Перечень вопросов для подготовки к экзамену. 2. Охарактеризуйте содержание конкретно-научного уровня методологического анализа.
1. Понятие методологии.
2. Охарактеризуйте содержание конкретно-научного уровня методологического анализа.
3. Охарактеризуйте содержание общенаучного уровня методологического анализа.
4. Укажите содержательные аспекты методологии.
7. Укажите формальные аспекты методологии.
8. Охарактеризуйте науковедение как отрасль науки.
5. Значение методологических знаний для профессиональной деятельности магистра.
6. Назовите отличия методологии от теории познания в целом.
7. Покажите три основные позиции рассмотрения науки как
общественного явления.
8. Значение фундаментальных научных исследований.
9. Объясните сущность стиля мышления в научном познании.
10.Раскройте значение в научном познании объективных законов.
11. Назовите и охарактеризуйте критерии научности знания.
12. Назовите способы обоснования полученного знания на эмпирическом и теоретическом уровне.
13.Объясните значение определения в науке, приведите требования к нему.
14. Дайте определение суждения и умозаключения как формы мышления.
15. Укажите условия, необходимые для правильной постановки проблемы.
16. Охарактеризуйте гипотезу как форму научного знания. Укажите условия состоятельности гипотезы.
17. Охарактеризуйте научную идею как форму научного знания.
18.Назовите три основных типа научных теорий.
19. Покажите отличительные особенности описательных, дедуктивных теоретических систем как научных теорий.
20. Раскройте сущность гипотетико-дедуктивных, конструктивных и аксиоматических теорий.
21. Объясните суть эксперимента как метода научного познания.
22. Расскажите о роли модели в модельном эксперименте. Приведите пример модельного эксперимента в вашей научной специальности.
23. Определите анализ как метод познания.
24.Определите синтез как метод исследования.
25. Назовите основные общенаучные подходы.
26. Характеристика принципа объективности в научных исследованиях.
27. Характеристика принципа сущностного анализа в научных исследованиях.
28.Характеристика принципов единства логического и исторического, концептуального и целостности в научных исследованиях.
29.Понятие и предназначение методов исследования. Взаимосвязь предмета и метода.
30.Классификация методов исследования.
31.Понятие и предназначение методов теоретического исследования, их связь с эмпирическими методами.
32. Характеристика методов теоретического исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, моделирование).
33.Основные требования к содержанию научного труда.
34.Этапы комплексного исследования.
35.Документы, определяющие содержание, направленность и методику исследовательского поиска.
Приложение В
Глоссарий: термины и определения
Абстрагирование - мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений.
Анализ - (от греч. - разложение, расчленение), процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения).
Аналогия - умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основании сходства его в определенных признаках с другим предметом. Посредством аналогии осуществляется перенос с одного предмета (модели) на другой (прототип).
Аргументы - это суждения, которые используются для доказательства. Истинность аргументов уже доказана другим путем.
Гипотеза - предположение, которое считается истинным для того, чтобы вывести из него следствия, согласные с действительными фактами или с другими проверенными положениями.
Дедукция (силлогизм) - это такая форма умозаключения, в которой из двух суждений необходимо вытекает третье, причем одно из двух данных суждений является или общеутвердительным, или общеотрицательным.
Демонстрация - это выведение тезиса из аргументов.
Диссертация - это научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты и получения ученой степени кандидата или доктора наук.
Доказательство - это выведение какого-либо суждения из других суждений, признанных истинными и очевидными. Частями доказательства является тезис, аргументы и демонстрация.
Защита - это такая форма доказательства, в которой заранее предполагается, что тезис будет оспариваться.
Измерение - есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Индукция - это заключение от частных случаев к общему правилу. Выделяют популярную индукцию и научную.
Исследовательские умения - это умение вести наблюдения, работать с первоисточниками, использовать достижения смежных наук, анализировать явления и на этой основе решать поставленную задачу, выдвигать гипотезу, разрабатывать и проводить эксперимент, обрабатывать и обобщать результаты эксперимента, обобщать материал в виде курсовой или дипломной работы.
Курсовая работа - самостоятельная учебная научно-методическая работа студентов высших учебных заведений, выполняемая в течение учебного года (курса, семестра) под руководством преподавателя по общенаучным и специальным предметам учебного плана.
Курсовой проект - самостоятельная учебная работа, выполняемая в течение учебного года (курса, семестра) студентами втузов и учащихся техникумов под руководством профессоров и преподавателей; состоят из графической части (чертежей) и расчётно-объяснительной записки.
Логика - это наука о законах правильного мышления.
Мышление- это психологический процесс опосредованного отражения существенных признаков предметов и явлений окружающего мира и их внутренних взаимосвязей. Мышление протекает в определенных формах.
Научное исследование- это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов.
Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
Опровержение - это форма мышления, направленная на доказательство ложности тезиса.
Парадокс - это рассуждение, которое одновременно доказывается истинность прямо противоположных суждений.
Понятие- это форма мышления, в которой отражены существенные признаки предметов и явлений.
Процесс абстрагирования - это совокупность операций, ведущих к получению такого результата (абстракции).
Реферат - (от лат. refero - докладываю, сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.
Синтез - (от греч. synthesis - соединение, сочетание, составление), соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.
Сравнение - это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего.
Суждение - это форма мышления, в которой осуществляется связь между понятиями. Суждение имеет три части: подлежащее - то, о чем мы высказываемся (Субъект - S), сказуемое 0 то, что мы высказывает о подлежащем (Предикат - Р), Связка (есть, не есть) связывает подлежащее со сказуемым.
Тезис - это суждение, истинность которого следует доказать.
Теория- это гипотеза, получившая достаточное основание.
Умозаключение - это форма мышления, при которой из одного или нескольких суждений выводится другое суждение. Умозаключения делятся на две группы: непосредственные и умозаключения в собственной смысле слова (дедукция, индукция и аналогия).
Фразеология - раздел языкознания, наука об устойчивых выражениях и конструкциях