Культурно-биологическая (универсальная) природа человека.

На земле существуют два способа жизнедеятельности:

1. Культурный

2. Биологический

Фундаментальную роль в возниконовении и формировании культуры играют способы человеческой жизнедеятельности.

В частности, человек порождает различные знаково-символические системы, и стереотипы поведения задаются культурными образцами.

Мы можем говорить об особом способе поведения человека и его жизнедеятельности.

Человек создал особое окружение, или «вторую природу» -- культуру.

Таким образом, на основе двух типов жизнедеятельности выделяются особенности культурного и биологического способов жизнедеятельности.

На основе сопоставления двух способом можно определить природу человека.

Когда говорят о двух способах, говорят о двух способах:

1. Инстинктивно-биологический способ
При этом типе жизни доминируют врождённые стереотипы поведения. Характер деятельности животного определяется анатомо-физиологическими особенностями его организма.

Строение организма так же предопределяет животное к существованию на определённой территории и в определённом климатическом поясе.
В действиях животных решающую роль играют инстинкты.
Инстинкт – наследственно закреплённые реакции на внешние события.
Они обеспечивают выживание и сохранение популяции.

Принципиальная особенность заключается в том, что условия окружающего мира постоянно меняются, особенно в результате человеческой деятельности. Для того, чтобы приспособиться к изменяющимся условиям, животное изменяет свой организм.

Обычно, деятельность животного описывается по принципу
Стимул -> Реакция.
Мы не можем расценивать инстинктивно-биологический тип жизни как низший, по сравнению с культурным.
«Многие животные виды прошли более длительный путь эволюции, чем человек».

Пример выживания и адаптации из мира животных:
Летучие мыши при охоте на бабочек используют ультразвуковую эхолокацию. Исследования привели к тому, что у бабочек были обнаружены способности улавливать и ускользать от ультразвуковых сигналов, либо создавать помехи для сонара летучей мыши.

В рамках биологического типа жизни начали формироваться предпосылки для формирования человеческого типа жизни.

Например, особенности группового поведения и организации коллективного взаимодействия.

2. Культурно-целесообразный (человеческий)
Исследователи отмечают, что анатомо-физиологическое строение организма человека не предопределяет его к одному виду деятельности.
Человек может осваивать самые различные способы деятельности. Он может проживать на самых различных территориях и в различных климатических поясах. Человек даже способен выходить в космос.

Отсюда говоря, человек есть существо универсальное по своей природе.

Человек становится человеком только при наличии культурного окружения и в процессе общения с другими людьми. При отсуствии этих факторов у человека может не реализоваться даже его биологическая (генетическая) программа.

На протяжении культурной истории человека, (от 40 000 лет), человек остаётся органически неизменным. То есть новых видов человека не возникло.

Приспосабливаясь к окружающему миру, человек изменяет не своё биологическое тело, а свою «вторую природу», культуру.

Человек создал многообразие способов деятельности, которое нашли воплощение в культуре.

Специфические черты человеческой деятельности:
1. Деятельность человека опосредована. Т.е. предполагает наличие ряда посредников.
Человек <–> Природа: человек создаёт посредников: орудия труда, оружие, одежда, жилище, сельское хозяйство.
Человек <–> Человек: речь, слова, культурные навыки, образы.
Сам мир культуры может быть представлен как совокупность культурных институтов. (Человек <–> Культура).

2. Деятельность человека не подчиняется модели «Стимул à Реация». Вся деятельность человека опосредована мышлением.

Мышление – сознательное действие сообразно цели.
Цель формируется идеальным образом в виде замысла, намерения, чертежа, плана.

Сеченов определял мышление как «Заторможенный рефлекс».

Именно идеально-планирующий характер деятельности определяет возможность существования культуры.

Условия возможности существования культуры:

«Опредметчивание» -- человеческиий замысел может быть воплощен в материальном предмете.
Подтверждённая гипотеза учёного может стать теорией.

«Распредметчивание» -- способность читать символы, осмысливать результаты человеческой деятельности.


Вывод: культурный тип деятельности каждый раз самопорождается при вхождении человека в культуру. Иначе говоря, человек рождается дважды: первый раз – физически, второй раз – духовно.

Культурный тип деятельности это основа существования духовной кульутры в целом: искусства, науки и т. д.

Наши рекомендации