Практические (лабораторные) занятия

Задание № 8. Изучение геологического строения (структурного плана) платформ (плитного комплек-с а). Понятие о структурных этажах (структурно-формационных комплексах) и этапах развития (этапы тектоге­неза) в пределах изучаемой территории.

Выполняется по учебной геологической карте № 2 или/и № 5 (листовые цветные). Провести анализ гео­логической ситуации, представленной на карте. Составить геологический разрез «в крест» простирания вы-ieленных структур и структурно-тектоническую схему рассматриваемого района. Описать структурный план составе выделенных структурных ярусов или этажей) и историю геологического развития территории, пред-С гавленной на карте.

Задание № 9. Изучение геологического строения (структурного плана) складчатых областей и под­вижных поясов. Понятие о структурных этажах (структурно-формационных комплексах) как о структурно-вещественном отражении этапности развития территории, представленной на данной карте.

Выполняется по учебной геологической карте № 18 или и № 13 (листовые цветные). Провести анализ ло­гической ситуации, представленной на карте. Составить геологический разрез по самостоятельно выбран­ному направлению и структурно-тектоническую схему рассматриваемого района. Описать структурный план • в составе выделенных структурных этажей и ярусов) и историю геологического развития территории, пред­ставленной на карте.

Задание № 10. Изучение геологического строения территорий с широким распространением магмати­ческих (интрузивных и эффузивных) образований. Понятие о структурных этажах (структурно-формационных комплексах) как о структурно-вещественном отражении этапности развития территории, представленной на карте.

Выполняется по учебной геологической карте № 23 или/и № 21 (листовые цветные). Провести анализ гео­логической ситуации, представленной на карте. Составить геологический разрез по самостоятельно выбран­ному направлению и структурно-тектоническую схему рассматриваемого района. Описать структурный план (в составе въщеиенных структурные этажей и ярусов) и историю теологического развитая территории, при­ставленной на карте.

Самостоятельная работа

Задание № 11. Представление о видах геологических карт, масштабах карт и легенде геологической и тектонической карт.

Задание № 12. Применение дистанционных методов в практике геолого-съемочных работ и в струк­турной геологии. Характеристика аэрофотоснимка и его ориентирование, привязка к карте. Получение по аэро-фотоснимкам стереомодели местности. Изучение методики использования прямых и косвенных признаков при визуальном геологическом дешифрировании. Дешифрирование на аэрофотоснимках горизонтальной, моно-

КЛИНаЛЬНОЙ, СКЛаДЧаТОЙ Структуры, разрЫВНЫХ нарушений, несогласии, интрузивных массивов и покровных

образовании. ¥лштексное иредеаршежное деш^рнро^ме ^ oxvmawAtто ?оро^отош\тт^ч^с\к^ с р?&-личным геологическим строением и различными природными условиями. Знакомство с отчетами по геологи­ческой съемке.

Раздел 4. ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ СЪЕМКА

Геологическая съемка как основной метод региональных геологических исследований и основа поисков полезных ископаемых. Общие задачи геологической съемки. Виды и масштабы геолого-съемочных работ. Го­сударственные среднемасштабные и крупномасштабные, региональные крупномасштабные съемки; групповая геологическая съемка, геологическое доизучение, глубинное геологическое картирование, объемное геологи­ческое изучение; особенности этих видов геологической съемки. Инструкция по организации и проведению геологических съемок. Общие обязательные требования к геологическим съемкам: комплексность изучения, объективность и достоверность геологических карт, детальность стратиграфического расчленения, применение аэрофотоматериалов, глубинность изучения. Виды и задачи буровых работ, горные работы. Опережающие и сопровождающие геофизические работы. Специальные геологические карты, составляемые в процессе геоло­гической съемки разных масштабов. Порядок планирования геологических съемок: государственных геологи­ческих съемок масштаба 1 : 200 ООО серии карт, региональных геологических съемок масштаба 1 : 50 ООО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленное пособие является продолжением работы авторов по совершенствованию преподнесения учебно-методических материалов студентам разного уровня подготовленности и развитию самостоятельных индивидуальных навыков работы с геологическими картографическими документами. Надеемся, что опыт активного применения этого учебного пособия в практике обучения студентов и работы сотрудников геоло­гического факультета, что и происходило с предыдущими учебно-методическими изданиями авторов, рас­ставит объективно наиболее востребованные разделы и их структурное положение в составе пособия. Это пособие - первая часть учебно-методических материалов, посвященных рассмотрению теоретического содер­жания и привитию навыков практических графических работ по структурной геологии, которую большая часть студентов-геологов осваивает на начальных этапах обучения учебной дисциплине. Здесь предпринята попытка сопровождения теста алгоритмов тех или иных построений графическими изображениями, представленными в пошаговом варианте.

Вторая часть пособия отражает общее представление по анализу геологической ситуации по картам сред­него и крупного масштаба. Правда, до настоящего времени в качестве примера рассматривается анализ участка древней платформы, а для студентов очевидно не хватает подобного же детального рассмотрения территорий складчатых областей и участков эпиплатформенного орогенеза. Вторая часть пособия в большей степени по­священа составлению курсовой работы по учебной дисциплине «Структурная геология и геологическое карти­рование», которая и представляет собой стандартное описание одной из листовых учебных карт.

Авторы надеются, что со временем увидит свет и третья часть пособия, посвященная методике и содер­жанию учебной полевой практики в пределах учебных полигонов геологического факультета. К сожалению, активное участие сотрудников кафедры исторической геологии и палеонтологии в организации и проведении полевой практики оставляет мало времени для анализа, описания и систематизации накопленного научного и учебно-методического материала. В районе г. Жирновска (Волгоградская область) полевая практика по гео­логическому картированию поводится с 1953 г., с 1954 г. здесь располагается стационарный полевой лагерь студентов СГУ.

Предложения и замечания по оформлению, содержанию и структуре пособия просим направлять по адре­су: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83. Саратовский государственный университет, геологический факультет. Кафедра исторической геологии и палеонтологии. Телефон (8-452) 50-27-09. Электронный адрес: [email protected]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Наши рекомендации