Режим питания в дошкольных учреждениях в связи с изменением программы оздоровительной работы с детьми
Питание ребенка – ведущий фактор, обеспечивающий правильное развитие и функционирование всех органов и систем. Несмотря на огромное количество инструктивно-методических материалов, приказов, постановлений и решений, фактическое состояние его организации в детских дошкольных учреждениях далеко от идеала. Эти недостатки часто являются следствием не только временных трудностей (из-за финансирования, снабжения ДОУ), но и сложившейся годами прочной практики, ставшей тормозом в системе технологического и кадрового обеспечения пищеблоков ДОУ, в существующей системе контроля за питанием и пр.
Основными недостатками в организации питания детей в ДОУ, требующими первоочередного внимания, являются:
1. Несоответствие фактического питания физиологическим нормам как по основным питательным веществам, так и по набору продуктов.
По питательным веществам дети недополучают белки, особенно животного происхождения, витамины, минеральные соли. Рационы питания удовлетворяют потребности детского организма в энергии и белках только на 70–90 %, в витаминах – на 20–40 %.
По набору продуктов дети недополучают рыбу, молочные продукты, яйца, овощи и фрукты и на этом фоне получают в 1,5 раза больше макаронных изделий, круп, в 5–6 раз больше сладостей.
Питание детей в семье (в выходные дни) однообразно, часто повторяются одни и те же блюда в течение дня. Ежедневно дети дошкольного возраста употребляют продукты питания, которые не относятся к категории детского ассортимента и являются запрещенными или не рекомендованными в ДОУ. Из общего количества мясопродуктов около трети составляют колбасные изделия, в том числе копченые и полукопченые, рыбные, мясные, молочные, овощные консервы, различные суповые, кисельные, напиточные концентраты, грибы, копченая и сушеная рыба, растворимый кофе, чипсы, различные газированные напитки типа «Фанта», «Пепси-кола» и пр.
Прекращена витаминизация готовых блюд, не решаются вопросы обеспечения детских учреждений йодированной солью, продуктами, обогащенными железом и другими важнейшими микроэлементами.
Главная причина – низкие бюджетные ассигнования на питание, которые не учитывают инфляционных процессов в обществе и связанное с этим периодическое подорожание продуктов питания. Это особенно ощущается к концу календарного года, когда бюджетные ассигнования покрывают не более 25–30 % стоимости детского питания в ДОУ. Если учесть, что оно с самого начала закладывается с большим дефицитом, не позволяющим обеспечить рекомендуемое физиологическими нормами питание, то к концу года положение в ДОУ становится просто катастрофическим.
2. Не приемлем режим питания дошкольников (3–7 лет) в ДОУ с 12-часовым пребыванием в нем, ориентированный на соблюдение лишь интервалов между приемами пищи, без учета интенсивности потери и восполнения энергии ребенком.
Для взрослого человека оптимален 4-разовый прием пищи с интервалом 3,5–4 ч и распределением пищи по калорийности: по 25 % – на завтрак и ужин, 35 % – на обед и 15 % – на полдник (второй завтрак или второй ужин). В таком виде режим питания механически перенесен в ДОУ с 12-часовым пребыванием детей, стал нормой, хотя физиологическое обоснование этого режима питания вызывает серьезные возражения.
3. Устаревшая материально-техническая база пищеблоков ДОУ, обусловленная их недостаточными площадями и нерациональной планировкой в учреждениях старой застройки, отсутствием во многих из них горячего водоснабжения, морально устаревшим набором технологического оборудования, резким дефицитом моющих и дезинфицирующих средств.
4. Низкий уровень технологической и санитарной культуры кухонных работников ДОУ, обусловленный отсутствием периодического повышения профессиональной квалификации их с учетом профиля ДОУ. Низок уровень санитарной переподготовки работников ДОУ на курсах ГСЭН.
5. Недостаточный уровень медицинского контроля за питанием детей в ДОУ. Уровень знаний как врачей, так и среднего медперсонала в вопросах организации и контроля за питанием довольно низок, часто он сводится к догматическому исполнению инструкций и отдельных предписаний.
Недооценены бухгалтерские накопительные ведомости – основной инструмент текущего медицинского контроля за полноценностью питания в ДОУ. Неоправданно используется в качестве главного инструмента этого контроля подсчет питательной ценности усредненного десятидневного рациона (БЖУ, калории). Этим нивелируется главный принцип рациональности детского питания – его продуктовая сбалансированность, отражаемая в рекомендуемых нормах продуктового набора для детских учреждений различного типа, времени пребывания детей в ДОУ и т. п.
6. Общий низкий уровень профессиональной подготовленности детских врачей и среднего медперсонала для работы в ДОУ. Общетерапевтическая подготовка на базе лечебного и педиатрического факультетов и отделений вузов, медсестер широкого профиля не обеспечивает необходимого уровня их гигиенической подготовки. Основным содержанием работы медперсонала ДОУ является бытовая санитария, в том числе и пищевая, а санитарные врачи существующими инструкциями к работе в качестве дошкольных врачей не допускаются.
Понятно, что устранить эти недостатки быстро при всем желании не удастся, но и не замечать их тоже нельзя.
Питание детей
Питание играет большую роль в процессе роста и развития ребенка, имеет большое значение для его здоровья. Недостаточное обеспечение детей младшего возраста железом, селеном, йодом, цинком, кальцием и др. может послужить основанием для существенных нарушений в формировании интеллекта, опорно-двигательного аппарата или соединительной ткани в целом, репродуктивной сферы, снижении физической работоспособности и т. п.
Поэтому определяющим принципом организации детского питания должно стать сбалансированное питание, концепция которого детально разработана академиком РАМН А.А. Покровским. Согласно этой теории, обеспечение нормальной жизнедеятельности организма возможно при условии его снабжения не только соответствующим количеством энергии и белка, но и при соблюдении достаточно строгих взаимоотношений между многочисленными незаменимыми компонентами питания, каждому из которых в обмене веществ принадлежит своя роль. К таким компонентам питания относятся незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минеральные вещества и микроэлементы.
Выразителем сбалансированного питания здорового ребенка является рациональное питание. Рациональное питание (от лат. rationalis – разумный) – это физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда и других факторов, основывающееся на следующих принципах:
• соответствии энергетической ценности рациона среднесуточным энерготратам;
• наличии в рационе необходимых пищевых веществ в оптимальных соотношениях;
• правильном распределении пищи по приемам в течение дня (режим питания) – время и количество приемов пищи, интервалы между ними;
• обеспечении высокого качества пищи – хорошая усвояемость пищи, зависящая от ее состава и способа приготовления, внешний вид, консистенция, вкус, запах, цвет, температура, объем, разнообразие пищи;
• обеспечении оптимальных условий приема пищи – соответствующая обстановка, сервировка стола, отсутствие отвлекающих от еды факторов, положительный настрой на прием пищи;
• санитарно-эпидемиологической и радиационной безопасности пищи.