Правила и ошибки доказательства.
Правила по отношению к тезису:
· Тезис должен быть логически определенным, ясным и точным.
· Тезис должен оставаться тождественным, т.е одним и тем же, на протяжении всего доказательства или опровержения.
Ошибки относительно доказываемого тезиса:
· Подмена тезиса –один тезис подменяют другим и начинают его доказывать или опровергать.
· Довод к человеку –подмена доказательства самого тезиса ссылками на личные качества того, кто выдвинул этот тезис.
· Переход в другой род –
1. Кто слишком много доказывает, тот ничего не доказывает ( вместо одного истинного тезиса пытаются доказать другой, более сильный тезис, и при этом второй тезис может оказаться ложным.)
2. Кто слишком мало доказывает, тот ничего не доказывает.(возникает, когда вместо тезиса а мы доказываем более слабый тезис В)
Правила по отношению к аргументам:
· Аргументы, приводимые для доказательства тезиса, должны быть истинными и не противоречащими друг другу.
· Аргументы должны быть достаточным основанием для доказательства тезиса
· Аргументы должны быть суждениями, истинность которых доказана самостоятельно, независимо от тезиса.
Ошибки:
· Ложность оснований ( в качестве аргументов берутся не истинные, а ложные суждения, которые выдают или пытаются выдать за истинные)
· Предвосхищение оснований (аргументы не доказаны, а тезис опирается на них)
· Порочный круг (Тезис обосновывается аргументами, а аргументы обосновываются этим же тезисом)
Правило по отношению формы обоснования тезиса (демонстрации)
Тезис должен быть заключением, логически следующим из аргументов по общим правилам умозаключений или полученным в соответствии с правилами косвенного доказательства.
Ошибки:
· Мнимое следование (тезис не следует из приводимых в его подтверждение аргументов)
· От сказанного с условием к сказанному безусловно.(аргумент истинный только с учетом определенного времени, отношения, меры, нельзя приводить в качестве безусловного, верного во всех случаях)
· Нарушение правил умозаключений (дедуктивных, индуктивных, по аналогии)
Ошибки в дедуктивных умозаключениях
Ошибки в индуктивных умозаключениях
Ошибки в умозаключениях по аналогии.
58. Опровержение.
Опровержение - доказательство ложности какого-либо тезиса, либо доказательство несостоятельности всего процесса доказательства в целом.
3 способа:
-опровержение тезиса (приведение фактов, противоречащих тезису, путём доказательства истинности нового тезиса, противоречащего опровергаемому, путем установления ложности или противоречащих следствий, которые вытекают из тезиса)
-опровержение аргументов (путём доказательства ложности выдвигаемых аргументов, установление того, что аргументы, обосновывающие выдвигаемый тезис являются недостаточными.
установление того, что сами аргументы требуют доказательства, показом того, что источник фактов является недоброкачественным).
-опровержение демонстрации (показать отсутствие логической связи)
Виды опровержения.
Опровержениемназывается доказательство ложности какого-либо тезиса, либо доказательство несостоятельности всего процесса доказательства в целом.
3 способа:
1. опровержение тезиса
· приведение фактов, противоречащих тезису.
· путём доказательства истинности нового тезиса, противоречащего опровергаемому.
· путем установления ложности или противоречащих следствий, которые вытекают из тезиса.
2. опровержение аргументов
· путём доказательства ложности выдвигаемых аргументов
· установление того, что аргументы, обосновывающие выдвигаемый тезис являются недостаточными.
· установление того, что сами аргументы требуют доказательства
· показом того, что источник фактов является недоброкачественным.
3. опровержение демонстрации
· показать отсутствие логической связи
60. Правила и ошибки опровержения.
Правила тезиса.
· Тезис должен нуждаться в доказательстве (Бессмысленно доказывать очевидные вещи (Солнце светит и греет, вода утоляет жажду и т. п.)
· Тезис должен быть ясным и точным (в соответствии с законом тождества) Успех разговора или дискуссии во многом зависит от того насколько правильно в языке выражен логический смысл тезиса.
· Тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства (в соответствии с законом тождества)
Ошибка: Ошибка "двусмысленности тезиса (неясности того, что доказывается)". Напр.: доказывать/опровергать тезис "Грибы ядовиты" трудно, т.к. не определена количественная сторона суждения Ошибка "подмена тезиса". Напр.: начав доказывать, что некий студент не ломал компьютер, иногда доказывают тезис: "он в жизни не брал чужого"
Правила аргументов.
· Аргументы должны быть истинными и не противоречить друг другу. Если аргументы противоречат друг другу, то по крайней мере один из них ложен, а ложные аргументы ничего не доказывают.
· Истинность аргументов должна устанавливаться независимо от доказываемого тезиса.
· Количество аргументов должно конечным и достаточным для доказательства тезиса.
Одного аргумента обычно недостаточно для обоснования тезиса. Несколько взаимосвязанных аргументов позволяют создать прочную основу для доказательства тезиса. Однако не следует злоупотреблять количеством аргументов.
Ошибка: Ошибка "поспешного доказательства или опровержения" "предвосхищения доказательства или опровержения". Когда приведенный аргумент на самом деле лишь подготавливает обоснование тезиса или касается его части. Так, начав доказывать ценность своего диплома, студент аргументирует это тем, что диплом всем понравился, что он его очень долго писал и даже не ходил гулять.
Правила демонстрации.
· Любая логическая форма связи аргументов и тезиса должна быть правильной.
Разные виды демонстрации (дедуктивные, индуктивные) влияют на логический статус доказательства или опровержения
Ошибка: Ошибка "мнимого следствия", "видимости доказательства". Сюда относятся все ошибки выводного знания:
· неправильный модус силлогизма;
· поспешное обобщение;
· ложная аналогия и др.