Самостоятельная игра в положении лежа на спине
Пусть ребенок играет лежа на спине, как описано в главе 7. Когда он выкажет интерес к игре с игрушками, начните подвешивать их немного выше. Это подтолкнет ребенка к распрямлению локтей во время игры.
Весовая нагрузка на «большие руки»
Полное распрямление обеих рук – хороший навык, но способность держать их прямо при принятии на них веса – еще полезнее. Физиотерапевты отрабатывают весовую нагрузку на обе руки самыми разными способами. Они работают на полу, на валиках, на гимнастических мячах, на клине и могут даже использовать подвесное оборудование. Они выбирают оборудование так, чтобы ребенку было легче, интереснее, необычнее или просто веселее принимать вес на распрямленные руки. Физиотерапевт даст вам индивидуальные рекомендации для работы дома, исходя из потребностей вашего ребенка.
Раскачиваемся на «больших руках»
1. Ваш ребенок лежит на животе, желательно на высоко расположенной поверхности – например, на пеленальном столике или на жесткой постели, лицом к вам.
2. Удерживая верхнюю часть рук вашего ребенка и его плечи, помогите ему приподняться, распрямить локти и принять вес на руки.
3. Ослабьте поддержку. Желательно придерживать только за локти, причем как можно меньше, и при этом слегка раскачивайте ребенка из стороны в сторону (рис. 8.8 ). Говорите с ним во время упражнения.
Выполняйте упражнение несколько раз в день.
Раскачивающееся движение вызывает легкий перенос веса тела с одной руки на другую. Это облегчает упражнение и одновременно делает его более эффективным и приближенным к реальной жизни.
Если ваш ребенок старше и крупнее, подложите ему под грудь свернутое пляжное полотенце, жесткую или U‑образную подушку. С приподнятой грудью на руки приходится меньший вес, и распрямлять их легче.
Рис. 8.8
ВНИМАНИЕ : если мышцы рук вашего ребенка слабы или спастичны, ваш физиотерапевт, возможно, порекомендует вам надеть на ребенка мягкие налокотные лонгеты в ходе этого и следующих двух упражнений.
Топ, топ на «больших руках»
Следующие два упражнения похожи на предыдущее и делаются в том же положении. Когда ваш физиотерапевт решит, что ребенок к ним готов, можете добавить их к тренировкам после упражнения «Раскачиваемся на больших руках» (см. с. 125).
Первое упражнение требует от вашего ребенка ненадолго, но полностью переносить вес с одной руки на другую. Оно помогает ему отрабатывать движения рук, необходимые для ползания. Позже, когда ваш ребенок будет готов к ползанию, эти тренировки очень ему помогут.
1. Поместите ребенка на живот.
2. Придерживая верхнюю часть рук вашего ребенка и его плечи, помогите ему приподняться, распрямить локти и принять вес на руки.
3. Говорите с ребенком, побуждая его поднять голову и чувствовать себя уверенно и в безопасности.
4. Затем помогите ему наклониться в сторону правой руки. Теперь поднимите его левую руку на пару сантиметров от поверхности и позвольте ей опуститься вниз – топ (рис. 8.9 ). Помогите ему наклониться в сторону левой руки, поднимите его правую руку на пару сантиметров от поверхности и позвольте ей опуститься вниз – топ.
Рис. 8.9
Повторите 10 раз, выполняя по несколько подходов в течение дня.
Приземление на «большие руки»
Это упражнение отрабатывает быструю реакцию мышц плеч и рук, особенно трицепсов. Оно усилит трицепсы и запустит немедленную мышечную активацию. Быстрая реакция от трицепсов удерживает локоть распрямленным, когда вы падаете вперед. Приземления на «большие руки» – ранняя тренировка безопасных падений с помощью вытянутых рук.
1. Возьмите за основу предыдущее упражнение, но поднимайте не по одной руке, а сразу обе примерно на 5 см от поверхности, а затем позвольте обеим рукам опуститься обратно. Остановитесь (рис. 8.10, а и б ).
2. Выполните упражнение еще раз.
Делайте 10 повторений по несколько раз в день.
Рис. 8.10
Когда ваш ребенок привыкнет к упражнению, попытайтесь поднять его руки чуть повыше и отпустить. Если ладони сжимаются в кулаки при приземлении или выворачиваются, уменьшите высоту.
ВНИМАНИЕ : это упражнение поможет ребенку, только если вы будете делать его ежедневно в течение нескольких недель. Если же выполнять его время от времени, большого толку не будет.
Приведенный ниже комплекс «Зарядка плечо – рука» поможет сделать упражнения веселее и для вас, и для ребенка.
Зарядка плечо – рука
Этот комплекс предназначен для ребенка, который пока еще не может удерживать себя в положении на четвереньках. Спросите физиотерапевта, готов ли ваш ребенок к такой зарядке. Она комбинирует описанные выше упражнения в комфортной последовательности.
1. Включите приятную для вас и ребенка музыку.
2. Поместите ребенка на живот на удобную жесткую поверхность.
3. Сядьте перед ребенком или встаньте на колени, чтобы выполнить следующие упражнения.
Раскачивание на руках:
• Раскачиваемся и дотягиваемся.
• Раскачиваемся на «больших руках».
• Топаем «большими руками».
• Приземляемся на «большие руки».
• Упражнение «Плечо – локоть – кисть».
Начните выполнять упражнения в медленном темпе, каждое повторяйте по 4–6 раз. Пусть это будет весело для ребенка. Прекратите выполнение, если ребенок жалуется или капризничает. Когда ребенок привыкнет к упражнениям, повторяйте их большее количество раз. Делайте зарядку по два раза каждый день.
Часто задаваемые вопросы
Когда моя дочь играет на животе, она всегда использует левую руку. Ее физиотерапевт хочет, чтобы я подтолкнула ее к использованию и правой руки тоже. Но каждый раз, когда она пытается дотянуться правой рукой, она опрокидывается на бок. Почему это происходит и что я могу сделать, чтобы помочь ей?
Хоть ваша дочь хорошо играет левой рукой, мышцы верхней части ее левой руки и плеча слабы. Когда Сьюзан пытается дотянуться правой рукой, вес верхней части ее тела приходится на левый локоть и предплечье. Если мышцы ее руки недостаточно сильны и координированы, ее локоть распрямляется – и из‑за этого она опрокидывается на бок.
Девочке помогут ежедневные тренировки на животе с дотягиванием (см. с. 119). Выполняя это упражнение, всегда придерживайте ее левую руку и давайте ей тянуться правой рукой. Еще один способ предотвратить опрокидывание на бок – стабилизировать левый локоть, подставив к нему мешочек с песком. Также можно подложить малышке под грудь свернутое валиком полотенце, как продемонстрировано в занятии «Самостоятельная игра с игрушками на животе» (см. с. 119).
Прежде чем приступить к упражнениям, поговорите с физиотерапевтом девочки и следуйте его рекомендациям.
Мой сын может приподняться на «больших руках», но не может опираться на предплечья и играть лежа на животе. Почему так происходит и что мне делать?
Некоторые дети с ДЦП демонстрируют патологические рефлексы в положении лежа на животе или при наклоне вперед. Когда они поднимают голову или запрокидывают ее, обе их руки напряженно вытягиваются вперед; когда они опускают голову, обе руки сгибаются и притягиваются к груди, в результате чего могут застрять под их телом. Видимо, ваш сын демонстрирует подобный рефлекс, когда приподнимается на вытянутых руках. Он не может двигать руками в сторону, переносить вес и ненадолго приподнять одну руку. Он использует все мышцы рук сразу только для того, чтобы остаться в этом положении.
Малышу нужно научиться сгибать и распрямлять локти, не двигая при этом головой. Ему нужно научиться тянуться одной рукой и обеими руками. Лучше всего он научится этому в положении лежа на боку или в положении сидя с поддержкой. Ежедневные отработки упражнений «Плечо – локоть – кисть», «Раскачиваемся на руках» и «Раскачиваемся и дотягиваемся» могут помочь ему, но не начинайте их самостоятельно – работайте под наблюдением физиотерапевта: он хорошо знает вашего ребенка, и как команда вы будете действовать наиболее эффективно.
Нашей дочери четыре года, и она все еще чувствует себя некомфортно, лежа на животе. Мы с мужем считаем, что это уже не изменится, и не видим смысла в выполнении упражнений в положении лежа на животе. Однако наш физиотерапевт все равно их рекомендует. Почему?
И у вас, и у вашего физиотерапевта аргументированные точки зрения. Если девочке не нравится лежать на животе, возможно, она никогда не сможет играть в этом положении самостоятельно. И тем не менее, если она не возражает, когда ее тело приподнято – благодаря валику или вашей поддержке, – ежедневная игра в таком положении будет ей очень полезна. Она укрепит мышцы спины, шеи, плеч и рук, что в дальнейшем поможет ей увереннее сидеть и освоить разные моторные навыки, которым ей еще предстоит научиться.
Я дошкольный педагог специального образования и считаю, что одному из моих учеников будут полезны упражнения из этой главы. Стоит ли мне сказать об этом школьному врачу или физиотерапевту?
Да, я уверена, что физиотерапевт оценит вашу инициативу. Спланируйте вместе с ним удобное время, в которое он мог бы вам показать, как работать с вашим учеником.
Я чувствую себя очень неуверенно в этой области. Я не специалист в физиотерапии. Разве не будет лучше, если все упражнения будет выполнять физиотерапевт?
Нет. Это простые упражнения. Вы запросто можете их делать по рекомендации вашего терапевта и после того, как он вас им обучит. Физиотерапевт может делать эти упражнения всего раз в неделю. Гораздо лучше, если вы будете их делать каждый день – а то и два раза в день.
Но это же рекомендации для выполнения упражнений на дому. Не будет ли это вмешательством в то, что родители делают с ребенком дома?
Рада, что вы подняли этот вопрос. Да, родители должны знать о том, что вы выполняете с их ребенком упражнения во время учебного дня. Скорее всего, они будут этому очень рады и благодарны вам.