Критерии и нормы оценки знаний обучающихся. Особенности организации контроляпо русскому языку
Особенности организации контроляпо русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов,влияющих на снижение оценки
Ошибки:
– нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
– неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
– отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
– наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
– существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
– отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
– употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
– отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
– неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;
– незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования
Материально – техническое обеспечение.
Учебники:
1. Русский язык. Учебник 2 класс. В 2 ч. Ч 1 (сост. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий) Просвещение 2015г.
2. Русский язык. Учебник 2 класс. В 2 ч. Ч 2 (сост. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий) Просвещение 2015г
3. В.П.Канакина. рабочая тетрадь. В 2 – х ч. Просвещение 2015
Методические пособия:
1. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс.. ВАКО 2015г.
2. В.П.Канакина. Русский язык. Программа и планирование учебного курса 1- 4 классы. Просвещение 2009г.
Книги для учителя:
1. Словарная работа. 1 – 4 классы/Сост. С.М.Мельникова. ВАКО 2013г.
2. Русский язык. Справочник. 1- 4 классы/Т.Г.Рамзаева. – 13 – е издание. Дрофа 2014.г.
3. Сочинение по картинам в начальных классах. В.И.Воробьёва, С.К.Тивикова, Родничок; М.:Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ 2010г.
4. Словари:
· С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка» Москва Мир о образование 2015г.,
· «Орфографический словарь русского языка» ВАКО 2015г.,
· «Школьный орфографический словарь» Санкт – Петербург 2011г.,
· В.И.Жуков, А.В.Жуков «Школьный фразеологический словарь русского языка» 7 – е издание. Просвешение 2013г.,
· Т.В. Шклярова «Словарь трудностей русского языка». ВАКО 2015г.,
· И.В.Клюхина «Разбор слова по составу». ВАКО 2015.
Звуковые пособия:
Диск. Русский язык. 2 класс.
Дидактические пособия:
1. Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся
2. Самостоятельные и проверочные работы.
3. Работа с текстом и предложением
Демонстрационный материал:
1. Мультимедийные презентации
2. Набор «Словарные слова»
3. Плакаты, соответствующие темам уроков
Технические средства обучения:
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок
2. Мультимедийный проектор
3. Ноутбук
4. Принтер