Государственная система обеспечения единства измерений.

Решение важнейших научно-технических задач, в том числе проблемы обеспечения качества продукции, в значительной степени зависит от достижения единства и достоверности измерений.

В первом параграфе отмечалось, что единство измерений – состояние измерительного процесса, при котором результаты всех измерений выражаются в одних и тех же узаконенных единицах измерения и оценка их точности обеспечивается с гарантированной доверительной вероятностью. В применявшихся до недавнего времени сравнительно простых методах измерений погрешность результатов измерений почти полностью определялась погрешностями средств измерений. Поэтому для достижения единства измерений было достаточно обеспечить единообразие средств измерений, то есть такое состояние средств измерений, когда они проградуированы в узаконенных единицах измерений, а их метрологические свойства соответствуют нормам.

Существуют принципы обеспечения единства измерений, к основным из которых относятся:

  • применение только узаконенных единиц физических величин;
  • воспроизведение физических величин с помощью государственных эталонов;
  • применение узаконенных средств измерений, которые прошли государственные испытания и которым переданы размеры единиц физических величин от государственных эталонов;
  • обязательный периодический контроль через установленные промежутки времени характеристик применяемых средств измерений;
  • гарантия обеспечения необходимой точности измерений при использовании поверенных средств измерений и аттестованных методик выполнения измерений;
  • использование результатов измерений только при условии оценки их погрешности с заданной вероятностью;
  • систематический контроль за соблюдением метрологических правил и норм, государственный надзор и ведомственный контроль за средствами измерений.

Для реализации этих принципов созданы необходимые правовая, научная, техническая и организационная основы.

Из необходимости обеспечения единства и требуемой точности измерений формулируются задачи метрологического обеспечения всех видов метрологической деятельности на общегосударственном и ведомственном уровнях.

К основным задачам метрологического обеспечения относятся:

  • проведение анализа состояния измерений, разработка и осуществление мероприятий по совершенствованию метрологического обеспечения;
  • установление рациональной номенклатуры измеряемых параметров и оптимальных норм точности измерений, внедрение современных методик выполнения измерений, испытаний и контроля;
  • внедрение стандартов, регламентирующих нормы точности измерений;
  • проведение метрологической экспертизы нормативно-технической, конструкторской и технологической документации;
  • поверка и метрологическая аттестация средств измерений;
  • контроль за производством, состоянием, применением и ремонтом средств измерений.

Государственная система обеспечения единства измерений является нормативно-правовой основой метрологического обеспечения научной и практической деятельности в части оценки и обеспечения точности измерений. Она представляет собой комплекс нормативно-технических документов, устанавливающих единую номенклатуру, способы представления и оценки метрологических характеристик средств измерений, правила стандартизации и аттестации выполнения измерений, оформления их результатов, требования к проведению государственных испытаний, поверки и экспертизы средств измерений.

Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, подведомственное Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации[1].

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

К компетенции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии[2] относятся:

- организация экспертиз и подготовка заключений по проектам федеральных целевых программ, а также межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ;

- экспертиза проектов национальных стандартов;

- проведение в установленном порядке испытаний средств измерений в целях утверждения их типа и утверждение типа средств измерений;

- проведение в установленном порядке поверки средств измерений в Российской Федерации;

- руководство деятельностью Государственной метрологической службы, Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

- принятие программы разработки национальных стандартов;

- утверждение национальных стандартов;

- введение в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;

- проведение в установленном порядке работ по аккредитации в установленной сфере деятельности;

- организационно-методическое руководство работами по созданию федеральной системы каталогизации для федеральных государственных нужд;

- определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений;

- отнесение в установленном порядке технического устройства к средствам измерений и установление интервалов между поверками средств измерений;

- межрегиональная и межотраслевая координацию деятельности в области обеспечения единства измерений, координация проведения работ по аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия, и координация деятельности по развитию системы кодирования технико-экономической и социальной информации;

- ведение единой информационной системы по техническому регулированию;

- ведение государственного реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению единства измерений;

- ведение государственного реестра утвержденных типов средств измерений;

- ведение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;

- взаимодействие в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

- лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, а также функции по государственному метрологическому контролю и надзору до внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации.

Единство измерений достигается точным воспроизведением, хранением установленных единиц физических величин и передачей их размеров всем рабочим средствам измерений с помощью эталонов и образцовых средств измерений. Высшим звеном в метрологической цепи передачи размеров единиц измерений являются эталоны. Технической основой государственной системы обеспечения единства измерений является государственная эталонная база России. Эталонная база России состоит из 120 государственных первичных и специальных эталонов.

Особое значение для государственного обеспечения единства измерений в Российской Федерации имеют единицы величин Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам, рекомендованные Международной организацией законодательной метрологии.

Наименования, обозначения и правила написания единиц величин, а также правила их применения на территории Российской Федерации устанавливает Правительство Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных актами законодательства Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации могут быть допущены к применению наравне с единицами величин Международной системы единиц внесистемные единицы величин.

В качестве исходных для воспроизведения и хранения единиц величин с целью передачи их размеров всем средствам измерений данных величин на территории Российской Федерации используются государственные эталоны единиц величин. Данные эталоны являются исключительной федеральной собственностью и представляют собой эталоны единиц величин, признанных решением уполномоченного на то государственного органа в качестве исходного на территории Российской Федерации.

Непосредственным обеспечением единства измерений на территории страны занимаются метрологические службы, к числу которых относится Государственная метрологическая служба и иные государственные службы обеспечения единства измерений.

Государственная метрологическая служба находится в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и включает:

а) государственные научные метрологические центры;

б) органы Государственной метрологической службы на территории республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга.

Государственные научные метрологические центры несут ответственность за создание, совершенствование, хранение и применение государственных эталонов единиц величин, а также за разработку нормативных документов по обеспечению единства измерений.

Органы Государственной метрологической службы осуществляют государственный метрологический контроль и надзор на территориях республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга.

Государственные органы управления Российской Федерации, а также предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, создают в необходимых случаях в установленном порядке метрологические службы для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений и для осуществления метрологического контроля и надзора.

Наши рекомендации