Дополнительная схема оценивания
Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом письменной части ЕГЭ
Задание 39 ("Личное письмо")
Инструкция по оцениванию задания 39 «Личное письмо»
Пошаговое оценивание задания 39 (Личное письмо)
Задание для учащегося
You have received a letter from your English-speaking pen-friend Mary who writes:
… I know you went to a museum with your class last week. How far was it from your school and how did you get there? What kind of a museum was it? Would you like to go there again, why?
We have two new classmates. They have just moved to our town …
Write a letter to Mary.
In your letter
- answer her questions
- ask 3 questions about her new classmates
Write 100–140 words.
Remember the rules of letter writing.
Критерии оценивания
Баллы | Решение коммуникативной задачи | Организация текста | Языковое оформление текста |
К1 | К2 | К3 | |
Задание выполнено полностью:содержание отражает все аспекты, указанные в задании (даны полные ответы на все вопросы, заданы три вопроса по указанной теме); стилевое оформление речи выбрано правильно с учётом цели высказывания и адресата; соблюдены принятые в языке нормы вежливости | Высказывание логично; средства логической связи использованы правильно; текст верно разделён на абзацы; структурное оформление текста соответствует нормам, принятым в стране изучаемого языка | Используемый словарный запас и грамматические структуры соответствуют поставленной задаче; орфографические и пунктуационные ошибки практически отсутствуют (допускается не более двух негрубых лексико-грамматических ошибок или/и не более двух негрубых орфографических и пунктуационных ошибок) | |
Задание выполнено не полностью:содержание отражает не все аспекты, указанные в задании (более одного аспекта раскрыто не полностью, или один аспект полностью отсутствует); встречаются нарушения стилевого оформления речи или/и принятых в языке норм вежливости | Высказывание не всегда логично; имеются недостатки/ошибки в использовании средств логической связи, их выбор ограничен; деление текста на абзацы нелогично/отсутствует; имеются отдельные нарушения принятых норм оформления личного письма | Имеются лексические и грамматические ошибки, не затрудняющие понимания текста; имеются орфографические и пунктуационные ошибки, не затрудняющие коммуникации (допускается не более четырёх негрубых лексико-грамматических ошибок или/и не более четырёх негрубых орфографических и пунктуационных ошибок) | |
Задание не выполнено:содержание не отражает тех аспектов, которые указаны в задании, или/и не соответствует требуемому объёму | Отсутствует логика в построении высказывания; принятые нормы оформления личного письма не соблюдаются | Понимание текста затруднено из-за множества лексико-грамматических ошибок |
Дополнительная схема оценивания
НОМЕР БЛАНКА | |||||||||||
Объём высказывания соответствует поставленной задаче: 90–154 слова | |||||||||||
1. Решение коммуникативной задачи (Содержание) | Аспект 1. Ответ на вопрос о том, как далеко находится музей от школы автора и как они туда добирались, дан | ||||||||||
Аспект 2.Ответ на вопрос о том, что это за музей, дан | |||||||||||
Аспект 3.Ответ на вопрос о том, захочет ли автор пойти в этот музей ещё и почему, дан | |||||||||||
Аспект 4.Три вопроса о новых одноклассниках заданы | |||||||||||
Аспект 5.Нормы вежливости соблюдены: ссылка на предыдущие контакты; благодарность за полученное письмо; надежда на последующие контакты | |||||||||||
Аспект 6.Стилевое оформление выбрано правильно: обращение, завершающая фраза, подпись автора в соответствии с неофициальным стилем | |||||||||||
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 2) | |||||||||||
2. Организация | Логичность | ||||||||||
Деление на абзацы | |||||||||||
Средства логической связи | |||||||||||
Обращение на отдельной строке | |||||||||||
Завершающая фраза на отдельной строке | |||||||||||
Подпись на отдельной строке | |||||||||||
Адрес автора в правом верхнем углу (можно краткий) | |||||||||||
Дата под адресом | |||||||||||
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 2) | |||||||||||
3. Языковое оформление текста. ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 2) |
Ответ учащегося №1
Предварительный шаг 1. Подсчет количества слов в ответе участника экзамена Порядок подсчета слов в заданиях раздела «Письмо» При оценивании задания 39 раздела «Письмо» следует учитывать такой параметр, как объём письменного текста, выраженный в количестве слов. Требуемый объём для личного письма в задании 39 – 100–140 слов. Допустимое отклонение от заданного объёма составляет 10%. Если в выполненном задании 39 менее 90 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов. При превышении объёма более чем на 10%, т.е. если в выполненном задании 39 более 154 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объёму. Таким образом, при проверке задания 39 отсчитывается от начала работы 140 слов, и оценивается только эта часть работы. При определении соответствия объёма представленной работы вышеуказанным требованиям считаются все слова, с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы. В личном письме адрес, дата, подпись также подлежат подсчёту. При этом: - стяжённые (краткие) формы can't, didn't, isn't, I'm и т.п. считаются как одно слово; - числительные, выраженные цифрами, т.е. 1, 25, 2009, 126 204 и т.п., считаются как одно слово; - числительные, выраженные цифрами, вместе с условным обозначением процентов, т.е. 25%, 100% и т.п., считаются как одно слово; - числительные, выраженные словами, считаются как слова; - сложные слова, такие как good-looking, well-bred, English-speaking, twenty-five, считаются как одно слово; - сокращения, например USA, e-mail, TV, CD-rom, считаются как одно слово. Практические выводы: В работе 89 слов – задание оценивается в 0 баллов. В работе 90 слов – задание оценивается согласно критериям. В работе 154 слова – задание оценивается согласно критериям. В работе 155 слов (или более) – при проверке задания отсчитывается от начала работы 140 слов, и оценивается только эта часть работы, т.е. последние 15 слов (или более) не входят в оцениваемую часть работы и, следовательно, коммуникативная задача решена не полностью (надо внимательно проанализировать аспекты 5-6). Ответ учащегося №1: В приведенной выше работе 135 слов – работа учащегося оценивается согласно критериям. | |
Шаг 1. Оценивание ответа по критерию «Решение коммуникативной задачи (содержание)» Ознакомительное чтение ответа с пониманием общего содержания (следует убедиться, что задание в целом было понято). Ответ учащегося №1: Задание в целом было понято – работа учащегося оценивается согласно критериям. | |
Шаг 1.1. Оценивание ответа по критерию «Решение коммуникативной задачи (содержание)». Аспект 1. Ответ на вопрос о том, как далеко находится музей от школы автора и как они туда добирались. | |
It was historical museum, situated not really far from our shool, so we were able to get there on foot. | (+)Ответ на вопрос дан. (Вопрос состоит из двух частей. Учащийся пишет, что музей находится рядом со школой, и они добирались туда пешком. Дан ответ на обе части вопроса – аспект раскрыт полностью.) |
Шаг 1.2. Оценивание ответа по критерию «Решение коммуникативной задачи (содержание)». Аспект 2. Ответ на вопрос о том, что это за музей. | |
It was historical museum… | (+)Ответ на вопрос дан. Аспект раскрыт полностью. |
Шаг 1.3. Оценивание ответа по критерию «Решение коммуникативной задачи (содержание)». Аспект 3. Ответ на вопрос о том, захочет ли автор пойти в этот музей ещё и почему. | |
As for me, I’m not fond of visiting any kind of exhibitions and that’s why I won’t go there for a second time. | (+\-)Дан неполный ответ на вопрос.Учащийся пишет о выставках, а в задании вопрос задан о музее, а не о выставках. Аспект раскрыт не полностью. |
Шаг 1.4. Оценивание ответа по критерию «Решение коммуникативной задачи (содержание)». Аспект 4. 3 вопроса о новых одноклассниках. | |
What are their names? How old are they? Where did they come from? | (+)Три вопроса об одноклассниках заданы. Аспект раскрыт полностью. |
Шаг 1.5. Оценивание ответа по критерию «Решение коммуникативной задачи (содержание)». Аспект 5. Нормы вежливости соблюдены: ссылка на предыдущие контакты; благодарность за полученное письмо; надежда на последующие контакты | |
ссылка на предыдущие контакты:I was very glad to receive your letter. By the way, have you finished your school project? благодарность за полученное письмо:нет надежда на последующие контакты:I’m looking forward to your answer. | (+)Нормы вежливости соблюдены не полностью. Нет благодарности за полученное письмо. Аспект раскрыт не полностью. |
Шаг 1.6. Оценивание ответа по критерию «Решение коммуникативной задачи (содержание)». Аспект 6. Стилевое оформление выбрано правильно: обращение, завершающая фраза, подпись автора в соответствии с неофициальным стилем | |
Обращение: Dear Mary Завершающая фраза:Best wishes Подпись автора:Johnny | (+)Обращение выбрано правильно; завершающая фраза выбрана правильно; подпись автора выбрана правильно – в соответствии с неофициальным стилем.Используются стяженные формы, характерные для разговорного стиля. Аспект раскрыт полностью. |
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (макс. балл – 2). Ответ учащегося №1: В работе учащегося два недочета- нечеткий ответ на 3 вопрос и нет благодарности за полученное письмо, то есть два аспекта раскрыты не полностью. Максимальный балл поставить нельзя, снимаем 1 балл за два неполных аспекта. Ответ учащегося оценивается в 1 балл по критерию «Решение коммуникативной задачи (содержание)». | |
Шаг 2.1. Оценивание ответа по критерию «Организация». Логичность | |
Логичность: небольшие нарушения –In your previous answer (вместо letter) | Небольшие нарушения логики. |
Шаг 2.2. Оценивание ответа по критерию «Организация». Деление на абзацы | |
Деление на абзацы: введение (ссылка на предыдущий контакт), основная часть-2 абзаца (ответы на вопросы-1 абзац, вопросы другу-2 абзац), завершение (извинение, что заканчивает письмо). | Деление на абзацы верное. |
Шаг 2.3. Оценивание ответа по критерию «Организация». Средства логической связи | |
By the way, so, as for me, unfortunately, as | Средства логической связи употреблены верно. |
Шаг 2.4. Оценивание ответа по критерию «Организация». Обращение на отдельной строке | |
Dear Mary, | Обращение оформлено верно (на отдельной строке, выделено запятой) |
Шаг 2.5. Оценивание ответа по критерию «Организация». Завершающая фраза на отдельной строке | |
Best wishes. | Завершающая фраза оформлена не совсем верно (на отдельной строке, но выделена не запятой, а точкой – эта ошибка будет засчитана как пунктуационная.) |
Шаг 2.6. Оценивание ответа по критерию «Организация». Подпись на отдельной строке | |
Johnny | Подпись оформлена верно (на отдельной строке, без точки – пунктуационной ошибки нет). |
Шаг 2.7. Оценивание ответа по критерию «Организация». Адрес автора в правом верхнем углу (можно краткий) | |
St.Petersburg Russia ___________________ Примечание: Страна и город могут писаться на одной строчке, но в том же порядке (страна после города) и через запятую. Возможно полное написание адреса, тогда адрес должен быть написан в правом верхнем углу и должен выглядеть следующим образом (общая схема): flat number house street city (town, village) country index Не следует считать ошибкой, если в полном варианте адреса экзаменуемый написал номер квартиры, дома и название улицы на одной строке. Ошибкой является «обратный» порядок следования элементов (независимо от их расположения по строкам). Частой ошибкой также является то, что учащийся пишет не свой адрес, а адрес друга по переписке | Адрес краткий, оформлен верно (в правом верхнем углу, страна написана после города) |
Шаг 2.8. Оценивание ответа по критерию «Организация». Дата под адресом. | |
St.Petersburg Russia 10/04/2015 ____________________________ Примечание: Дата может писаться разными способами. Принимаются как британский, так и американский варианты написания даты: date/month/year (BE) month/date/year (AE) Правильными вариантами также считаются: The 4th of April, 2015 April 4,2015 4.04.15 | Дата оформлена верно, дата стоит под адресом. |
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (макс. балл – 2) Ответ учащегося №1: В целом, письмо правильно разделено на абзацы, правильно используются средства логической связи, правильно оформлено обращение, адрес и дата. Имеются некоторые нарушения логики, но такие мелкие нарушения являются допустимыми для задания базового уровня. Работа учащегося оценивается в 2 балла по критерию «Организация». | |
Шаг 3. Оценивание ответа по критерию «Языковое оформление текста» | |
Лексико-грамматические ошибки:you asked me about museum, it was historical museum,couple of weeks(пропуск артикля). Пунктуационная ошибка: Best wishes. (точка после заключительной фразы) Орфографических ошибок нет. | 1 лексико-грамматическая ошибка (пропуск артикля с исчисляемым существительным считается ошибкой одного типа и считается один раз). Одна пунктуационная ошибка (точка вместо запятой после заключительной фразы). |
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (макс. балл – 2) Ответ учащегося №1: Имеются 2 ошибки: 1 негрубая лексико-грамматическая ошибка и 1 пунктуационная ошибка. Работа учащегося оценивается в 2 балла по критерию «Языковое оформление текста». | |
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ за всю работу (макс. балл – 6) Ответ учащегося №1: Работа учащегося по заданию 39 оценивается в 5 баллов |