Опираясь на закон достаточного основания, определите, в каком из умозаключений вывод не обоснован.
1. Поляков изучает логику, так как он студент, а все студенты изучают логику.
2. Д. не занимался спекуляцией, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности.
3. М. обязан явиться в суд и дать правдивые показания, так как он вызван в качестве свидетеля.
4. Определите, требования какого формально-логического закона выражены в следующем положении: «Суждение может быть либо утвердительным, либо отрицательным»:
1. Непротиворечия
2. Тождества
3. Исключенного третьего.
Тема 8. Умозаключение как форма мышления
1. Выберите правильный вариант превращения суждения: «Ни одна революция не является законным действием».
1. Ни одна революция не является незаконным действием.
2. Все революции являются незаконными действиями.
3. Все революции являются законными действиями.
2. Выберите правильный вариант обращения суждения: «Некоторые государства – федерации».
1. Некоторые федерации – государства.
2. Все федерации – государства.
3. Некоторые федерации не являются государствами.
3. Выберите правильный вариант преобразования суждения «Некоторые слоны не живут в Африке» путем противопоставления предикату.
1. Некоторые слоны живут не в Африке.
2. Некоторые не живущие в Африке являются слонами.
3. Некоторые живущие в Африке не являются слонами.
4. Определите разновидность и правильность умозаключения: «Некоторые интеллигенты занимаются бизнесом. Значит, некоторые бизнесмены являются интеллигентами».
1. Правильное обращение
2. Неправильное обращение
3. Правильное противопоставление предикату
5. Выберите формулу, соответствующую условно-категорическому умозаключению «Если приговор не обоснован, то он будет отменен. Данный приговор отменен. Следовательно, он не обоснован».
1. 2. 3.
6. Выберите формулу, соответствующую разделительно-категорическому умозаключению «Обвиняемый может быть или исполнителем, или организатором преступления. Сидоров признан организатором преступления. Значит, он не исполнитель».
1.
2.
3.
7. Выберите формулу, соответствующую условно-разделительному умозаключению «Если наука дает полезную информацию, то она заслуживает внимания. Если наука упражняет ум, то она заслуживает внимания. Любая из наук или дает полезную информацию, или упражняет ум. Следовательно, наука заслуживает внимания».
1.
2.
3.
8. Выберите заключение, следующее из посылок: «Все рыбы дышат с помощью жабр. Все рыбы живут в воде. Значит, ….
1. Некоторые животные, которые живут в воде, дышат с помощью жабр
2. Некоторые животные, дышащие с помощью жабр, не рыбы
3. Ни одно животное, живущее в воде, не может дышать жабрами
9. Определите фигуру и модус силлогизма: «Ни один взяточник не честен. Некоторые бюрократы не являются взяточниками. Некоторые бюрократы являются честными людьми».
1. I фигура, модус EII 2. II фигура, модус EOI
3. I фигура, модус EOI
10. Определите, какой силлогизм правильно восстановлен из энтимемы «Историю необходимо изучать, так как она помогает понять настоящее».
1. Все, что помогает понять настоящее, необходимо изучать. История помогает понять настоящее. Значит, историю необходимо изучать.
2. Все, что помогает понять настоящее, необходимо изучать. Историю необходимо изучать. Значит, история помогает понять настоящее.
3. Историю необходимо изучать. История помогает понять настоящее. Значит, все, что помогает понять настоящее, необходимо изучать.