Функции языка. Гипотеза лингвистической относительности. Принципы построения формализованных логических языков.
Язык представляет собой систему знаков, используемую для целей коммуникации и познания. Системность языка выражается в том, что каждый язык, помимо словаря, имеет также синтаксис и семантику. Синтаксические правила языка устанавливают способы образования сложных выражений из простых. Семантические правила определяют способы придания значений выражениям языка. Это достигается указанием тех обстоятельств, в которых должны приниматься предложения определенного вида. Правила значения обычно делятся на три группы: аксиоматические, дедуктивные и эмпирические.Аксиоматические правила требуют принятия предложений определенного вида во всех обстоятельствах. Примером могут служить правила русского языка, предписывающие всем говорящим на этом языке всегда принимать предложения "Каждый холостяк не женат", "Сантиметр равен одной сотой метра", "Красное не есть черное" и т.п. Дедуктивные правила требуют принятия следствий, вытекающих из некоторых посылок, если приняты сами посылки. Таково, например, правило, согласно которому, приняв предложения "Если Иван Ильич человек, то он смертен", и "Иван Ильич человек", следует принять также предложение "Иван Ильич смертен". Основные функции, или употребления, языка – это те основные) задачи, которые решаются языком в процессе коммуникации и познания.
Функции языка: 1. Информационная функция- язык выступает в качестве средства фиксации, а часто и хранения информации о мире: о предметах, событиях, явлениях, процессах, ситуациях. 2. Коммуникативная функция- с помощь языка осущетвляется общение( обмен информацией) между людьми. 3. Познавательная функция-язык выступает как средство познания, как инструмент рационального познания. 4. Экспрессивная функция- язык используется для выражения эмоций, мыслей, посредстом языка мы оказываем влияние на других людей.
гипотеза лингвистической относительности — концепция, разработанная в 30-х годах XX века, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности. Предполагается, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят. В частности, отношение к таким фундаментальным категориям, как пространство и время, зависит в первую очередь от родного языка индивида; из языковых характеристик европейских языков (так называемого «среднеевропейского стандарта») выводятся не только ключевые особенности европейской культуры, но и важнейшие достижения европейской науки (например, картина мира, отражённая в классической ньютоновской механике). Автором концепции является американский этнолингвист-любитель Б. Л. Уорф; эта концепция была созвучна некоторым взглядам крупнейшего американского лингвиста первой половины XX века Э. Сепира (оказывавшего Уорфу поддержку) и поэтому обычно называется не «гипотезой Уорфа», а «гипотезой Сепира — Уорфа». В своей наиболее радикальной формулировке гипотеза Сепира — Уорфа в настоящее время не имеет сторонников среди серьёзных профессиональных лингвистов. Наличие в русском языке двух отдельных слов синий и голубой – в противоположность многим другим языкам, в которых для обозначения цвета соответствующей части спектра используется единое обозначение типа английского blue.
ФОРМАЛИЗОВАННЫЙ ЯЗЫК — искусственная знаковая система, предназначенная для представления некоторой теории. Формализованные языки позволяют кратко и четко фиксировать знания, избегать многозначности терминов естественного языка. Принципы: 1. сначала задается алфавит-совокупность простейших символов, из которых строится выражения языка. 2. Формируется правила образования из исходных символов различных типов выражений данного языка. Задаются классы формул. Формализованные языки были созданы для обслуживания науки, устранения недостатков естественных языков. Они имеют собственный алфавит, синтаксис, правила толкования, лишены многозначности, но имеют недостатки- требуют правильной интерпретации и не обладают гибкостью естественного языка.
7. Отношения между понятиями по объему и содержанию. Понятия, комплексы, имена. Натурализм (именование по природе) и конвенционализм (именование по закону). Проблема имен (мин) и реалий (ши) в философии Древнего Китая: парадокс «белой лошади».
Понятие – это форма мышления, отражающая предметы или явления на основе существенных и отличительных признаков.
Исходной формой абстрактного человеческого мышления является понятие. Любая мысль выражается посредством понятия.
Понятие образуется на основе ощущения, восприятия и представления с помощью общенаучных методов: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков.
Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.
Любое понятие имеет структуру, которая включает объем и содержание.
Объем понятия – совокупность предметов, которая мыслится в данном понятии. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки.
Содержание понятия – это совокупность основных существенных признаков предмета или группы однородных предметов, отраженных в данном понятии. Например, содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния, виновность, противоправность, наказуемость.
Натурали́зм (фр. naturalisme; от лат. naturalis — природный, естественный) — философское направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причём часто открыто включает в понятие «природа» также дух и духовные творения (стоики, Эпикур, Дж. Бруно, Гёте, романтизм, биологическое мировоззрение XIX века, философия жизни).
По Канту, натурализм есть выведение всего происходящего из фактов природы.
Конвенционали́зм (от лат. conventio — договор, соглашение) — философская концепция, согласно которой научные понятия и теоретические построения являются в основе своей продуктами соглашения между учёными. Они должны быть внутренне непротиворечивы и соответствовать данным наблюдения, но не имеет смысла требовать от них, чтобы они отражали истинное устройство мира. Следовательно, все непротиворечивые научные (а также философские) теории в равной степени приемлемы и ни одна из них не может быть признана абсолютно истинной.
Гунсунь Лун (4—3 вв. до н. э.), древнекитайский философ, диалектик и софист, представитель т. н. школы имён (минцзя), исследовавшей взаимоотношения между "именем", т. е. понятием, и реальностью. В принадлежащем Г. Л. трактате "Гунсунь Лун-цзы" выдвигается получивший известность в китайской философии парадокс "белая лошадь — не лошадь". Доказательством этого служит, во-первых, то, что понятие "лошадь" относится к форме, понятие же "белая" — к цвету, следовательно, они не совпадают друг с другом; во-вторых, понятие "лошадь" шире по объёму, чем понятие "белая лошадь". Г. Л. принадлежат и др. парадоксы, напоминающие апории Зенона Элейского (например, "летящая стрела не находится ни в движении, ни в покое"). Г. Л. ввёл понятие "чжи" (буквально "указатели"), обозначающее существующие независимо от вещей атрибуты, через которые вещи себя обнаруживают. Некоторые исследователи проводят аналогию между этими атрибутами и идеями Платона.