правильность-соблюдении языковых норм
2.Точность соответствие замысла соавтора восприятию читателя
3.Ясность доступность понятность
4.Логичность соответствие законам логики
5.Лаконизм краткость отсутствие лишних слов
6.Частота отсутствие не литературных форм
7.Выразительность отсутвие шаблонов образность и эмоциональность
8.Благозвучие приятное для слуха звучание
9.Уместность-адекватность ситуации
Культура речи-это такой выбор и такая организация языковых средств которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этике общения позволяют обеспечить наибольший эффект достижении поставленных коммуникативных задач.
Три аспекта культуры речи:
1.нормативный-соблюдение языковых норм
2.коммуникативный-адекватность ситуации
3.этический аспект-соответствие нравственно этическим нормам данной культуры
Язык-социально обработанная исторически изменчивая знаковая система служащая основным средством общения и представленная разными формами существования (функциональные стили) каждая из которых имеет устную или письменную форму реализации.
Фонетика звуковой состав русского языка.
Д/З стр.15 упр 18,19 (1,3,4)
Звуки речи.
Гласные согласные
парные твёрдые и мягкие
ударные безударные звонкие глухие
закон редукции количественного
качественного изменения звука
Фонетика раздел языка изучающее звуки речи. Звуки единица устной речи звуки на письме обозначаются буквами — графическими знаками письменной речи. Особенность русского языка не совпадение письменной и звучащей речи поэтому при фонетическом анализе и составления транскрипции нужно учитывать произнесение слова а не его написание.
В чём разница между написанием и произношением.
I несоответствие количества звуков и букв.
1)одна буква может обозначать 1 или 2 звука: е, ё, ю, я
1 звук после согласного пень
2 звука после Ь и Ъ пьёт
2) после гласной поёт
3) в начале слова яма
Не все буквы равные звуки
Несколько букв равно один звук счастье
II Несоответствие между зв. И буквой его обозначающий.
1)Оглушение /озвончение согласных в слабой позиции молотьба (д), плод (т).
2)Одна буква равно разные звуки мол-мёл (м)-(м)
3)Редукция гласных слабых позициях молва (а) земля (й)
4)Буква И после непарных всегда твёрдых согласных жизнь (ы)
властный (власный) 6 согл. 5 зв. Согл.
Тюмень (ту'ме'эн) 5 звуков
Круг-крюк (крук)-(кр'ук)
Орфоэпические нормы
Произносительная норма складывалась начиная с 17 го века. В основе
литературного языка лежат говоры это аканье например: молва – малва , иканье например весна – висна
В основе разделения произносительных вариантов о стиле лежит теория Ломоносова о трёх штилях
Здравствуйте Олег Александрович
Он поэт
Произношение имеет варианты:
1.Стилевые
2.Временные
Старшая (Московская) Булошная, Молошник, Квартал
Младшая (Питербурская) Ближе к написанию Квартал
3.Стилистические
территориальные варианты Человек,Чё
Варианты профессиональные Осужденный
Просторечие Звониш, Свекла, Щавель, Исчерпать, Обеспечение, Каталог
Норма произношения
1.Произношение гласных звуков
а гл. в слабой позиции
¾ редуцируется норма: аканье и иканье
¾ существуют варианты о/э Афера, Жёлоб, Житие, Бытие,Опека, Манёвр, Осётр, Истекший год но истёкший кровью
2.Произношение согласных
¾ смягчение согласных Одесса, Крем,апостроф
¾ чн/шн (употребление в очествах)
¾ упрощение групп согласных туристский (ск)
Д/З стр.17 №19 под цифрой 2