Эстетическое восприятие эротики

То, что от эротических произведений искусства можно получить эстетическое удовольствие, ни для кого не ново. В литературе и в различных видах искусства существуют эротические направления, правда, они не всегда обособлены как, например, в живописи, пластике или кино. И эстетическое воздействие этих направлений ничуть не меньше, чем у основных направлений, но, разумеется, лишь для тех, кто разбирается. Кроме того, официально или неофициально параллельно с эротическими, имелись и порнографические направления, которые тоже необходимы в обществе, о чём говорит их «живучесть». Но, будучи под запретом, они часто маскировались под эротику из-за расплывчатости границ этих направлений. И хотя в названии статьи не упоминается порнография, о ней речь будет идти параллельно, так как границы официальной эротики постоянно расширяются за счёт «территорий», ранее занятых порнографией. К тому же, не так давно появилось новое определение мягкая порнография, вообще претендующее на место эротики. Но особо в определении границ никто не заинтересован, так как на этой неопределённости можно «погреть руки».

В принципе, отделить эротику от порнографии просто, если исходить из самого термина порнография (изображение проституток, в переводе с греческого), но в литературе и кино к теме проституции обращались серьёзные авторы, поднимая социальные вопросы. И такие произведения никак нельзя назвать порнографическими. С другой стороны, описание интимной жизни супружеской пары трудно назвать эротикой, тем более – порнографией, хотя сейчас цензура именно так и считает, из-за чего обучающая литература и видеопособия лишены иллюстраций, вернее, фотографий и кадров, демонстрирующих половые органы. Выходит, нужны новые критерии оценки, тем более что существующие весьма субъективны и основываются на национальных, религиозных и даже возрастных точках зрения.

Термин порнография всегда ассоциировался с непристойностью и запретом, то есть, если кому-то (особенно, наделённого властью) какое-то произведение литературы и искусства казалось непристойным, он вешал на него ярлык порнография. Поэтому, чтобы проще было разграничить два направления в литературе и искусстве, придётся абстрагироваться от этого термина, обозначающего изображение (в словах, в живописи, в музыке, в пластике или в кино) «жриц» продажной любви.

Начнём с эротических произведений, которые – с этим никто не поспорит – призваны доставлять эстетическое удовольствие читателям и зрителям. Исторически так повелось, да и с точки зрения физиологии легко объясняется, что основные потребители эротики - мужская половина человечества. Причём, эстетическое удовольствие, получаемое от эротических произведений такое же, как и от обычных произведений искусства. Другое дело, что информационный голод, вызванный отсутствием или запретом эротических произведений, может вызвать возбуждение даже при виде древних скульптур и старых классических полотен. Но тут свою роль играет «закон относительности», гласящий, что женщина в платье чуть выше колен будет приковывать взгляды окружающих, если все остальные ходят в длинных, по щиколотку платьях. Опять же, на женщину в бикини на пляже мало кто обратит внимание, а вот в библиотеке она будет считаться воплощением порнографии. Всё дело в сравнении.

Кстати, в те времена, когда христианскому миру, можно сказать, неизвестна была порнография, католические мальчики – по свидетельству Марка Твена – находили в библии тексты с сексуальным содержанием и возбуждались от них до «рукоблудства». Тот же «закон относительности». У Феллини в «Амаркорде», например, возбуждались от вида «задних габаритов» садящихся на велосипеды торговок, возвращающихся с рынка. А о возбуждающем эффекте таких книг как «Блеск и нищета куртизанок», «Декамерон», «Баня» и т.п., и говорить не стоит. Однако такая «порнография» никому ещё не принесла вреда за последние несколько столетий.

Вообще, в подростковом возрасте (учитывая характерную гиперсексуальность) всё может стать объектом для возбуждения. А оградить подростков от подобной информации невозможно, но зато при правильном семейном воспитании и при отсутствии домашних примеров насилия над личностью и рабской психологии, зов пола скорее «пойдёт по руслу» эротики, чем извращений. Тогда представители противоположного пола будут оцениваться по их личным качествам, а не как соответствующие половые органы и источники непристойных развлечений. Зов пола, когда есть эротическое понимание, уважение и способность получать эстетическое удовольствие от эротических произведений, будет вызывать лишь нежность к представителям противоположного пола. Они будут восприниматься как носители телесной красоты, в том числе и красоты половых органов, причём, даже после просмотра порнографии. Да и в неоднозначной ситуации такое понимание - культура - даст подростку силы противостоять коллективу и отказаться от группового насилия или просто «групповухи», где уважения и нежности, мягко говоря, недостаточно, особенно в кругу подростков, с сомнительным половым воспитанием.

Чтобы определить место произведений эротического искусства в жизни общества, нужна достаточная информация, причём, не только об эротических направлениях в разных видах искусства, но и о физиологическом отличии полов. И, прежде всего, нужно освободиться от «ореола греха» вокруг человеческого тела, от ханжеского понимания неприличности половых органов и от той «грязи», которая в течение последних веков «прилипла» к половому акту.

Нельзя не отметить, что благодаря сексуальной революции, длящейся уже несколько десятилетий, насыщение информацией в области интимной жизни идёт довольно успешно. Когда не «перегибают», информация положительно влияет на половое воспитание детей. Особенно гармонично впитывается эта информация в зонах отдыха FKK (культура нагого тела), где дети, видящие с раннего возраста естественную обнажённость своих сверстников и взрослых, в том числе и родителей, приучаются спокойно смотреть на человеческое тело. Такая культура препятствует оценке чьего-то тела (в том числе и своего) похабно, с «привкусом» неприличности и «первородного греха». И при таком воспитании (FKK) легче научиться получать эстетическое удовольствие от полотен, скульптур, фотографий и видеороликов, изображающих обнажённую натуру. Не говоря уже о том, что человеческое тело и само по себе - произведение искусства, достойное восхищения, а наиболее удачными фигурами можно любоваться всенародно. Главное, с детства научиться смотреть на человеческое тело не с инстинктивным желанием срочно совокупиться или проделать какое-то насильственное неприличное действие, а просто с удовольствием, восхищением и уважением.

В отличие от эротических произведений, другие (не будем называть их порнографическими) создаются специально для возбуждения. Они тоже доставляют удовольствие, правда, несколько специфическое, такое, которое лучше получать в одиночку или с половым партнёром, чтобы потом не «кидаться на всё, что движется». И это касается как мужчин, так и женщин, ведь благодаря той же сексуальной революции, женщины в полной мере ощутили свою сексуальность и стали сексуально-активными. Правда, из-за долгого нахождения в подполье, большинство «возбуждающих» произведений – грубые безвкусные ремесленнические поделки. Но несмотря даже на это, никто не вправе закрывать взрослым людям доступ к такого рода произведениям. Ведь это вмешательство в личную жизнь взрослого человека, не наносящего своим поведением вреда окружающим. И чтобы не было ущемления прав, в развитых странах для взрослых создана целая торговая сеть, где можно делать покупки анонимно либо в точках, скрытых от глаз детей. Впрочем, по неграмотности многие родители сами становятся виновниками того, что дети обнаруживают то, что не предназначено для их глаз. Однако однозначно сказать о вреде такого упущения нельзя.

Возбуждающие товары справедливо называют товарами для взрослых. В производстве их и в продаже существует официальная и серьёзная конкуренция. К примеру, даже проводятся соответствующие кинофестивали, правда приставка «порно» там проскальзывает. Впрочем, в основном, сюжеты в картинах действительно порнографические, то есть изображающие беспорядочный секс и проституток, хотя оформление - как в приличном полнометражном фильме. И в таком «выходе из подполья» есть надежда, что уровень произведений поднимется, и о них можно будет без колебаний говорить как о произведениях искусства для взрослых, но всё же - не как эротического. Правда, где-то на этой грани творит известный кинорежиссёр Тинто Брасс. Так и хочется назвать его мастером эпохи Возрождения. И хотя его ленты - эротика, но всё же, лишь для взрослых. Подростки могут не так понять, хотя…

Пока нет чёткого разделения на эротику и порнографию, обучающие видеоролики для супругов подпадают под понятие порнографии, хотя это то же самое, что назвать интимную жизнь супругов проституцией. Правда, справедливости ради можно упомянуть браки по-расчёту, где один из супругов действительно продаётся как проститутка, но надолго и за большие деньги, впрочем, это уже другая тема.

Отличительной чертой эротики является то, что её можно без стеснения смотреть группой, будь то зрители кинотеатра или семья у экрана телевизора. Главное, чтобы эротика была эстетичной и не вульгарной, хотя это тоже расплывчатое понятие, меняющееся со временем. К примеру, пока не было информации о педофилах, показывать обнажённые детские тела (взять хотя бы старые советские фильмы) было вполне допустимо, так как они вызывали чувство нежности к детскому телу и лёгкий «эротический налёт» у противоположного пола. Но сейчас это считается порнографией, так как оказалось, что педофилов достаточно много, и они платят большие деньги за фотографии и видеоролики с обнажёнными детьми (как говорится, с лолитами обоего пола). Но если продолжить эту логику, то нужно запретить и показ военных парадов, так как люди в форме, идущие строем, сильно возбуждают геев, может, и любителей садо-мазо.

Трудно понять логику цензуры (якобы несуществующей), согласно которой недопустимо и неприлично показывать обнажённые тела и половые органы (хотя это можно сделать вполне эстетично, в зависимости от сюжета), но приемлемо - людей со спущенными трусами, сидящих на унитазе, у которых обнажена лишь часть бёдер. А вид стоящих у писсуара или «на природе» мужчин уже стал чем-то обычным, хотя эстетики никакой. Но так уж повелось в кино, тем более что, как будто бы, начал это мастер – Бертолуччи в «Конформисте». Иногда это может выглядеть сравнительно прилично, а иногда… как, к примеру, оценить кадр, где мужчина чистит зубы перед умывальником, одновременно мочась в него, или женщина мочится стоя в умывальник или в писсуар в мужском туалете, с восторгом говоря, что давно об этом мечтала? Правда всё, связанное с женщинами, в основном, имеет эротическую окраску. Уже хватает фотографий и видеороликов с писающими женщинами, но это уже порнография, хотя Тинто Брасс ухитряется показать это эротично.

Упомянутые кадры из фильмов, хоть и не совсем эстетические, но всё же они не развращают (а ведь именно такое воздействие вменяется в вину порнографии) зрителей так, как простые бытовые сцены изнасилования или скоростной случки. Трудно переоценить отрицательное влияние сцен, в которых двое «притянутых» сексуальным голодом бурно раздевают друг друга, после непродолжительного «обнюхивания» и со страстью занимаются сексом (язык не поворачивается сказать занимаются любовью или любят друг друга). Часто после бурной ночи они выясняют, что ничего друг о друге не знают, даже имён. Такие эпизоды очень часто мелькают в разных фильмах, показываемых даже по телевизору в «детское» время, а ведь они «вдалбливают» в головы зрителей, начиная с детского возраста, что такое поведение естественно и называется страстной любовью.

В последнее время цензура уже допускает трансляцию такого животного поведения и у… диких зверей – один к одному. Правда, зоологи не кривят душой и не называют такие акты любовью.

Говоря об инстинктах, нельзя не подчеркнуть, что понимание эротики, как и возможность эстетического восприятия искусства, не врождённые, а благоприобретённые. Что означает - полученные через воспитание, а конкретно, через подражание поведению родителей, близких родственников или общественных (в своём кругу) «эталонов»: героев публицистики, спорта, художественной литературы и кино.

Понимание эротики необходимо людям не только для получения эстетического удовольствия, но и для «смягчения» зова пола, ведь эротика не даёт инстинктам взять верх над сознанием. И в одной и той же ситуации человек, понимающий эротику, может получить эротическое удовольствие, а другому, не понимающему, «кровь ударит в голову» и заставит любой ценой добиться сексуального удовлетворения с чужим телом.

Лёгкое половое возбуждение, возникающее инстинктивно от эротического искусства и эротических ситуаций, отнюдь не препятствует получению эстетического удовольствия, не унижает и не вредит личности. Такие переживания не только не отдаляют, как принято считать, супруга от своей половины, а наоборот - её тело становится объектом эротических чувств, что только помогает поддерживать супружескую гармонию. Но для этого муж, как минимум, должен знать тело своей половины. Сейчас это, наверно, звучит дико, но веками супруги не имели возможности не то что любоваться телом своей половины, но и вообще видеть его, а половые акты происходили в ночном белье, в темноте и под одеялом. В результате - любое обнажённое тело моментально «будило» древние инстинкты, и люди вели себя как животные, кидаясь на любое обнажённое тело и инстинктивно совокупляясь без любви и нежности, чем и пользовались проститутки, заманивая клиентов всего лишь обнажённостью, зная, что ни один муж не устоит перед этим. Хотя они не могли предложить ничего такого, чего не могла бы дать жена, правда, теоретически, ведь на деле ханжеская мораль не давала «солидной супруге с детьми» заниматься с супругом (не менее солидным) тем, что делают продажные женщины. Да и считалось, что удовольствие от секса и брак несовместимые понятия, и «Как можно с матерью своих детей делать то, что обычно делают с проститутками?»

Мужчины, разбирающиеся в эротике, душевно близкие со своими жёнами и разнообразящие супружескую интимную жизнь, могут тоже получить эротическое удовольствие от вида обнаженной проститутки, но они не потеряют голову и не «кинутся» на неё. И дело тут не в «облико морале», а в том, что секс ассоциируется у них с любимой женщиной, а также в душевной и физической близости с любимой женой. Поэтому и получение эротического удовольствия от вида обнажённых тел противоположного пола не ухудшает супружеских взаимоотношений. Наоборот – эротические переживания не дают остыть супружеской любви, которая в свою очередь поддерживает восхищение телом своей половины, даже если оно уступает (почти наверняка) фигурам известных моделей и секс-символов. К тому же, понимание эротичности тел приучает мужчин с нежностью и уважением относиться к другим представительницам противоположного пола, не взирая на их возраст и расовую принадлежность.

Всё сказанное неспроста относилось только к мужчинам и женскому телу. Дело в том, что зов пола у женщин формирует несколько иное отношение к мужскому телу. Правда, появление мужского стриптиза говорит о тенденции к так называемому равенству полов, хотя, скорее всего, такой стриптиз - всего лишь очередное феминистское достижение, просто подражание мужским стереотипам поведения. Ведь давно известно, что мужчина любит глазами, а женщина – ушами. И в основе этой истины кроятся психосексуальные различия полов. Мужчина инстинктивно возбуждается от вида женского тела, а вот женщину (тоже инстинктивно) возбуждает уже внимание к себе со стороны мужчины и его возбуждение. Уши упоминаются в связи с тем, что возбуждённый мужчина должен говорить о своём восхищении и возбуждении. У животных в этом предварительном узнавании для, извините, случки большую роль играет обоняние. Люди как будто утратили эту способность, но выяснилось, что ферамоны влияют на людей, вызывая сексуальную тягу.

Но вернёмся к эротическому восприятию, к чисто человеческой особенности, так как даже те животные, которые выбирают себе пару по внешним данным (физические размеры и раскраска) вряд ли получают от этого эстетическое удовольствие. А история искусств свидетельствует о том, что эротическая оценка тела (женского, в основном) всегда была связана с эстетическим удовольствием. И даже такие серьёзные персонажи как боги, изображались полуобнажёнными. Но если для древних цивилизаций это было естественно, так как не было табу на тело, то в христианские времена это трудно объяснить. Ведь тело считалось порочным, созданным (имелось в виду женское) для «похотливых желаний и дьявольского соблазна», да и интимная близость, на которую провоцировало изображение обнажённой натуры, считалась грехом, если только не была связана с деторождением. Секрет «двойных стандартов» видимо в том, что «заказчиками» являлись мужчины, у которых «рука не поднималась» запретить художникам, изображать эротично свои фантазии на религиозные темы.

Уже не одно столетие, благодаря произведениям живописцев, скульпторов и фотохудожников, женское тело (мужское тоже, но гораздо меньше по причине всё той же «разницы между глазами и ушами») является объектом получения эстетического удовольствия. А вот художественная ценность большинства порнографических фотографий и видеороликов сомнительна. Это результат, как уже упоминалось, запретов на порнографию, так как запрет увеличивал ценность «произведения» за счёт труднодоступности и секретности. В восточных же странах, где сексуальность не была под запретом, произведения (настоящие) эротического искусства «имели официальное хождение». К примеру, в домах висели картины «с двойным дном», то есть, днём на них были изображены нейтральные сюжеты, а ночью, для возбуждения супругов, они трансформировались в сексуальные сцены, которые, кстати, никто не считал порнографией, просто их скрывали от посторонних глаз, в том числе и детей. А «французские картинки» (первые порноснимки на заре фотографии) трудно однозначно считать произведениями искусства (да и тогда они считались неприличной мужской забавой), хотя они делались фотохудожниками. Опять же, большая прибыль от подпольного распространения привлекала ремесленников, не имеющих художественного таланта и эстетического вкуса. Это же наблюдалось на заре порнографических короткометражек и видеороликов.

Однако, говоря об эстетике, нельзя забывать об основной роли порнографии (скорее, искусства для взрослых) возбуждать и где-то обучать. С этой ролью порнография обычно справлялась, правда, ориентированы были эти знания, в отличие от восточных произведений, не на супругов, а на утехи с проститутками и любовницами. Да и сейчас эта ниша занята порнографией, просто со временем, вследствие расширения границ эротики и «эстетизации» изображения человеческого тела и некоторых половых актов, порнография «ушла» в более специфические и запретные пока области: сексуальное насилие, инцест, педофилия, садо-мазо, различные оргии, гомосексуальные акты и т.п.

Правда, к гомосексуализму у цензуры несколько двойственное отношение. И хотя большинство людей по природе гетеросексуально, есть одна особенность: мужчины благосклонно относятся к женскому гомосексуализму, а женщины – к мужскому. Не говоря уже о получении эротического удовольствия от вида гомосексуалистов противоположного пола. Тут стоит отметить, что большинство современных гомосексуалистов, фактически, таковыми не являются. Они – бисексуалы, а это - просто следующая ступень для ищущих бездушного секса, возможность получения новых развлечений. Либо в подростковом возрасте какое-то событие дезориентировало сексуальное влечение обычных парней и девушек. Например, согласно статистике, на мальчиков часто влияет жизнь в семье неравнодушной к противоположному полу матери-одиночки. Настоящих же гомосексуалистов, то есть имеющих врождённое или травматическое психосексуальное отклонение, довольно мало.

Тут стоит упомянуть, что кроме эротики – получения мужчинами удовольствия от женского тела - издревле была известна и гомоэротика. Скажем, в Древней Греции, где к мужскому гомосексуализму относились лояльно, даже понятие любви было исключительно мужское к мужчине, нередко изображались гомосексуальные акты. До наших дней дошли подобные скульптурные композиции. Что же касается храма Любви в Индии, хотя там и высечены на стенах групповые акты, точно сказать о бисексуальности изображённых трудно, так как в те времена в Индии официально у одной жены могло быть несколько мужей, так что «групповуха» там - обычный «семейный портрет в интерьере».

В связи с эстетическим удовольствием от эротики нельзя не упомянуть новое эротическое направление в живописи – бодиарт, произведения которого в корне отличаются от традиционной военной и информационной раскраски лица и тела у народов, «не испорченных цивилизацией». То, что вместо холста используются, в основном, женские тела, свидетельствует о мужской эстетике (глаза, а не уши) этого вида современного искусства. Конечно, и мужские тела разрисовываются, но в этом случае воздействие такого «полотна» оказывается либо шокирующим (ух, ты!), либо юмористическим, в то время как женские раскрашенные тела вызывают неизменно эротическое удовольствие вместе с эстетическим, если живописец – мастер. И, фактически, весь бодиарт – завуалированное любование женским телом, которое прекрасно для мужчин и само по себе. Впрочем, любоваться можно и мужским телом, к примеру, Давида Микеланджело или греческих и критских юношей, изваянных скульпторами, жившими ещё до нашей эры. Для этого не обязательно разбираться именно в гомоэротике. Женское же отношение к этому виду искусства не совсем однозначное, оно пока формируется, да и равноправию не больше века. К тому же, женщины не так уж и давно получили возможность высказывать своё мнение об эротике и сексе.

Кстати, эротическая сила изображения обнажённых женских тел такова, что заставляет мужчин восторгаться ими, даже если это изображение штабелей женских трупов в концлагере. Правда, художник Савицкий, скорее всего, так задумал, противопоставляя извечную красоту и прелесть женского тела насильственной смерти, но всё же.

В эротических направлениях живописи, пластики, фотографии и кино, независимо от оценки и замысла присутствует всегда элемент неприличности, какой-то недозволенности. Но это не потому, что обнажённое тело «греховно» и вызывает «низменные страсти», а потому, что в основе эротического восприятия лежит подсматривание и эффект нечаянно увиденного, вернее, не предназначенного для посторонних глаз. А прелесть неожиданности и загадочности подсознательно заставляет трепетать мужское сердце (у женщин чуть по иному, больше из любопытства). И художники стараются передать именно это своё ощущение от обнажённого тела. Даже для натурщиц они выбирают какие-то естественные и невинные позы, чтобы создать у зрителя ощущение случайности запечатлённого мгновения, не предназначенного для чужих глаз, хоть и считается подсматривание неприличным занятием. Впрочем, кинематограф, фактически, приучил зрителей смотреть «через замочную скважину» на личную жизнь посторонних людей, в том числе, и на интимную. Не говоря уже о различных «реалити-шоу» на телевидении, которые даже специально высвечивают в углу кадра надпись «скрытая камера». Но это часто получается грубо и неприлично. Другое дело у Энгра, изобразившего турецкую баню (женское «отделение»), который, вероятно, хотел поделиться с мужчинами подсмотренными телами и позами. Вряд ли он мог там присутствовать «официально», впрочем, фантазии художникам не занимать.

В отличие от эротики, создающей у зрителя эффект случайного присутствия, в порнографии женщины агрессивно и вызывающе смотрят в глаза зрителю. Под таким взглядом не до эротики. Подсознательно хочется раздеться и присоединиться. Тут уж перевод греческого термина порнография получается дословным, ведь так зазывно могут смотреть лишь «жрицы любви». Да и любоваться проститутками не принято (если, конечно, кто-то не влюбится), к тому же, под таким взглядом, нормальный мужчина отворачивается, понимая, что его взгляд на эротический «объект» был замечен. Ведь обычно, если эротический момент случаен, как только «подглядывающего» замечают, смущаются оба.

Ещё об особенностях телевизионной цензуры. Если вдруг у какой-то актрисы или женщины в телерепортаже «засветятся» трусы, это посчитают неприличным и не допустят в эфир. А вот фильмы с явно порнографическим содержанием (не в смысле «Ночи Кабирии» или «Брак по-итальянски») легко пустят в эфир, лишь бы там не показывались половые органы. Кстати, демонстрация секса без показа половых органов, но со всеми звуковыми атрибутами считается почему-то эротикой – приличным зрелищем, причём, даже приличнее, чем просто обнажённые тела, скажем, в бане. Это говорит лишь об отсутствии эстетического понимания эротики у цензоров. И дело тут даже не в сексе. В качестве примера можно привести эпизод из одного фильма, в котором был только намёк, но иначе как порнографическим трудно его назвать.

В современном офисе начальница выясняет, что мужчина, зашедший к ней – её подчинённый - чем-то проштрафился. Тогда она снимает трусы, садится на кресло, многозначительно раздвигает ноги и предлагает подчинённому сгладить свою вину – «поработать языком». (На зоне такое сексуальное принуждение называется, кажется, опустить.) Но снят этот эпизод так мастерски, что половых органов не было видно – всё вполне «прилично» - официально никакой порнографии, даже эротики. А вот если бы она просто раздвинула ноги в иной ситуации (жара, неудобная поза и т.п.), показав трусы, это посчитали бы верхом неприличия и вырезали бы ещё в процессе монтажа. Хотя как раз в неожиданном обнажении - показе участков тела или белья, случайно попавших в кадр – и есть элемент эротики, как говорилось выше. Это многим известно, но пользуются этим только производители фото и видео порнографии.

В последнее время стало обычным вставлять в сюжет фильмов «кабацкий» стриптиз. Считается это, вероятно, эротической вставкой. На самом же деле это порнография, кстати, подражающая эротике – случайно подсмотренному раздеванию женщины или девушки. Зная, что такая случайность инстинктивно волнует мужское сознание, решили её «поставить на конвейер», получился стриптиз. Но случайно замеченный акт раздевания предполагает, что женщина или девушка не знает, что за ней наблюдают, и ведёт себя скромно, естественно. От такого стечения обстоятельств мужчина или подросток может получить сильное эмоциональное впечатление, а, имея эротическую культуру - и эротическое удовольствие, даже почувствовать нежность к телу противоположного пола, не взирая на возраст и параметры.

Именно такого эффекта и хотят добиться организаторы стриптиза, но элемента неожиданности и невинности там нет, и стриптизёрши, вульгарно глядя на зрителей, часто просто механически раздеваются под музыку. Но даже музыка не делает это зрелище эротичным, ведь действия стриптизёрш направлены на возбуждение мужчин, которое не совсем даже уместно в кабаке, да ещё в присутствии дам. Отсутствующий же эффект неожиданности ситуации хозяева шоу пытаются компенсировать отличными фигурами стриптизёрш и их вызывающе похабными движениями. Но это только лишает нежности к женскому полу и снижает вкус зрителей, которых держат в ожидании всё более полного обнажения и всё более вульгарных жестов, хотя это тупик, не доставляющий удовлетворения, тем более – эстетического. Не говоря уже о том, что у посетителей закрепляется в сознании, что девушек можно покупать, но тут претензии больше к хозяевам публичных домов.

Есть и другой стриптиз - в пип-шоу, где танцовщица раздевается и делает разные возбуждающие движения в окружении мастурбационных кабинок. И там он вполне уместен и честно выполняет свою миссию, не претендуя на эстетичность.

Эротическое таинство есть, к примеру, на фотографии, где Мэрилин Монро поддувают снизу, и взвившееся платье обнажает её бёдра. Кое-где попытались и «поддувало» «поставить на конвейер», и оказалось, что эротики в этом даже больше, чем в стриптизе, но вариаций маловато для получения серьёзной прибыли. А вот у авторов американских эротических роликов, пытающихся добиться элемента загадочности, получается всё тот же грубый стриптиз проституток. Ведь модели заглядывают в глаза зрителям и издевательски дразнят медленным обнажением. Но даже мелькание кадров, искажение изображения и затемнения действуют не эротически, а, скорее, раздражающе.

Теперь обратимся к стереотипам мышления, которые мешают чётко разграничить эротику и порнографию, мешают понять место того и другого направления в жизни людей и общества. Корни такого стереотипа в неопределённости полового воспитания, в отсутствии приоритетов. Почему-то кто-то решил (не без влияния церкви), что если детям с раннего возраста будет доступна информация об интимной жизни взрослых, дети вырастут извращенцами. Именно этим и руководствуются цензоры, часто «загоняя в подполье» естественную эротическую информацию. Даже были случаи не так давно - в советское перестроечное время – когда активистки из родительского комитета вырывали страницы из школьных учебников анатомии, в которых говорилось о размножении людей. А ведь если задуматься и абстрагироваться от христианских стереотипов, навесивших ярлык греха на всю интимную (и не только) жизнь людей, что постыдного в интимной жизни и в родах? Веками эту информацию скрывали, из-за чего дети вынуждены были под влиянием естественной любознательности и зова пола искать ответы на свои вопросы в «мутных источниках» подворотен, разумеется, в похабном виде. Психоаналитикам и сексопатологам хорошо известны последствия такого информационного ограничения, ведь им до сих пор приходится лечить последствия внезапно «вырвавшегося» полового инстинкта, контролировать который не умели по причине половой неграмотности и задавленности его общественным мнением.

Разве есть что-то противоестественное и извращённое в том, чтобы знать с детства, что секс – высшая стадия любви? Причём, любви именно супружеской, а не любовников и проституток, о которых дети узнают в первую очередь из сериалов и в своём кругу? Кстати, в раннем детстве эта информация безвредна, так как ещё нет сексуальных переживаний и инстинкт не «толкает на подвиги», как в подростковом возрасте. И что плохого может произойти с сознанием ребёнка, если вместо лжи об аистах и капусте, он узнает, что дети рождаются от телесной любви супругов, желающих иметь детей? Разве это хуже, чем знания о случайно «залетевших» мамашах, проститутках, соблазнивших отчимах, поисках отца и т.п., которые подростки черпают в сериалах? А ведь сейчас дети и подростки, лишённые с детства правдивой информации об интимной стороне семейной жизни, судят о сексе по телефильмам. А это – воспитание неверных сексуальных стереотипов мышления и поведения. Но вся эта «сериальная» информация может не нанести вреда подростковому сознанию, если у него правильное половое воспитание. То есть, «подкованный» подросток не примет «за чистую монету» то, что именно так надо развлекаться дядям: с проститутками, любовницами и невинными девушками, которые внезапно беременеют, потому что не пользуются презервативом или таблетками, а там уже аборт, безотцовщина или детдом...

Нельзя забывать, что телевидение на сегодняшний день самый сильный воспитатель. Правда, к счастью, он находится лишь на втором месте после родителей, которые, к сожалению, пока, в основном, не понимают, что воспитывают детей исключительно собственным примером, а не нравоучениями.

Эстетическое отношение к женскому телу можно лучше уяснить из сравнения отношения мужчин к … автомобилям. Такое сравнение не пришло бы в голову, если бы не опрос, устроенный в США: «Что бы вы предпочли, ночь с суперзвездой или день с суперавтомобилем – звездой последнего автосалона?» К чести американских мужчин, они предпочли автомобиль, но это скорее от пресыщенности доступным бездушным сексом в условиях пропаганды естественности такого рода связей, чем от нежелания секса без любви. И действительно, эстетическое отношение к телу чужой женщины сродни отношению к красивому автомобилю: одни могут получить эстетическое удовольствие от совершенства линий (плода дизайнерского мастерства) и от характеристик (результата технического творчества конструкторов), другие же потеряют голову от желания обладать. Естественно, кроме зависти и обиды, других чувств такое потребительское отношение не вызовет. Примерно так же обстоит дело с чужими женщинами: можно получить эстетическое удовольствие от идеальных (даже просто привлекательных) форм тела и симпатичных черт лица, а если женщина обнажена (даже частично), то и эротическое. В то же время, мужчины, имеющие потребительское отношение к женскому полу и привыкшие к бездушному сексу, почувствуют только жажду обладать этим телом и зависть к «обладателю» (конкуренту).

Цель этой статьи не в призыве к ужесточению, как может показаться, существующей цензуры, придерживающейся устоявшихся взглядов, а в пересмотре отношения к эротике, в поиске объективных точек зрения и в разъяснении необходимости изменения традиционного полового воспитания. Но приходится констатировать, что в настоящее время всё «в руках» СМИ, воспитательную роль которых нельзя недооценивать. А они контролируются крупным капиталом и властью, у которых несколько иные (экономические, в основном) цели. Но те, которые желают разобраться в клубке проблем, в котором «спутаны» вопросы демографии, уровня культуры, здоровья нации, семейного счастья и т.п., ради будущих поколений должны определиться с приоритетами. И начинать нужно с полового воспитания родителей, чтобы как-то воспрепятствовать передаче ими своим детям неверных стереотипов мышления и поведения, касающихся любви, брака и интимной жизни. Ведь именно неверные стереотипы становятся причиной личных и семейных трагедий молодого поколения, представителям которого без необходимых знаний приходится делать судьбоносный выбор: семейное счастье или «секс в большом городе».

К сожалению, процесс полового воспитания, в которое, безусловно, входит и эстетическое понимание эротики, пока пущен на самотёк, вернее, «дан на откуп» капиталу. Но ведь уже есть возможность «вооружиться» знаниями (и в частном порядке, и общественным организациям), предлагаемыми гамологией – наукой о супружестве.

+++

Наши рекомендации