Развитие логики в древней Греции до Аристотеля 4 страница

Анализируя систему своих предикабилий, Порфирий вводит по­нятие различающего признака, которое позволяет отделить один объект от другого. Например, о каком-нибудь человеке можно ска­зать, что он сейчас в своих сообщениях правдив. Но различающие признаки, согласно Порфирию, могут стать видообразующими, т.е. порождающими новые виды. Имя одного объекта превращается в имя другого. Например, в результате присоединения различающего признака "разумность" к имени "животное" возникает имя "разумное животное", обозначающее другие объекты. Если к имени "человек" присоединить признак "движется", то это приведет лишь к некото­рым изменениям объекта "человек в состоянии покоя". Такого рода различающие признаки Порфирий квалифицирует как случайные.

Собственный признак определяется Порфирием как свойство, присущее какому-либо виду во всем его объеме, как, например, че­ловеку присуще быть двуногим. Здесь Порфирий несколько отходит от аристотелевской трактовки собственного признака, намеченной в "Топике". Тем не менее аристотелевско-порфириевский анализ соб­ственного признака стал истоком более позднего деления признаков на собственные первоначальные признаки и собственные производ­ные признаки в латинский период развития логики. В современной логической теории имен это соответственно основные и производные признаки.

В учении Порфирия четко прослеживается отличие содержания и объема имен. Ему удалось четко сформулировать логическую за­кономерность обратного отношения объема и содержания: при пере­ходе от вида к роду род будет иметь в возможности все стоящие ни­же его видовые признаки, но реальный род их иметь не будет.

Идеи Порфирия, расширившего аристотелевское учение о пре- дикабилиях за счет прибавления категории "вид" трансформирова­лись впоследствии в классификационную систему признаков пред­мета. На его основании можно утверждать, что Порфирий стоял у истоков исчисления классов.

Определенный интерес представляет сочинение римского про­консула Марциана Минея Феликса Капеллы (латинского писателя первой половины V в. н.э.), известное под названием "Свобода ис­кусства". Энциклопедия о семи свободных искусствах написана не­чистой латынью. В нем представлены аллегорические фигуры, вы­ступающие при бракосочетании Филологии и Меркурия. Состоит сочинение из 9-ти книг: первые две книги - "Введение", книги 3-9 - соответственно "Грамматика", "Диалектика", "Риторика", "Геомет­рия", "Арифметика", "Астрономия", "Музыка". Главным источником при написании был Варрон. Энциклопедия Капеллы служила учеб­ным пособием в средние века. Особый интерес представляет третья книга "Риторика", состоящая из четырех частей. В первой части ана­лизируются понятия, во 2-й и 3-й - суждения, в 4-й - умозаключения. Рассматривая данные проблемы Капелла, исследует предикабшши; предложение и члены предложения; постпредикаменты; силлогизмы; риторические приложения логики. Он кратко излагает логическое учение стоиков, а также предлагает схему логического квадрата с основными формами непосредственных силлогистических выводов.

До середины XII в. логика в Западной Европе развивалась на ос­нове сочинений и Порфирия, а также Боэция.

Источники

Давид Анахт. Анализ "Введения" Порфирия // Давид Анахт. Соч. М., 1980.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых фило­софов. М., 1979.

Порфирий. Введение к "Категориям" Аристотеля // Аристотель. Кате­гории. М., 1934.

Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений // Секст Эмпирик. Соч. в 2 т. М„ 1976. Т.2.

Цицерон МаркТуллий. Речи: В 2 т. М., 1993.

Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994.

Исследования

Воробьев В.В. Становление идей неклассической логики в античности и средневековье. М., 1989.

Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика // Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994.

Грималь П. Цицерон. М., 1991.

Кузнецова Т.И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в Древнем Риме. М., 1976.

Лосев А.Ф. Стоицизм // Философская энциклопедия. В 5 т. М., 1970.

Лебедев С.А. Развитие категории "индукция" // Философские проблемы истории логики и методологии науки. Ч. П. М., 1986.

Рожанский ИД. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М., 1988.

Логика средневековья

Общий характер средневековой логики. "Ars vetus", "Ars nova", "Logica modernorura". Лишь несколько десятилетий назад ученые смогли по достоинству оценить средневековую логику. С одной стороны, она представляет собой дидактическую систематиза­цию античной логики, с другой стороны, в ней можно усмотреть оригинальные рефлексии в виде логических идей.

В средневековых университетах логику изучали на факультетах искусств. Она давала право на вход в теологию, юриспруденцию, медицину. На факультетах искусств логикой завершался "тривиум" (после грамматики и риторики), открывая собой "квадривиум" (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Диалектика и логика выступала в роли инструментария обоснования теологии.

Характерной чертой средневековой логики была связь между латинским языком и логическими теориями и выражениями. Язык средневековой логики базировался на анализе научного латинского языка, понимаемого не просто как идиом (т.е. язык), но как наиболее высокий уровень рациональности. Поэтому средневековые логики помимо формулировки логических законов, еще и описывали эти законы.

Наконец, характеризуя средневековую логику в целом, часто высказывается мнение, как было заявлено в самом начале, о том, что вся средневековая логика - это дидактическая систематизация ан­тичной логики. Однако, это так и не совсем так. Действительно, для средневековой логики первоочередными были задачи преподавания. Множество учебников содержало обстоятельные объяснения логиче­ских правил в духе строгой неумолимой ясности. В этих целях изо­бретались искусные аббревиатуры и мнемотехнические упражнения, в которых ясно ощущается забота авторов о молодых умах, профес­сиональной подготовке, где ни одна мелочь не должна быть упущена.

Различают три периода средневековой логики: "ars vetus" ("ста­рое искусство"), "ars nova" ("новое искусство"), "logica modemorum" ("логика современных").

Период "старого искусства" через Боэция связан с Абеляром (до середины XII в.). Логика данного периода концентрируется главным образом вокруг "Исагога" Порфирия, "Категорий" и "Об истолкова­нии" Аристотеля.

Период "нового искусства" связан с расцветом великих схола­стических систем (Х1П в.), в рамках которых философы скорее, чем логики, использовали логический "Органон" для теологических целей. В данный период вводятся "Топика", "О софистических опро­вержениях", обе "Аналитики" Аристотеля.

Так называемые "модернисты" (XIV в.), среди коих безусловный лидер номиналист Оккам, культивировали логику не как органон, инструмент, но как scientia sermocinalis (речевая наука), т.е. как функцию структуры языка науки с формальной точки зрения. "Сци- енция" как наука о духовной реальности в ее структуре и связях их уже мало занимала.

Первый период. Данный период охватывает время от начала средних веков до Абеляра включительно (приблизительно до сере­дины XII в.). Одним из первых логиков в раннем европейском сред­невековье, связавшим античность и схоластику, был Аниций Манлий Торкват Северин Боэций (ок. 480-525) - римский государственный деятель, философ и логик. Боэций унаследовал от аристотеликов представление о логике как органоне наук - учении об универсаль­ном методе познания и теории рассуждения вообще. Однако он ясно видел, что у логики есть свой собственный предмет. "Логика, - писал он, - скорее орудие, нежели часть философии"[38].

Находясь в тюрьме по обвинению в измене, он написал фило­софский труд "Об утешении философией", в котором употребляет такие логические термины, как "верифицировать", "двойственность", "доказательный", "необходимая причина для достижения чего-либо" и др.

Боэций известен как комментатор сочинений Аристотеля и Порфирия по логической проблематике, как переводчик на латин­ский язык аристотелевских книг: "Категории", "Об истолковании", а также сочинения Порфирия "Введение" в "Категории" Аристотеля (Isagoge).

В историю логики Боэций вошел и как оригинальный мысли­тель. Он написал ряд сочинений о силлогизмах ("Введение в катего­рический силлогизм", "О гипотетическом (условном) силлогизме", "О категорическом силлогизме"), и о некоторых логических опера­циях над именами ("Об определении", "О делении", "О различии").

Боэций рассматривал модальные функторы "действительно", "возможно", "случайно", "невозможно", "необходимо" и соотноше­ния между ними. Он практически предложил специальную схему, отображающую логические зависимости между модальными выска­зываниями. Обозначив модальности буквами: А - "необходимость", В - "возможность", С - "не необходимость", D - "невозможность", эти зависимости можно отобразить следующим образом:

1. Если А ~ истинно, то В - истинно, С - истинно, D - ложно;

2. Если В - истинно, то А- неопределенно, D - ложно, С - неоп­ределенно;

3. Если С - истинно, то В- неопределенно, А - ложно, D - неоп­ределенно;

4. Если D - истинно, то С - истинно, В - ложно, А - ложно;

5. Если А - ложно, то D - неопределенно, С - истинно, В - неоп­ределенно;

6. Если В - ложно, то А- ложно, D - истинно, С - истинно;

7. Если С - ложно, то А- истинно, В - истинно, D - ложно;

8. Если D - ложно, то В- истинно, А - неопределенно, С - неоп­ределенно.

Боэций исследовал также взаимосвязи логических операций над высказываниями. Он, в частности, знал следующие соотношения:

1) Из логической формы "Неверно, что р и q'\ выводима логиче­ская форма "неверно, что р или неверно, что q" и из нее, в свою оче­редь, выводима "Если р, то не-^"

2) Из логической формы "Неверно, что не-р и q" выводима фор­ма "р или не-q" и из нее следует "Если не-р, то не-q"

3) Из логической формы "Неверно, что р и не-q" выводима фор­ма "Не-р или q" и из нее следует" "Если р, то q"

4) Из логической формы "Неверно, что не-р и не-q" выводима форма "р или q" и из нее выводима "Если не-р, то q"

Исходя из первого соотношения, можно заключить, что Боэций вплотную подошел к формулировке законов Де Моргана. Боэций знал операцию выражения импликации через сильную (строгую) дизъюнкцию и отрицание, утверждая равносильность логических форм "Если р, то q" и "Не-р и не-q либо р и q либо не-р и q" ((р-»д)«-К-1рЛ-|д)у(рлд')у(-1рл<зг)).

Таким образом, "последний римлянин" (Боэций) передал схола­стике аристотелевские логические трактаты в его латинском перево­де, прокомментировал "Введение" (Isagoge) Порфирия и написал ряд самостоятельных трактатов по логике. Все это в перспективе соста­вило основу средневековой логики на раннем этапе (до сер. ХП в.). Позднее этот цикл работ и охваченный им круг идей получили на­звание старой логики ("Logica vetus"). Здесь разрабатывалась в основном теория понятий. Таким образом, средневековье связывало свою логику с именем Боэция.

Основные достижения в области логики средневековья первого периода принадлежат, по-видимому, византийскому философу Ми­хаилу Пселлу и французскому мыслителю Пьеру Абеляру.

Михаил Пселл (1018-1096) знаменит своим сочинением "Обзор логики Аристотеля" (известно под названием "Синопсис"). Согласно Прантлю, западноевропейские ученые ознакомились с "Синопсисом" Пселла в XIII в.

В логике Пселл исследовал модусы силлогизмов, занимался проблемами равносильности предложений, применением математи­ческих методов в процессе доказательства, составил так называемый логический квадрат, наглядно выражающий отношения между про­тивными, подпротивными и противоречащими суждениями, а также между подчиняющими суждениями. Он, по утверждению некоторых исследователей, первым в логике ввел в обиход буквенные (симво­лические) обозначения для количества и качества суждений и специ­альные слова для обозначения модусов силлогизма. Большое место занимает в школе Пселла изучение подстановок одних терминов на место других терминов.

Наиболее колоритной фигурой в логике западноевропейского средневековья рассматриваемого периода, несомненно, можно счи­тать Пьера Аеляра (1079-1142). Логические сочинения Абеляра включают в себя комментарии к Isagoge Порфирия, к "Категориям", "Об истолковании" Аристотеля, к "De differentiis topicis" ("О топиче­ских различиях") Боэция. Он написал также трактат о диалектике ("Dialectica"), в котором анализировал высказывания и их состав­ляющие. Он работал с так называемой "старой логикой" (большей частью с наследием Боэция). Однако в своем подходе к решению проблем Абеляр стремился обратиться от понимания логики как ана­лиза сущности к идее логики терминов и высказываний. Логику Абе­ляр называл наукой об оценке и различении аргументов по их истин­ности и ложности. Путь познания в логике должен начинаться с про­стейшего и восходить к сложному. Истина, утверждал Абеляр, может быть достигнута лишь в результате сопоставления противоречивых высказываний по поводу спорного вопроса.

В логическом наследии Абеляр исследовал роль связки в сужде­нии, анализировал силлогизм, приемы определения и деления объема понятий, применял в логических операциях некоторые правила с ис­пользованием импликации и дизъюнкции, разработал ряд проблем модальной логики.

Второй период. Особенностью данного периода было то, что в это время сильное влияние на схоластику в целом (в том числе и на логические учения) оказывал арабоязычньй перипатетизм (Ибн- Сина, Ибн-Рушд). Другим специфичным явлением была тенденция к математизации философии в целом с середины XIII в. и "математи­зации аристотелизма" в частности.

Наиболее крупными логиками данного периода (середина XII в. - XIII в.) были Уильям Шервуд (1206-1266), Альберт фон Болыптедт (1193-1280), Петр Испанский (1210-1277), Фома Аквинский (1225- 1274), Раймонд Луллий (1266 -1315), Дуне Скот (1266-1308). Разли­чен каждого из них непосредственно в развитие логики в средние века вклад. Обратим внимание на наиболее существенные логиче­ские идеи у некоторых отмеченных авторов.

Английский логик Уильям Шервуд написал учебник логики (на­зываемый "Суммулами"). Шервуд делил суждения на простые и сложные, а сложные - на копулятивные (kopulativa), дизъюнктивные (disiunctiva) и импликативные (consequential Особое внимание Шер­вуд уделил изучению проблем модальной логики. Он говорил о шес­ти значениях истинности: истинно, ложно, возможно, невозможно, случайно и необходимо. Шервуд исследовал взаимоотношения кван­торов, занимался разработкой графического выражения отношений между логическими классами.

Большой популярностью в средние века пользовались "Сумму- лы" Петра Испанского. За период с конца XV по начало XVI в. его учебник выдержал около 50 изданий в различных городах Европы. По "Суммулам" логика преподавалась в школах Западной Европы более чем три века. Логика, как утверждал автор, есть искусство и наука наук, поскольку является приготовлением ко всем другим нау­кам. Она есть искусство рассуждения, но рассуждение должно вес­тись через посредство языка. Поэтому изучение логики должно на­чинаться с исследования терминов и функций.

В учебнике Петра Испанского впервые названия всех модусов категорического силлогизма фигурируют в виде известного мнемотического стихотворения, которое с некоторыми изменениями цити­руется в большинстве учебников традиционной логики.

Большое место в учебнике уделяется логике высказываний. Так, дизъюнкцию он рассматривал как соединение двух простых выска­зываний с помощью союза "или", в результате чего получается но­вое, сложное высказывание, которое истинно, когда истинно хотя бы одно из составляющих его простых высказываний, и ложно в про­тивном случае. Петру Испанскому были знакомы законы равносиль­ности и их символическое выражение, что в современной математи­ческой логике известно под именем законов де Моргана.

Яркой фигурой второго периода в развитии схоластической ло­гики был испанский мыслитель Раймонд Луллий (1235 - 1315), ро­дом с острова Майорка (Испания). Любопытно, что при общей тен­денции логики освободиться от метафизики и теологии, Луллий по­шел против течения, поставив логику на службу религиозной цели. Его называли "прокуратором неверных", умевшим воспользоваться арсеналом безотказных средств, обратив в христианство евреев и мусульман.

Логика определяется им как искусство и наука, при помощи ко­торых истина и ложь распознаются разумом и отделяются друг от друга, - наука принятия истины и отбрасывания лжи. Его "Ars magna" ("Великое искусство", 1308 г.), отлична от формальной логи­ки. Но в ней заложена идея, которая в европейской логике после­дующих столетий будет периодически обсуждаться. Это стремление найти фундаментальные принципы для построения принципов всех наук (ars combinatoria). "Ars magna" делится на тринадцать частей: алфавит, фигуры, дефиниции, правила, таблицы и прочее. Алфавит составляют девять букв: В, С, О, Е, Р и т.д., каждая из которых обла­дает шестью смыслами. Например, абсолютное начало, относитель­ное начало, вопрос, субъект, добродетель и порок. Так, значения В и С будут следующими: В = доброта, отличие, utram (или), Бог, спра­ведливость, жадность. С = величие, согласие, quid (что), ангел, бди­тельность, чревоугодие.

С помощью так построенного алфавита образуются четыре фи­гуры. Первая - циркулярной формы, поделена на девять равных час­тей, каждая из которых замещает какую-либо букву алфавита. Под существительным, уточняющим один из смыслов буквы алфавита, есть прилагательное, ему соответствующее. Так, под буквой "Б" - "Бонитас", доброта, за ней "бонум", благо, благостное. Под "Г' - "Глория", слава, затем, "глориозус", всеславный. Некая линия объе­диняет каждую из девяти частей с прочими восемью, указывая на возможные комбинации терминов с разными прилагательными, типа, например: доброта величественна, величие милосердно; Бог всемо­гущ, могущество божественно. Вторая фигура образована го трех разной окраски треугольников, функция которых - выбор между множеством комбинаций, полученных посредством первой фигуры на основе принципов отличия, согласия, противоречия, превосходст­ва, равенства, подчинения. Третья фигура состоит из 36 квадратиков дня комбинации двух предыдущих фигур. Четвертая фигура пред­ставляет собой три концентрических круга разного диаметра, где средний вращается вокруг большого, а малый вокруг среднего. Каж­дый из них несет девять ячеек, внутри которых девять букв алфавита. Во вращающихся окружностях есть все возможные комбинации. Как видим, это опыт создания искусственного языка, нечто вроде кон­цептуального символического механизма, попытка механически мо­делировать логические операции. Открыв в терминах цифры фунда­ментальных корней сущего и правила оперирования их комбинация­ми, "Ars magna", казалось, приблизилась к возможности репродуци­ровать схему Божественного мышления в модусе символа, здесь, в символическом пространстве она повстречалась с каббалистической космологией, ее аллегоризмом и мистическим экземпляризмом.

Вплоть до середины 18 века луллитская доктрина пользовалась неизменным успехом. Но даже переведенная в 1634 году на француз­ский язык, она оставалась недооцененной логиками. Лейбниц, к при­меру, заявит позже, что "это лишь слабая тень настоящего искусства комбинаторики, от которого она также далека, как фанфарон от со­лидного ученого". Чарльз Пирс без обиняков заявит, что идеи Луллия просто абсурдны. Однако, если не выдергивать их из исторического контекста и не оценивать с точки зрения сегодняшних достижений логики, то станет очевидной заслуга Луллия в деле систематического использования символизма: буквы, фигуры, цвета, схемы. Все это было поставлено на службу интеллекту, заменив неясные образы точными, почти механическими операциями.

Своеобразны логические воззрения Дунса Скота. Он написал комментарии на сочинения Аристотеля по логике. Логику он называл точной наукой и делил ее на две части: теоретическую и приклад­ную. Дуне Скот интересен своей теорией логического следования и логическим законом, формальное выражение которого имеет вид: р**(—>р-*С[). Ян Лукасевич назвал этот закон законом Дунса Скота: если два противоречащих друг другу предложения признаются оба одновременно истинными, то мы можем вывести из них произволь­ное предложение, то есть какое угодно предложение. Иначе говоря, мы находим у Дунса Скота известное в современной логике положе­ние, что из лжи следует все, что угодно.

Третий период. Логические теории этого периода вырастают на фоне весьма глубоких сдвигов в схоластическом сознании. Одна из характерных черт - это склонность к математизации философских концепций и доказательств. Занимавшиеся этим учением получили название "калькуляторы". В XIV в. ведутся оживленные дискуссии о соотношении между "категорематичеекой" и "синкатегорематиче- ской" бесконечностью, в какой-то степени соответствующие совре­менной постановке вопроса о соотношении между актуальной и по­тенциальной бесконечностью.

Все вместе это называлось "via moderna" ("новый путь"). В рам­ках данного движения, начавшегося еще в конце XIII в., значитель­ное внимание уделялось логическим исследованиям и прежде всего анализу функций терминов и высказываний ("новая логика"). Таким образом, в XIV веке происходит смещение интереса в университет­ской философии к логическим и аналитическим исследованиям (ло­гические парадоксы, природа импликации или пропозициональных функций терминов).

Самой яркой фигурой данного периода был Уильям Оккам (1285-1349). Корпус его логических трудов достаточно велик. Он включает толкование "Isagoge" Порфирия, сочинений Аристотеля "Категории", "Об истолковании", "О софистических опровержениях". Его перу принадлежит большой труд под названием "Сумма всей логики" и два других более кратких трактата.

Исходным принципом методологии Оккама выступает знамени­тый "принцип бережливости" ("простоты"), который он иногда фор­мулировал таким образом: "Напрасно делать посредством большего то, что может быть достигнуто посредством меньшего" (frustra fit per plura, quod fieri potest per pauciora). Уже в XX в. Людвиг Витген­штейн так определил логический смысл оккамизма: "Если знак не необходим, то он не имеет значения. В этом смысл " бритвы Оккам- ма".

Логика, по убеждению Оккама, принадлежит к наукам не "ре­альным", а "рациональным" и, подобно риторике и грамматике, трак­тует о понятиях. Логика, риторика и грамматика, замечает Оккам, суть подлинно познавательные руководства, а не спекулятивные дисциплины, так как они действительно управляют интеллектом в его деятельности. Она должна заниматься анализом знаков и терми­нов.

В "Сумме всей логики" Оккам выделяет и анализирует следую­щие термины: ментальные, оральные, письменные, "категорематиче- ские" и "синкатегорематические". В "терминизме" Оккама очевидно намерение придать логике автономный статус и строгие очертания, чего не было у предшественников. Он постоянно подчеркивает, что никакой объективной реальности за терминами нет. В лице Оккама мы имеем дело с радикальным различением логики и реальности, имен и вещей, а внутри логики терминов гениальную идею того, что в современной символической логике получило название "синтакси­са" и "семантики".

Среди известных логиков третьего периода следует назвать Жа­на Буридана (1300-1358). Его логический трактат о следованиях (Consequentiac) был провозглашен первой, в середине века, попыткой осуществить дедуктивное выведение законов дедуктивного вывода. Он писал и на другие логические темы, в частности, о софизмах (Sophismata). В этом трактате, в частности, анализируется большое число головоломок, парадоксов и их логическое решение, таких, на­пример, как "лжец".

Один из такого рода широко известных парадоксов приписыва­ется самому Буридану ("Буриданов осел"). Осел, который застыл пе­ред двумя одинаково аппетитными охапками сена и, оказавшись не в состоянии выбрать между ними, умер от голода. Эта конкретная ил­люстрация не встречается в сочинениях самого Буридана, однако, он использует похожий пример с собакой, основываясь на Аристотеле.

В логических произведениях Буридана имеется обстоятельный анализ непосредственных модальных умозаключений, для чего он построил соответствующую мнемоническую фигуру. Интерес пред­ставляет и развитая им теория элиминации семантических антимо­ний[39].

Таким образом, предпринятый обзор западноевропейской сред­невековой логики характеризуется следующими общими моментами своего развития.

Три века, что протекли от Абеляра, были блистательной эпохой в истории логики. Тематика античной традиции, углубленная и про­двинутая, обогатилась новыми исследованиями в области синтакси­са, семантики, чего не знала античная логика. Глубокое изучение модальной логики увело далеко от того уровня, где ее оставил Ари­стотель.

Средневековая логика все больше становилась логикой терми­нов, высказываний и отношений между ними. Проблема "семантиче­ских антиномий" была снабжена дюжиной формулировок и решений, проработана во всех аспектах. Несомненна связь логики с языком.

Большую часть своих исследований средневековые логики под­няли на металогический уровень, не просто конструируя формулы, но и, описывая их, что древние делали чрезвычайно редко. В средне­вековой логике наблюдалось движение в направлении все большей формализации, хотя, разумеется, работа логиков затруднялась отсут­ствием адекватной системы записи.

Через всю средневековую историю логики и философии прохо­дит спор реалистов с номиналистами, иногда доходящий до крайнего ожесточения.

Проблема была поставлена еще в III веке популярным коммен­татором Аристотеля - Порфирием. Суть его вопросов сводилась к следующему:

1) Существуют ли общие понятия или идеи (роды и виды - или "универсалии") сами по себе, или же только в уме мыслящего субъ­екта?

2) Существуют ли универсалии только в чувственных предметах или также и независимо от них?

3) Если универсалии существуют, то являются ли они чем-то реальным (как тогда выражались - вещами), или они суть только слова, условные обозначения, имена?

Отсюда названия двух течений: реализм (универсалии суть ре­альности), номинализм (универсалии суть лишь имена, "номен" - имя).

Крайние реалисты утверждали, что универсалии существуют вне нашего ума, имеют духовную природу, трансцендентны чувст­венному миру и являются прообразами индивидуальных телесных вещей. Это было, по существу, развитие взглядов Платона. Наиболее крупными представителями реализма были Ансельм Кентерберий- ский (1033-1109), Бернар Клервосский (1091-1153).

Номиналисты, продолжая традиции киников и стоиков, утвер­ждали, что универсалии суть лишь имена, названия, обозначения вещей, что реально существует только индивидуальные вещи, уни­версалии не имеют никакой реальности вне пределов человеческой мысли и языка, не существуют сами по себе "ни на небе, ни на зем­ле". Номиналистические позиции связаны с именем Иоанна Росце- лина (1050-1122).

Промежуточное положение занимал "умеренный реализм", по­лагавший, что универсалии реальны, но совпадают с формами чувст­венных вещей и потому не существуют вне чувственного мира. Это направление мысли коренилось в учении Аристотеля. В средневеко­вой логике данное направление связано с именем Абеляра. По Абе­ляру природа общего кроется не в вещах (res) и не в словах (voces), а в значениях соответствующих речей (sermones). Он стремился под­черкнуть в универсалиях их семантическую сторону, т.е. отношение знаков к обозначаемым ими объектам.

Литература

Источники

Боэций. Комментарий к Порфирию // Боэций. "Утешение Философий" и другие трактаты. М., 1990.

Абеляр П. Логика "для начинающих"

Абеляр П. Теологические тракта­ты. М., 1995.

Исследования

Маковельский А.О. История логики. М., 1967.

Стяжкин НИ Формирование математической логики. М., 1967.

Логика в эпоху Возрождения

Во второй половине XIV в. "Logica modernorum" распространи­лась повсюду. Например, в Венском университете в 1389 г. был вве­ден в действие устав, предписывающий студентам факультета ис­кусств посещать лекции, посвященные логическим работам Петра Испанского, а более поздние уставы содержали сходные предписа­ния в отношении работ и других логиков. Оккамистские тенденции были сильны и в других университетах Европы (Оксфорд, Париж, Гейдельберг, Краков и др.).

Наши рекомендации