Методическое и наглядное обеспечение занятия

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К практическому занятию

Для студентов 2 курса

По специальности педиатрия

Дисциплина: Введение в специальность

Тема: «лабораторная и инструментальная диагностика в педиатрии».

Саратов 2012

Тема: Лабораторная и инструментальная диагностика в педиатрии.

1. Место проведения: учебная комната кафедры госпитальной педиатрии, педиатрическое отделение

2. Продолжительность: 3 часа (из них самостоятельная работа 50 минут)

3. Цель занятия: изучить основные методы лабораторной и инструментальной диагностики в педиатрической практике.

4. Мотивационная характеристика занятия:

Использование различных методов лабораторной и инструментальной диагностики играет важную роль в правильной постановке диагноза. Ознакомление с основными диагностическими методиками позволяет студентам легче ориентироваться при дальнейшем изучении педиатрических дисциплин.

В результате занятия

Студент должен знать:

§ Основные методы лабораторной диагностики, используемые в педиатрической практике; цель назначения данных обследований

§ Основные методики, применяемые в инструментальной диагностике; цель назначения обследований

Студент должен уметь:

§ Ориентироваться в анализах крови, выделять в них основные патологические синдромы

§ Ориентироваться в анализах мочи, выделять в них основные патологические синдромы

§ Ориентироваться в анализах кала, выделять в них основные патологические синдромы

Студент должен ознакомиться:

§ С особенностями работы следующих диагностических служб: кабинетов рентгенологической, эндоскопической, ультразвуковой диагностики

§ С особенностями работы клинической лаборатории

§ С особенностями работы кабинета функциональной диагностики

6. Графологические схемы, таблицы, учебные элементы.

Лабораторная диагностика включает в себя исследование различных сред организма. Возможно исследование крови, мочи, кала, желудочного и дуоденального содержимого, пота, слюны, секретов половых желез.

Исследования крови включают в себя общий анализ крови, биохимический анализ крови, серологические исследования сыворотки крови, бактериологическое исследование крови. Общий анализ крови включает в себя анализ содержания в форменных элементов крови (эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов), а также анализ таких показателей, как СОЭ, Hb, время свертывания крови и длительность кровотечения. Содержание эритроцитов снижается при различного генеза анемиях, которые могут носить приобретенный или врожденный характер. При данной патологии в эритроцитах может снижаться содержание Hb (гипохромная анемия), либо не изменяться (нормохромная анемия). Возможно изменение формы эритроцитов (ретикулоцитоз, пойкилоцитоз). Содержание лейкоцитов может повышаться (лейкоцитоз) или снижаться (лейкопения) при большом количестве заболеваний. Это возможно при инфекционных заболеваниях, опухолевых процессах, в том числе и при злокачественных заболеваниях крови, при аутоиммунной патологии. Тромбоциты ответственны за процессы свертывания крови. Снижение их содержания (тромбоцитопения) встречается при определенной гематологической патологии. В общем анализе крови очень важен такой показатель, как СОЭ. Данный показатель характеризует реологические свойства крови и увеличивается при воспалительных процессах различного генеза, а также при онкологической патологии.

Биохимический анализ крови позволяет оценить содержание в ней электролитов (ионов натрия, калия, хлоридов, бикарбонатов, кальция, фосфатов, иона водорода). Электролиты играют жизненно важную роль для человеческого организма, и изменение их содержания приводит к нарушению жизненно важных функций. В биохимическом анализе оценивается содержание протеинов и их фракций (альбумины, глобулины). Изменение соотношения белковых фракций называется диспротеинемией и наблюдается при воспалительной патологии различного генеза (изменение глобулиновых фракций), потере белка, нарушении функции печени, в которой синтезируются альбумины. В анализе крови исследуют азотсодержащие вещества (креатинин, мочевина), которые повышаются при нарушении функции почек. В биохимическом анализе крови определяется содержании е различных ферментов. Функцию печени характеризуют щелочная фосфатаза, АсТ, АлТ, при ее патологии содержание этих показателей повышается. Ферменты поджелудочной железы (амилаза, липаза) повышаются при заболеваниях этого органа. Функцию печени также характеризует содержание билирубина ( прямой и непрямой фракций), При заболеваниях печени данный показатель повышается. Особенности углеводного обмена в первую очередь характеризуются содержанием глюкозы. Газовый состав крови в данном анализе представлен такими показателями, как парциальное давление углекислого газа (рСО2) и парциальное давление кислорода (рО2). Данные показатели изменяются при наличии в организме гипоксии. В крови также анализируется содержание липидов (холестерин, фосфолипиды, триглцериды, липопротеины). Эти показатели изменяются при нарушении жирового обмена.

Коагулограмма - это анализ, характеризующий систему гемостаза. Основными показателями этого анализа являются гепарин, протромбин, фибриноген. Изменения этих показателей может свидетельствовать о наличии гиперкоагуляции или гипокоагуляции.

Серологическая диагностика предполагает определение в сыворотке крови антител к различным инфекционным и неинфекционным агентам. Данные исследование помогают в диагностике большого количества заболеваний. Бактериологические исследования включают посев крови на различные среды с целью выявления бактериемии при ряде инфекционной патологии.

Анализы мочи. В общем анализе мочи анализируется удельный вес, который характеризует концентрационную способность почек. Учитывается реакция мочи, содержание в моче желчных пигментов (появляются при заболеваниях печени). В моче анализируется содержание белка (появляется при поражении почечных клубочков), сахара (появляется при сахарном диабете, заболеваниях почек). Мочевой осадок предполагает анализ содержания лейкоцитов (лейкоцитурия), эритроцитов (гематурия), цилиндров (цилиндрурия). Лейкоцитурия является признаком воспалительной патологии мочевыделительной системы. Гематурия может быть представлена выщелоченными эритроцитами ( патология клубочков и канальцев почек) и свежими эритроцитами (мочекаменная болезнь, инфекция мочевыводящей системы). Цилиндрурия встречается при различных формах нефритов. В мочевом осадке могут присутствовать бактерии, которые появляются при инфекции мочевыделительной системы или при нарушении правил сбора мочи. Содержание лейкоцитов, эритроцитов и цилиндров оценивается также в накопительных пробах (проба Нечипоренко, Амбурже, Аддиса-Каковского).

Биохимический анализ мочи включает в себя исследование суточной экскреции различных солей (оксалатов, фосфатов, уратов, кальция). Нарушения этих показателей возможно при нарушении обмена веществ, заболеваниях почек.

Бактериологическое исследование мочи включает посев мочи на различные микробиологические среды. Высев микроорганизмов называется бактериурией и встречается при инфекционных заболеваниях мочевыделительной системы.

Функциональные пробы почек. Моча по Зимницкому исследует диурез пациента (соотношение выпитой и выделенной жидкости) и суточные колебания удельного веса мочи. Изменения этой пробы возникает при нарушении функции почек (почечная недостаточность). Функциональная способность почек определяется также при проведении пробы Реберга (исследование клиренса эндогенного креатинина).

Исследование кала. Копрограмма включает анализ консистенции, цвета, запаха кала, наличии в нем патологических примесей (слизь, гной, прожилки крови). В кале определяется содержание различных непереваренных фрагментов пищи (крахмал, мышечные волокна, нейтральный жир, жирные кислоты, омыленные жиры). Повышенное содержание этих веществ свидетельствует о патологии пищеварительной системы (заболевания печени, поджелудочной железы, тонкий кишечник). Наличие в кале повышенного содержания лейкоцитов свидетельствует о наличии воспалительного поражения толстого кишечника. Эритроциты в кале могут определяться наличием воспалительных заболеваний толстой кишки, опухолевой патологии, трещин прямой кишки.

Бактериологическое исследование кала. Бактериологический анализ – это исследование кала с целью выявления в нем основных возбудителей кишечных инфекций. Исследование кала на дисбактериоз помимо выявления патогенной флоры исследует также количественное содержание нормальной микрофлоры кишечника и наличие условно-патогенной флоры. Данный анализ характеризует кишечный гомеостаз и может изменяться при различных заболеваниях, а также на фоне антибактериальной терапии.

Ультразвуковая диагностика основана на использовании импульсного отражения ультразвука. Данный инструментальный метод очень широко используется в педиатрической практике. С помощью этого исследования моно исследовать состояние различных органов и систем. Наиболее часто проводится УЗИ внутренних органов (печени, желчного пузыря, селезенки, поджелудочной железы, почек, мочевого пузыря). При проведении УЗИ паренхиматозных органов определяются размеры органов, их структура (ее усиление, однородность), выявляются признаки воспалительного поражения органов, наличие патологических образований в них. При осмотре желчного пузыря, мочевого пузыря помимо их размера, можно определить толщину их стенки, аномалии их строения, состояние их просвета. УЗИ широко используется при анализе состояния эндокринной системы. Оценивается состояние щитовидной и паращитовидной желез, надпочечников, половых желез (яичников, предстательной железы). Размеры и структура желез позволяют определить наличие в них патологических процессов.

Ультразвуковая диагностика широко используется при выявлении патологии сердечно-сосудистой системы. Проведение пациентам доплер-эхокардиографии можно выявить состояние сердца и магистральных сосудов. При анализе состояния сердца выявляется размер его полостей, состояние клапанов, межпредсердной и межжелудочковой перегородок. Расширение полостей является признаком сердечной недостаточности. Анализ состояния клапанов и перегородок позволяет обнаружить врожденные и приобретенные пороки сердца. Проведение данного обследования также позволяет оценить состояние миокарда, перикарда и эндокарда, наличие в них патологических процессов. По данным обследования высчитывается показатель фракция выброса (ФВ), который свидетельствует о сократительной способности миокарда. Доплеровское исследование позволяет оценить кровоток внутри полостей сердца и магистральных сосудах, оценить состояние магистральных сосудов. Доплер-эхография позволяет дать оценку состояния сосудов не только крупного, но и среднего и мелкого калибров, а также кровоток в них. Это позволяет дать оценку кровообращения в таких органах, как печень, селезенка, почки. Можно анализировать состояние кровотока в сосудах головы, шеи, конечностях.

Метод ультразвуковой диагностики широко используется также в неврологической практике (нейросонография, эхоэнцефалоскопия). Его использование позволяет выявить признаки повышенного внутричерепного давления, структурные изменения мозга, наличие в нем патологических образований (опухоли, кисты).

Рентгенологическая диагностика основана на использовании рентгеновского излучения. Данный вид диагностики широко используется в педиатрической практике в диагностике патологии органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения. Больным проводятся рентгенографические и рентгеноскопические исследования. Широко используется рентгенография органов грудной клетки, при проведении которой оценивается состояние органов средостения (легкие, сердце, вилочковая железа). Данный метод является одним из самых основных при оценке состояния дыхательной системы для выявления ее патологии (пневмонии, плевриты, ателектазы и др.). Рентгенография широко используется для выявления патологии мочевыделительной системы. Для выявления патологии почек применяется внутривенная пиелография, которая позволяет оценить размеры почек, состояние чашечно-лоханочной системы, мочеточников; оценить отток мочи из почек. Для выявления заброса мочи из мочевого пузыря в мочеточники (пузырно-мочеточникового рефлюкса) используется микционная цистоуретрография. Рентгеноскопия предполагает динамическое исследование пациента, при этом во время исследования больной находится за экраном рентгеновского аппарата. Данный метод исследования широко используется для диагностики заболеваний желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы. Исследование желудочно-кишечного тракта начинается с введения больному рентгеноконтрастного вещества (бария), который вводится через рот или ректально. Ректальное введение бария используется для проведения исследования толстого кишечника ирригографии. Введение бария через рот называется рентгеноскопия желудка. При проведении рентгеноскопических методов исследования оценивается состояние слизистой оболочки, признаки воспаления; пассаж бария по желудочно-кишечному тракту, наличие аномалий строения различных отделов желудочно-кишечного тракта.

Эндоскопическая диагностика. Данная диагностика используется для выявления патологии желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, мочевыделения. Фиброгастродуоденоскопия– это исследование пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки; позволяет выявить воспалительные изменение, новообразования, нарушения моторной функции этих отделов желудочно-кишечного тракта. Колоноскопия – это исследование всего толстого кишечника, ректороманоскопия – исследование дистального отдела толстой кишки. Эндоскопическое исследование может сопровождаться проведением биопсии слизистой оболочки с последующим морфологическим и цитологическим исследованием биоптатов. Бронхоскопия – это исследование слизистой оболочки дыхательных путей, выявляет нарушения проходимости дыхательных путей, воспалительную патологию слизистой оболочки, аномалии строения дыхательной системы. Цистоскопия– это исследование слизистой оболочки мочевыводящих путей, позволяет выявить аномалии строении мочевыделительной системы, воспалительные изменения.

Радионуклидная диагностика. Исследования внутренних органов с помощью радиоактивных изотопов (сцинтиграфия) широко используется для определения функциональных нарушений различных органов (печени, почек, щитовидной железы и др.). Данные методы являются высокочувствительными и позволяют выявить структурные и функциональные нарушения внутренних органов на самых ранних этапах их развития.

Функциональная диагностика. Электрокардиография (ЭКГ) – это метод, основанный на регистрации биоэлетрической активности миокарда. Этот метод позволяет выявить нарушение функционирования миокарда предсердий и желудочков. С его помощью выявляются обменные нарушения в миокарде, признаки гипертрофии миокарда, различные нарушения ритма сердца. Для диагностики аритмий используется непрерывное фиксирование импульсов в течение суток (холтеровское мониторирование). На основе ЭКГ разработан метод оценки вегетативного статуса кардиоинтервалография, при проведении которого определяется соотношение парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы. С использованием ЭКГ проводятся также лекарственные пробы, когда оценивается влияние на миокард различных лекарственных препаратов.

Исследование функции внешнего дыхания проводится с использованием различных методов. Самый простой и доступный способ, который может использоваться даже в домашних условиях, – пикфлоуметрия, когда определяется пиковая скорость выдоха. Данный показатель позволяет дать экспресс-оценку состояния функции внешнего дыхания. Более точное представление о типе дыхательной недостаточности можно получить при проведении спирографии, которая позволяет оценить значительно большее количество показателей. Исследования функции внешнего дыхания можно сочетать с введением лекарственных препаратов (бронходилататоров).

Мониторинговое исследование рН (интрагастральная рН-метрия) проводится с целью определения кислотности желудка, а также диагностики такого патологического состояния, как гастроэзофагеальный рефлюкс (заброс кислого содержимого желудка в пищевод), который может приводить к формированию воспалительных изменений в слизистой оболочке пищевода.

Контрольные вопросы для подготовки к занятию.

1. Указать основные виды анализов крови, выделить в них патологические синдромы.

2. Указать основные виды анализов мочи, выделить в них патологические синдромы.

3. Указать основные виды анализов кала, выделить в них патологические синдромы.

4. Выделить основные направления ультразвуковой диагностики, указать ее цели.

5. Выделить основные направления рентгенологической диагностики, указать ее цели.

6. Выделить основные направления эндоскопической диагностики, указать ее цели.

7. Выделить основные направления функциональной диагностики, указать ее цели.

Тестовые задания:

1. Общий анализ крови дает сведения о содержании:

1) Протеинов

2) Эритроцитов*

3) Билирубина

4) Мочевины

2. Снижение содержания лейкоцитов называется:

1) Диспротениемия

2) Гипергликемия

3) Лейкопения*

4) Гипогликемия

3. Снижение содержания альбуминов связано:

1) С нарушением функции печени*

2) С заболеваниями поджелудочной железы

3) С нарушением выведения калия

4) С заболеваниями щитовидной железы

4. В процессе свертывания крови принимают участие:

1) Тромбоциты*

2) Лейкоциты

3) Эритроциты

4) Пойкилоциты

5. О функции почек свидетельствует содержание в крови:

1) Глюкозы

2) Амилазы

3) Билирубина

4) Мочевины*

6. Гематурия это:

1) Повышение содержания лейкоцитов в моче

2) Повышение содержания эритроцитов в крови

3) Повышение содержания эритроцитов в моче*

4) Повышение содержания цилиндров в моче

7. Какая из этих проб исследует функциональную активность почек:

1) Проба Амбурже

2) Проба Зимницкого*

3) Проба Нечипоренко

4) Проба Аддиса-Каковского

8. В копрограмме признаками нарушения пищеварения не являются:

1) Нейтральный жир

2) Жирные кислоты

3) Крахмал

4) Лейкоциты*

8. Содержание самостоятельной работы:

В рамках самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы при подготовке к данной теме студент должен:

-Ознакомиться с работой кабинетов рентгенологической, ультразвуковой, эндоскопической диагностики.

- Ознакомиться с работой кабинета функциональной диагностики и методами обследования, которые там проводятся.

Методическое и наглядное обеспечение занятия

СД диск «Электронная библиотека»

10.Литература:

Основная

1.Пропедевтика детских болезней Капитан Т.В. 2009, М., Медпресс

Дополнительная:

1. Практические навыки педиатра: Практическое пособие/ М.В. Чичко, А.А. Астапов, О.Н.Волкова и др.; Книжный дом, 2005. – 848 с.

Учебно-методические материалы, изданные сотрудниками кафедры

1. А.С.Эйберман, А.Н.Тюрина, Л.С.Кац и др. Самостоятельная аудиторная работа студентов (практическое руководство). Учебное пособие. – Саратов, 2007.

Составитель: ассистент Т.Г.Сухова

«_______»_________________2012г.

Методические указания обсуждены на заседании учебно-методической конференции кафедры протокол № _____от «_____»________________2012__ г.

Наши рекомендации