Определите, нарушением какого основного логического закона обусловлен комизм приведенных ниже ситуаций.

Пример:

Мама у сына спрашивает: «Ты когда исправишь двойку по физике?»

Сын: «Мам, не знаю. Учитель постоянно носит журнал с собой».

Нарушен закон тождества. В понятие «исправить двойку» мама и сын вкладывают разный смысл. Мама – «выучить и сдать». Сын – «стереть и нарисовать другую оценку».

1. – Запомни, сынок, умный человек всегда во всем сомневается. Только дурак может быть полностью уверенным в чем-то...

– Ты уверен в этом, папа?

– Абсолютно!...

2. – Папа, я замуж не выйду, я с вами жить буду!...

– Не смей угрожать отцу!

3. Я бы не стал пользоваться зубной пастой, рекомендованной лучшими стоматологами, исходя из тех соображений, что эти люди кровно заинтересованы, чтобы наши зубы болели как можно чаще и как можно сильнее.

4. Семинар по философии. Преподаватель объясняет разницу между материей и сознанием:

– Сознание не обладает протяженностью. Нам не может прийти мысль на 15 сантиметров. И мы не можем подумать на 2 килограмма!

Студент:

– А сообразить на поллитра – запросто!

5. Приходит Вовочка из школы домой:

– Пап, а пап, я «тройку» принес!

– Молодец, поставь в холодильник.

6. Пришла к подруге поплакаться на жизнь.....Ржали до утра...

7. Если часто и много употреблять какой-то продукт, то он надоест. Вопрос: что не так с пивом?

8. Если верить показаниям спидометра, то Лада-Калина стоит в гараже со скоростью 20 км/час.

9. Учитель на уроке:

– Дети, почему мы сначала видим молнию, а потом слышим гром? Кто ответит? Ну, давай ты, Вова.

– Потому, что глаза находятся впереди ушей...

10. Парень учит девушку водить машину:

– Я тебе сказал: тормози, а ты что сделала? – Я начала тормозить, но у меня что-то не получилось…

– Да, правильно: ты начала тормозить, а надо было нажать на тормоз!

11. В одесском магазине у еврея-продавца покупательница спрашивает:

– Послушайте, вы говорите, что это чистый хлопок, а на бирке написано: «синтетика».

– Мадам, это же мы моль обманываем!

Раздел II. ПОНЯТИЕ

Тема 2.1. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ.
ВИДЫ ПОНЯТИЙ

Понятие как форма мышления

Понятие – простейшая логическая форма мысли, отражающая предметы и явления в их общих существенных признаках.

Существенным называют признак, лишившись которого предмет перестанет существовать как этот предмет, станет другим предметом.

Несущественный признак может приобретаться или теряться предметом, но это никак не повлияет на его существование в качестве данного предмета.

Логическая структура понятия

Логическую структуру понятия составляют его содержание и объем.

Объем понятия – это совокупность (класс) предметов, которая мыслится в данном понятии.

Содержание понятия – это совокупность существенных признаков предметов, входящих в объем понятия.

Виды понятий

По объему понятия делятся на три вида:

общие, в объем которых входит более одного предмета;

единичные, в объем которых входит один-единственный предмет;

пустые (нулевые), в объем которых не входит ни одного реально существующего предмета.

По содержанию понятия делятся на следующие группы:

а) Конкретные и абстрактные.

Конкретными называют понятия, содержание которых говорит о том, что в их объем входят некоторые объекты, предметы, явления, самостоятельно существующие сущности.

Абстрактными называют понятия, отражающие свойства предметов, качества или отношения между ними.

Абстрактные понятия, в отличие от конкретных, не имеют множественного числа.

б) Соотносительные и безотносительные.

Соотносительными называют такие понятия, содержание одного из которых предполагает существование другого.

Безотносительные понятия не содержат ссылки на другие понятия и могут существовать самостоятельно, сами по себе.

в) Положительные и отрицательные.

Положительные понятия отражают свойства, присущие предметам.

Отрицательные понятия отражают свойства, отсутствующие у предмета.

г) Собирательные и несобирательные.

В собирательных понятиях некоторое множество, состоящее из однородных предметов, мыслится как единое целое. Другими словами, собирательное понятие отражает совокупность однородных предметов.

Несобирательными называют понятия, которые не предполагают никакой совокупности.

Вопросы для подготовки к практическому занятию:

1. Что представляет собой такая форма мышления, как понятие?

2. Какие признаки предмета называются существенными, а какие несущественными?

3. Что такое содержание и объем понятия?

4. Перечислите виды понятий по объему и содержанию.

Практическое занятие № 2

Наши рекомендации