Система маркетинга современной организации.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.
Маркетинг – широкое и многогранное понятие. Изначальное значение слова «маркетинг» было связано с определением рынок (от англ. Market). Специалисты предполагают дословный перевод – «рынкоделание», т.е. деятельность, направленная на формирование рынка сбыта.
Периоды развития маркетинга:
1. 1940-1945. Ориентация на производство (пассивный маркетинг)
2. 1945-1960. Ориентация на сбыт (организационный маркетинг)
3. 1960-1970. Ориентация на потребителя (активный маркетинг)
4. 1980-2000. Ориентация на среду и общество (социально-этичный маркетинг)
Маркетинг - (согласно широкому пониманию) социально управленческий процесс, посредством которого отдельные лица и группы людей путем создания товаров и их обмена получают то в чем они нуждаются.
Маркетинг – (классическое определение, данное Ф. Котлером) это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей людей посредством обмена.
Маркетинг - (в более узком смысле) для коммерческих организации система управления производственно – сбытовой деятельностью организации, направленная на получение желаемых результатов посредством учета и активного влияния на рыночные условия, покупателей.
Цель маркетинга – сделать усилия по сбыту минимальными, а также глубоко познать и понять клиента, чтобы товар или услуга точно подходили последнему и продавали себя сами.
Принципы маркетинга:
· нацеленность на достижение конечного результата производственно-сбытовой деятельности;
· ориентация на долговременный результат маркетинговой деятельности.
· целенаправленное воздействие на покупательский спрос с целью его формирования;
· определение своей рыночной ниши;
· дифференцированный подход к рынку;
· ориентация на нововведения;
· творческий подход.
Нужда - ощущаемый человеком недостаток чего-либо.
Потребность - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека.
Спрос - потребность подкрепленная платежеспособностью.
Товар– все, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления с целью удовлетворения определенных потребностей.
Потребительская ценность - результат сопоставления выгод от приобретения и использования товара и затрат.
Обмен - акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
Обмен может состояться при следующих условиях:
· сторон должно быть как минимум две
· каждая сторона должна иметь что-то представляющее ценность для другой стороны
· обе стороны должны быть способны осуществлять коммуникацию и доставку своего товара.
· каждая сторона должна быть свободна в выборе
· каждая сторона должна быть уверена в целесообразности своих действий
Сделка - коммерческий обмен ценностями между сторонами. Сделка может быть денежной и бартерной (обмен товарами или услугами).
Рынок в маркетинге - существующие и потенциальные покупатели товара.