Понятия как форма мышления.

Понятие – является мысленным отображением в сознании человека общих существенных признаков предметов (явлений, процессов и т.д.). Предпосылкой образования понятий выступает способность нашего мышления сравнивать предметы между собой по различным их признакам. Понятия как бы фотографируют мир в его существенных признаках и служат для различения предметов. Главное для данной формы мысли – отражать общее и в то же время существенное, отличительное, специфическое в этом предмете. Наглядно термин «понятие» можно изобразить так:

Понятие = признак + признак...

Как цельная форма мысли понятие представляет собой единство двух составляющих его элементов: объема и содержания. Объем – структурный элемент понятия, отражающий собой совокупность предметов, обладающих одинаковыми существенными и отличительными признаками. Содержание – элемент структуры понятия, отражающий собой совокупность существенных и отличительных признаков, присущих предмету, явлению (классу предметов, множеству явлении, процессов…). Соотношение между объемом и содержанием понятия определяется законом обратного отношения (З.О.О.). Суть закона: с увеличением содержания понятия его объем уменьшается, а с уменьшением содержания – объем увеличивается.

По качественному признаку (по содержанию) понятия делятся на:

конкретные – понятия о предметах;

абстрактные – понятия о свойствах и отношениях;

абсолютные – самостоятельные безотносительные, не зависят от других понятий;

относительные – в их содержании имеются признаки, указывающие на понятия, с которыми они соотнесены по смыслу и без которых они бессмысленны;

положительные – в них мыслится присутствие определенных признаков;

отрицательные – в них фиксируется отсутствующий признак (отсутствие признака – тоже признак).

По количественному признаку (по объему) понятия делятся на:

общие – понятия, в которых выражаются признаки целого класса однородных предметов, носящих одно и то же наименование;

единичные – понятия, в которых отображаются признаки одного единичного предмета или явления;

нулевые – с нулевым объемом, ибо за ними нет реальных предметов.

Также можно выделить:

Родовые понятия – понятия, которые выражают существенные признаки класса предметов, являющегося родом каких-либо видов. Род – класс предметов, в состав которого входят другие классы, являющиеся видами этого рода.

Видовые понятия – понятия, которые отображают существенные признаки класса предметов, являющегося видом какого-либо рода. Вид – класс предметов, который входит в объем более широкого класса, именуемого родом.

Собирательные понятия – понятия, в которых фиксируются существенные признаки ряда однородных предметов, не по­терявших своей индивидуальности.

Несобирательные понятия – их содержание можно отнести к каждому предмету данного класса.

Понятия образуются в человеческом мышлении одним и тем же алгоритмическим путем, состоящим из пяти мысленных «шагов», которые в логике принято называть методами образования понятий. Логически процесс образования понятия выглядит следующим образом:

1. Анализ(от греч. analysis–разложение) – мысленное разложение предмета на свойственные ему признаки. В определенном отношении можно даже проводить аналогию между анализом и арифметическим действием – делением.

2. Сравнение – мысленное сопоставление различных предметов по выделенным признакам и установление сходства и различия между ними.

3. Синтез (от греч. synthesis – соединение) – мысленное объединение признаков, полученных в ходе анализа и сравнения признаков, в определенную систему.

4. Абстрагирование (от лат. abstractio - отвлечение) – логическая операция, основанная на мысленном выделении существенных признаков исследуемых объектов и отвлечении от несущественных. В итоге остаются лишь общие признаки, одинаковые для всех исследованных элементов класса.

5. Обобщение – завершает образование понятия, приписывая выделенные в ходе абстрагирования существенные признаки всему классу объектов.

5.Основные логические приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

1. Анализ(от греч. analysis–разложение) – мысленное разложение предмета на свойственные ему признаки. В определенном отношении можно даже проводить аналогию между анализом и арифметическим действием – делением.

2. Сравнение – мысленное сопоставление различных предметов по выделенным признакам и установление сходства и различия между ними.

3. Синтез (от греч. synthesis – соединение) – мысленное объединение признаков, полученных в ходе анализа и сравнения признаков, в определенную систему.

4. Абстрагирование (от лат. abstractio - отвлечение) – логическая операция, основанная на мысленном выделении существенных признаков исследуемых объектов и отвлечении от несущественных. В итоге остаются лишь общие признаки, одинаковые для всех исследованных элементов класса.

5. Обобщение – завершает образование понятия, приписывая выделенные в ходе абстрагирования существенные признаки всему классу объектов.

Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий.

Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Например, содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния, противоправность, виновность, наказуемость.

Множество предметов, которое мыслится в понятии, называется объёмомпонятия «совокупность предметов». Объём понятия «преступление» охватывает все преступления (должностные, воинские, хозяйственные), поскольку они имеют общие существенные признаки.

Логика оперирует также понятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество множества») и «элемент класса».

Содержание и объём понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается взаконе обратного отношения между объёмом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объёмом и наоборот. Например, увеличивая содержание понятия «Поэт» путем прибавления существенного признака «современный» перейдем к понятию «современный поэт», которое имеет меньший объём. Увеличивая понятие «учебник по теории государства и права», переходим к понятию «учебник», имеющему меньшее содержание, так как оно не включает в себя признаки, характеризующие учебник по теории государства и права.

Подобное же отношение между объёмом и содержанием имеет место в понятиях «преступление» и «хозяйственное преступление» (первое понятие шире по объёму, но уже по содержанию), «генеральный прокурор» и «прокурор», где первое понятие уже по объёму, но шире по содержанию.

Закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятия лежит в основе логических операций.

Наши рекомендации