Стоим, держась обеими руками
1. Помогите ребенку сесть на табуретку или скамеечку, расставив ноги на ширину плеч, ступни плотно прижаты к полу, пальцы ног смотрят вперед.
2. Пусть наклонится вперед, потянется и ухватится за поручень обеими руками. Встаньте сбоку и положите свою ладонь на руки ребенка, чтобы они не соскользнули с поручня (см. рис. 12.17, a ). Другой рукой будьте готовы помочь ребенку подняться с сиденья. (Поработайте с физиотерапевтом, чтобы найти лучший способ помочь вашему ребенку.)
3. Скажите ребенку: «Наклонись вперед, оттолкнись и встань». Когда ребенок встанет, похвалите его – и пусть постоит какое‑то время сам, держась за поручень (подстраховывайте его хватку) (см. рис. 12.17, б ).
4. Когда ребенок будет готов, помогите ему медленно сесть, держась за поручень.
Необходимо помнить о нескольких моментах, когда вы будете отрабатывать это упражнение с ребенком:
• Ребенок не должен подтягиваться только руками, когда встает. Вместо этого он должен наклониться вперед, принять вес на ступни и оттолкнуться ногами, чтобы встать, а не использовать для этого только силу рук.
• Пусть ребенок держится за поручень (или за верхушку манежа, корзины для белья и т. д.) обеими руками постоянно. Цель этого упражнения – научить ребенка вставать и какое‑то время стоять, а потом садиться самостоятельно – и безопасно.
• Если вы используете корзину для белья, ребенок может опираться на нее всем корпусом, что может побудить его отпустить руки. Не позволяйте ему так делать – это очень небезопасно! Ребенок, который еще не умеет сидеть или вставать на колени самостоятельно, постоянно рискует упасть, если не держится как следует за опору.
• Если ребенок больше не хочет стоять, держась за поручень, пусть сядет – и на этом можно закончить упражнение.
После того как ваш ребенок научится вставать, а также стоять и сидеть с вашей помощью, вам нужно научить его делать это самостоятельно. Вот цели, по которым вы можете впоследствии отмечать этапы продвижения вашего ребенка.
Первая цель:держась обеими руками, ребенок встает и садится без вашей помощи.
Когда ваш ребенок встает и садится, постарайтесь уменьшить вашу помощь, за исключением случаев, когда это необходимо из соображений безопасности. Продолжайте придерживать его руки своей. Как следует подстраховывайте его сбоку (рис. 12.18, a и б . Занимаясь с ребенком, делайте акцент не на умении стоять в течение продолжительного времени, а на отработке пяти или более повторений движений вверх‑вниз.
Рис. 12.18
Чем больше практикуется ребенок, тем легче у него будет получаться и тем скорее ему можно будет отказаться от вашей помощи (подталкивание), когда он встает, и поддержки, когда садится. Будьте готовы к тому, что для достижения этой цели вам потребуется несколько недель ежедневной отработки навыка. Вам придется как следует напрячь фантазию, чтобы мотивировать ребенка на движения вверх и вниз. Побуждение «поднимись и поцелуй мамочку» может сработать несколько раз, но после того, как на обеих щеках мамы и на носу у плюшевого мишки будут запечатлены поцелуи, ребенок может устать от этой игры. Если больше ничего не срабатывает, попробуйте использовать для мотивации кусочки любимой еды ребенка.
Вторая цель:держась обеими руками за опору, ребенок уверенно стоит 30 секунд.
Теперь вы можете превратить стояние в веселое занятие и мотивировать ребенка на то, чтобы он подольше стоял. Хвалите его за то, что он стоит с выпрямленной спиной, пусть поет с вами песенку или слушает музыку. Можете даже побудить его подвигаться из стороны в сторону под музыку в положении стоя. Это весело и побуждает перемещать вес с ноги на ногу – необходимый для ребенка навык. Убедитесь в том, что руки ребенка не соскользнут с поручня, когда он «танцует», – как следует подстраховывайте его сбоку. Возможно, вы удивитесь, когда обнаружите, как долго тянутся 30 секунд. Достижение цели может занять у вас несколько дней или недель ежедневной практики, и, возможно, вы устанете развлекать ребенка в процессе. Через какое‑то время вы оба будете готовы к работе над достижением последней цели.
Третья цель:держась обеими руками за опору, ваш ребенок стоит в ходе повседневных занятий.
Подумайте о случаях, когда умение вашего ребенка стоять может быть для вас полезным. Например, утром, когда вы его одеваете: начинаете надевать на него штаны, когда он находится в положении сидя, а заканчиваете после того, как он встанет. Если ребенок пользуется креслом‑коляской, ваш физиотерапевт может дать вам задание по перемещению.
Как только вы определитесь с повседневными занятиями ребенка, в ходе которых он будет стоять, постарайтесь сделать их как можно более удобными для вас. Устройте «станцию для стояния» в спальне, ванной, гостиной – и везде, где ваш ребенок будет стоять (как изображено на рис. 12.19, a и б . Вы достигнете успеха, когда умение стоять под присмотром превратится из упражнения в полезный навык, помогающий в ежедневном уходе за вашим ребенком.
Рис. 12.19
ВНИМАНИЕ : умение стоять при поддержке обеих рук полезно для костей, суставов и мышц; оно позволяет детям с более серьезными проявлениями ДЦП всю жизнь пользоваться этим навыком. Другие дети могут с его помощью улучшить свое равновесие, поначалу в положении сидя и на коленях, а затем также и в положении стоя. Для таких детей умение стоять, держась двумя руками за опору, является промежуточным этапом между способностью стоять и овладением равновесием, которое позволит им стоять без поддержки.
Использование поручней
Зачастую детям с ДЦП добиться обретения равновесия, когда они стоят, очень сложно – настолько, что улучшения практически незаметны. Они хорошо учатся стоять, держась за опору одной рукой, но им сложно научиться стоять вообще без поддержки. Если они обладают хорошей силой рук, им нравится держаться за прочные поручни. Это дает им ощущение безопасности и позволяет делать вещи, которые они не смогли бы сделать по‑другому. Для детей помладше поручни предоставляют возможность эффективно тренировать умение стоять и ходить. Для детей постарше поручни предоставляют возможность быть более самостоятельными в вопросах личной гигиены.
Перила вдоль стены
Перила длиннее и прочнее поручней. От стены их отделяют крепления. Для детей помладше это хорошее место для отработки умения вставать, удерживать равновесие и перешагивать (рис. 12.20 ).
Для детей постарше перила в коридоре являются помощником, когда они собираются выйти из дома: надевают пальто, берут сумку и выходят из дома с палкой.
Рис. 12.20
Поручни в ванной
Поручни в ванной предоставляют личную свободу и возможность находиться в ванной без взрослых детям постарше. На рис. 12.21, а и б одросток демонстрирует свою ванную. «Она очень удобная. Я всегда могу ухватиться здесь за поручень. Я оставляю костыли у двери и вхожу сюда, – рассказывает он нам. – Если я что‑то уроню, я могу ухватиться за поручень и поднять вещь. Это просто и гораздо проще, чем когда я держусь только за костыль».
Рис. 12.21
Часто задаваемые вопросы
Когда наш сын лежит на спине, он отлично брыкается. Мы говорим ему: «Брыкайся!» – и он устраивает ногами целую бурю. Поможет ли это ему ходить?
И да, и нет. Да – потому что самостоятельные движения ногами полезны и помогут вашему сыну в дальнейшем развитии. Нет, потому что движения при брыкании отличаются от движений при ходьбе. Они могут быть похожими внешне, но отличаются по существу. Брыкание – чередования движений вверх‑вниз. Хождение – вышагивание и движение вперед. Чтобы ваш ребенок научился ходить, он должен научиться двигать ногами еще и по‑другому.
Моя дочь стоит очень хорошо, когда я придерживаю ее в районе коленей и тяну их назад, чтобы ее ноги были прямыми. Ее тело слегка наклоняется вперед, и она удерживает бедра и спину очень прямо. Почему вы не рекомендуете это упражнение родителям?
Я не рекомендую это упражнение родителям, потому что оно поощряет ребенка использовать при стоянии только мышцы спины. Когда ваша дочь стоит так, как вы описываете, она использует мышцы задней части бедер, мышцы спины и мышцы‑разгибатели плеч. Для хорошего удержания равновесия в положении стоя ей нужно использовать также мышцы передней части тела и боковой части бедер. Умение удерживать себя в вертикальном положении с помощью только мышц спины помешает ей, когда она захочет двигаться, нагибаться, дотягиваться до чего‑либо или сделать шаг.
Физиотерапевт моего сына может помочь ему встать. Но дома у него это не получается. Я помогаю ему, но он все равно не может правильно оттолкнуться, чтобы встать. Что мне делать?
Не чувствуйте из‑за этого свою никчемность. Проявите терпение. Ваш физиотерапевт годами помогает детям – неудивительно, что у него это лучше получается. Пусть вам поможет ваш супруг, родственник или друг. Попросите вашего помощника сопровождать вас на сеанс терапии с ребенком. В результате вы оба сможете попрактиковаться под наблюдением физиотерапевта.
Вы рекомендуете детям не носить шины во время игры на полу. У меня в группе детского сада три ребенка, которые носят шины. Мне бы хотелось последовать вашему совету, но постоянно снимать и надевать на детей шины занимает слишком много времени. Что бы вы предложили?
Процесс снятия и надевания шин и ботинок действительно занимает много времени. Тут нет легкого решения. Вы можете препоручить выполнение этого задания вашему помощнику или волонтеру. Если вы так поступите, убедитесь, что этот помощник знает, как надевать шины обратно. Научить вашего помощника надевать шины может помочь физиотерапевт – попробуйте обратиться к нему с этой просьбой.
Глава 13. Равновесие
Почему наша способность удерживать равновесие так важна? Мы удерживаем равновесие, когда сидим или стоим, и наш центр тяжести находится под площадью опоры. Пластмассовую куклу можно поставить так, что она будет находиться в равновесии и удержится в вертикальном положении. В то же время между нами и куклами есть разница. Мы можем перемещать вес и смещать центр тяжести, в то время как неподвижный предмет этого делать не может.
Давайте посмотрим, что это означает. Подует сильный ветер – кукла упадет, а мы нет. Мы постоянно меняем наше положение и удерживаем равновесие, когда меняются условия окружающей среды. Ни одного здорового человека ветер с ног не собьет.
А теперь согните куклу в поясе и посмотрите, что произойдет: она упадет. Если же мы согнемся, мы не потеряем равновесие. Почему? Наши мышцы активно работают: они перемещают наше тело назад, образуя тем самым противовес движению вперед. Это происходит автоматически, без сознательных усилий с нашей стороны. Наш мозг (наша центральная нервная система) управляет работой мышц, упреждая все сознательные движения.
Независимо от того, чтó воздействует на наше равновесие: внешние условия или наши собственные побуждения, мышцы всегда готовы при необходимости удержать наше равновесие. Они делают это с минимальными усилиями и не получая от нас сознательных команд. Специальный орган в нашем среднем ухе, небольшие рецепторы в суставах и коже, а также наше зрение воспринимают информацию о положении нашего тела и посылают ее мозгу, где она обрабатывается и после передается мышцам. Наша устойчивость зависит от того, насколько слаженно работают звенья этого процесса – все вместе и каждое по отдельности.
Если сенсорный импульс или информация, которую мы получаем, недостаточны, мы будем балансировать хуже, чем могли бы в другом случае. Попробуйте удержать равновесие, стоя на одной ноге, сначала с открытыми глазами, а затем с закрытыми, и посчитайте, сколько секунд вы можете удержать равновесие в том и другом случае. Я уверена, что у вас получится лучший результат с открытыми глазами. Это демонстрирует важность зрения для равновесия и объясняет, почему человек с хорошим зрением лучше удерживает равновесие, чем слепой или слабовидящий человек. Так же, когда мы осматриваемся в спокойной обстановке, нам легче удерживать равновесие, чем когда мы смотрим на двигающиеся объекты или людей.
Человек с недостаточной мышечной координацией не может удерживать равновесие так же хорошо, как сильный человек с хорошей координацией. Это объясняет, почему пожилые люди чаще теряют равновесие и падают, чем молодые и сильные.
Равновесие у детей с ДЦП
Детям с ДЦП тяжело удерживать равновесие. Насколько у них нарушена эта способность, варьируется от ребенка к ребенку. Есть несколько возможных причин, по которым возникают проблемы с равновесием:
1. Недостаточно слаженная и скоординированная работа мышц, необходимая для удержания равновесия.
2. Патологические рефлексы.
3. Мозг может не перерабатывать должным образом информацию о положении тела в пространстве и/или не посылать информацию, необходимую мышцам для соответствующей реакции.
Все перечисленные проблемы могут в той или иной степени комбинироваться.
Некоторые дети с ДЦП неспособны распознать ситуацию, в которой существует опасность падения. Другие, напротив, ощущают положение своего тела и, боясь упасть, начинают избегать занятий, требующих навыков удержания равновесия. Оказавшись в ситуации, когда они могут потерять равновесие, такие дети реагируют неадекватно, подвергая тем самым себя еще большей опасности.
Навыки удержания равновесия появляются, как и навыки крупной моторики, от головы к пальцам ног. По мере развития дети сначала учатся удерживать в равновесии голову и корпус, чтобы сидеть; затем голову, корпус и бедра, чтобы стоять на коленях; и в конце концов все тело, чтобы стоять на ногах. У детей с ДЦП развиваются навыки удержания равновесия в той же последовательности.
Удержание равновесия зависит от их опыта и функционирования нервной системы и мышц. Человек, который долго тренировался стоять на одной ноге, например балерина или гимнаст, лучше удерживает равновесие, чем человек, который не тренировался это делать. Это звучит логично, хотя ученые раньше подвергали это сомнению. В наше время доказано, что опыт имеет значение и даже требуется для развития навыков удержания равновесия. Это верно для обычно развивающихся детей и для детей с ДЦП. Недавние исследования показали, что дети с ДЦП улучшают равновесие в положении стоя в результате регулярной отработки этого навыка (Шамвэй‑Кук, 2003 и 2005).
Учитывая то, как сложно для детей с ДЦП отработать навыки удержания равновесия, нам необходимо предоставить им лучшие возможности и много времени для практики.
Тренировка равновесия
В ходе отработки равновесия ребенок работает в основном самостоятельно, без вашей физической помощи. Лучше всего не трогать его, если только указания этого не требуют. Ваша работа заключается в том, чтобы подстраховывать его сбоку и обеспечить его безопасность. Если ребенок потеряет равновесие, вам нужно быть рядом, чтобы подхватить его, не дать ему упасть и удариться. Не стойте позади ребенка в ходе упражнений по отработке равновесия. Это даст ему ложное чувство безопасности, которое увеличит риск падения, когда он попробует выполнить то же упражнение самостоятельно в другой раз. Если ситуация требует, чтобы вы стояли позади ребенка, убедитесь, что его внимание обращено на что‑то, что находится впереди.
Безопасность имеет огромное значение. Вам нужно предотвратить возможное падение ребенка. Когда он пробует что‑то новое и сложное, стойте совсем рядом. Будьте готовы быстро и спокойно поддержать его в случае необходимости.
Внимательно наблюдайте. Положение ребенка и его движения подскажут вам, когда он находится в безопасности, а когда ему может понадобиться срочная помощь. Чем больше вы работаете с ребенком, тем лучше вы будете определять эти признаки. Вы сможете оценивать его прогресс и узнаете, когда он настолько научится удерживать равновесие, что вы сможете отойти в сторону и предоставить ему возможность попрактиковаться самостоятельно.
Будьте терпеливы. Упражнения на удержание равновесия сложнее, чем могут показаться. Множество повторений простых заданий разовьет в ребенке уверенность. Если вы видите, что задание кажется вашему ребенку слишком сложным и вызывает у него отрицательные эмоции, упростите его или вообще отмените, пока у вас не появится возможность посоветоваться с физиотерапевтом.
Вам нужно понимать, что равновесие легче удерживается в спокойной обстановке, где нет движущихся объектов и отвлекающих факторов. Спокойная, расслабленная сосредоточенность поможет ребенку овладеть новым навыком на удержание равновесия. После того как он обретет уверенность в выполнении этого навыка, пусть покажет его в присутствии других людей. Учась справляться с отвлекающими факторами, он закрепит новый навык.