Словарь понятий обязательных для усвоения
Абстрактное понятие - понятие, в которых отражены свойства или отношения между предметами,
Аргумент - такое истинное суждение, с помощью которого доказывается тезис.
Аргументация - это качественная характеристика таких рассуждений специалиста, которые не только не вызывают у слушателей возражения, но и обязательно пробуждают глубокую уверенность в их истинности, убеждают их принять высказанные положения как свои собственные, включить их в систему имеющихся у каждого из них знаний.
Атрибутивное суждение - утверждает или отрицает наличие признака, например: «РФ многонациональное государство».
Безотносительное понятие - понятие, которое мыслится само по себе вне связи с другими понятиями: «государство», «класс», «время», «обстановка».
Видовое понятие - менее широкое по объему (подчиненное).
Дедуктивное умозаключение - такое умозаключение, в котором мысль идет от большей к меньшей общности знаний.
Демонстрация - это способ связи между тезисом и аргументами; совокупность умозаключений, необходимых для подтверждения какого-либо положения посредством несомненных, ранее обоснованных доводов; процесс доказательного рассуждения, выведения доказываемого положения из аргументов.
Доказательство - это логический прием, обосновывающий истинность какого-либо суждения с помощью других суждений, истинность которых установлена. Характерным признаком доказательства служит приведение достаточного основания для подтверждения истинного суждения.
Единичное суждение – суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается о каком-то одном отдельном предмете, имеющем собственное имя, или о классе предметов, рассматриваемых как единое целое.
Закон исключённого третьего - два вида противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными: одно из них необходимо истинно; третье суждение исключено. Закон символически выражается следующим образом: истинно или А, или не - А.
Закон непротиворечия - заключается в недопустимости, логического противоречия во всяком истинном мышлении. Он гласит, что не могут быть одновременно истинными два суждения, из которых одно утверждает нечто о предмете, а другое отрицает то же самое об этом же предмете, взятом в том же самом отношении и в то же самое время. Символически суть закона выражают следующим образом: неверно, что А и не А - одновременно истинны.
Закон тождества - каждая мысль, которая встречается в данном рассуждении, должна оставаться той же самой, т.е. должна иметь одно и то же устойчивое содержание, сколько бы раз она не повторялась. Или другими словами: каждая мысль о предмете должна оставаться тождественной, равной самой себе, неизменной в течение всего рассуждения об этом предмете. Символически данный закон изображают так: А есть А или А =А.
Индукция - это группа суждений, приемов, посредством которых от знаний отдельных фактов приходят к общим положениям, это выводное знание обо всем классе предметов в результате исследования отдельных предметов или явлений данного класса.
Истинное высказывание – такое высказывание, содержание которого соответствует действительному положению дел. Таким образом, высказывание истинно тогда и только тогда, когда описываемое в нём положение дел имеет место в действительности, в противном случае высказывание ложно.
Категорическое суждение – такое суждение, в котором выражено значение о принадлежности или отсутствии признака предмета без учета конкретных условий: S есть (не есть) Р. Например: «РФ занимает 1/6 часть суши», «атом делим».
Конкретное понятие - понятие, в котором отражен предмет.
Логика - наука о законах, формах и приемах мышления, направленного на познание объективного мира. Основная цель логики – выяснение условий достижения истинных знаний, изучение внутренней структуры мыслительного процесса, выработка логического аппарата и правильного метода познания.
Логическая форма – строение (структура) мысли, т.е. способ связи ее составных частей. В логических формах отражается не вся полнота содержания мира, существующего вне нас, а его общие структурные связи, которые необходимо воплощаются и в структуре наших мыслей. Понятия, суждения, умозаключения имеют свои специфические формы (структуры).
Логический закон – такая логическая форма высказывания, которая принимает значение «истина» при любой интерпретации параметров, входящих в ее состав.
Научная индукция - такое умозаключение, в котором на основе познания внутренней обусловленности известных признаков у части предметов делается общий вывод обо всех предметах того же класса. Это умозаключение через отбор, исключающий случайность обобщения.
Научный спор – форма познавательной деятельности, основной целью которой является выяснение истинности или ложности обсуждаемого тезиса.
Нейтрализация уловки – комплекс процедур по раскрытию содержащихся в уловках ошибок логики.
Неполная индукция - такое умозаключение, в котором общий вывод о признаках всего класса предметов делается в результате исследования лишь части предметов данного класса.
Неправильное умозаключение (критерий неправильности умозаключения) – умозаключение является неправильным, если и только если его логическая форма не гарантирует, что при истинных посылках мы обязательно получим истинное заключение, то есть существует умозаключение данной формы с истинными посылками и ложным заключением.
Несовместимые понятия - такие понятия, в содержание которых входят исключающие друг друга признаки, поэтому объёмы их не совпадают. Например, «война» и «мир», «справедливость» и «несправедливость», «бдительность» и «беспечность».
Общее суждение – суждение, в котором что-либо утверждается или отрицаются обо всем классе предметов все S есть Р; ни одно S не есть Р. Например: «все граждане РФ имеют право на свободу совести», «ни один прогрессивный человек не стремится к войне».
Объём понятия - класс (множество, совокупность) предметов, на которые оно распространяется.
Оппонент- лицо, опровергающее тезис.
Опровержение - это логический прием, обосновывающий ложность выдвинутого положения.
Отношение контрадикторности - характеризует связь между общеутвердительными и часто отрицательными, а также между частноутвердительными и общеотрицательными суждениями.
Отношение контрарности - характеризует связь между общеутвердительными и общеотрицательными суждениями. Контрарные суждения не могут быть одновременно истинными, но они могут быть одновременно ложными. Например: «все начальники производства – инженеры » (истинно), «ни один начальник производства не инженер» (ложно); но «все свидетели говорят правду» (ложно), «ни один свидетель не говорит правду» (ложно).
Отношение подконтрарности - подконтрарности характеризуют взаимосвязь частноутвердительных и частноотрицательных суждений.
Отрицательное понятие - понятие указывающее на отсутствие определенных признаков: «беспорядок», «неграмотный», «незаконный».
Отрицательное суждение - отражает отсутствие какого либо признака у предмета: S не есть Р. Например: «угроза развязывания войны ультраправыми, реакционными силами еще не перестала быть реальностью сегодняшнего дня.
Перекрещивающиеся понятия - это такие понятия, признаки которых не исключают друг друга, и поэтому их объемы могут частично совпадать. Например, «военнослужащий» и «конструктор», «рабочий» «орденоносец», «гражданин РФ» и «космонавт».
Подчиненные понятия - называются в том случае, когда содержание первого составляет часть содержания второго, а объём второго полностью входит в объём первого понятия. Например, «млекопитающее» и «кошка».
Полная индукция - такое умозаключение, в котором общий вывод делается в результате, изучения всех предметов данного рода.
Положительное понятие - понятие, которое утверждает наличие тех или иных признаков: «порядок», «грамотный», «законный».
Понятие - форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Иначе понятие можно определить как мысль, которая посредством указания на некоторый признак выделяет из универсума и обобщает в класс все предметы, обладающие этим признаком. Понятия закрепляются в определениях.
Популярная индукция - такое умозаключение, в котором, исходя из повторяемости известного признака у однородных предметов и отсутствия противоречащего случая, делается общий вывод о принадлежности этого признака всем предметам того же рода.
Правильное умозаключение (критерий правильности умозаключения) – умозаключение является правильным если и только если его логическая форма гарантирует, что при истинности посылок мы обязательно получим истинное заключение, то есть не существует умозаключения данной формы с истинными посылками и ложным заключением.
Предикат - понятие о свойствах и отношениях, наличие которых утверждают или отрицают в суждении.
Пропонент – лицо, выдвигающее тезис.
Противоположные понятия - такие понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает и замещает иными, несовместимыми признаками.
Противоречащие понятия - называют понятия, у которых содержание одного отрицает содержание другого, не утверждая каких либо признаков.
Разделительное суждение – такое суждение, в котором утверждение или отрицание признака того или иного предмета носит альтернативный характер: S есть или Р, или P1 или Р2.
Рационализация спора – комплекс процедур, направленных на повышение эффективности спора и улучшения психологического климата.
Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление – осуществляемый в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, суждений и т.п.).
Родовое понятие - более широкое по объему понятие (подчиняющее).
Совместимые понятия - такие понятия, в которых допускается возможность полного или частичного совпадения их объёмов. Например, «Москва» и «столица РФ», «офицер» и «командир части», «факультет» и «университет».
Содержание понятия - совокупность существенных признаков, которые мыслятся в данном предмете.
Соотносительное понятие - понятие, котороемыслится только в связи с другими понятиями: «начальник («подчиненные»), «родители» («дети»), «производительные силы» («производственные отношения»), «причина» («следствие»), «наступление» («оборона») и т.д.
Соподчиненные понятия - понятия называются в том случае, когда, будучи близкими, друг другу по содержанию, они подчинены более общему родовому понятию.
Спор – диалектическая форма аргументации.
Субъект - понятие о предмете мысли.
Суждение - форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком.
Суждение отношения - утверждает или отрицает наличие определенных отношений.
Суждение существования - утверждает или отрицает факт наличия предметов.
Тезис - это суждение, истинность которого требуется доказать.
Традуктивное умозаключение - движение мысли от общности одних свойств и отношений, у сравниваемых предметов или процессов, к общности других свойств и отношений. В умозаключении по аналогии вывод строится по принципу: предметы, сходные в нескольких свойствах, сходны и в данном свойстве.
Уловка – возможные сознательные отступления от нормальных принципов научно-рационального ведения спора.
Умозаключение - это форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.
Условное суждение – такое суждение, в котором наличие или отсутствие признака выражено в зависимости от конкретных условий. Это сложное суждение, состоящее из нескольких субъектов и предикатов, связанных логическим союзом «если ... то». При этом одно из суждений является логическим основанием, а другое - логическим следствием. Формула суждения выглядит следующим образом: «если S есть Р, то S1 есть Р1».
Утвердительное суждение - отражает наличие какого-либо признака у предмета: S есть Р. Например: «Мир находится в непрерывном движении».
Частное суждение – суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается о части предметов данного класса: некоторые S есть (не есть) Р.
Чувственное познание - осуществляется посредством органов чувств – зрения, слуха, осязания и др. в трех взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления.
Язык – знаковая система, предназначенная для фиксации, хранения, переработки и передачи информации.
Приложение
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Воронежский государственный технический университет
Кафедра философии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Логика и теория аргументации»
На тему: НАЗВАНИЕ ТЕМЫ
Выполнил: студент группы Ф.И.О. курс, группа |
Проверил: звание Ф.И.О. преподавателя |
Воронеж 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации к самостоятельной работе ……………………………………………………. | |
Требования к содержанию и оформлению контрольной работы ……………………………………. | |
Формы и содержание самостоятельной работы …... | |
Программа-содержание курса ……………………… | |
Раздел 1. Предмет и основные понятия логики как науки……………………………………………….. | |
Тема 1. Логика, мышление, язык …………………... | |
Тема 2. Понятие о логической форме и логическом законе ……………………………………………………. | |
Тема 3. История логики. Значение логики как науки ……………………………………………………... | |
Тема 4. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение ……………………………… | |
Раздел 2. Логические основы аргументации …... | |
Тема 5. Понятие аргументации …………………….. | |
Тема 6. Спор и дискуссия как разновидности аргументации ……………………………………………. | |
Тема 7. Уловки споров и способы их нейтрализации …………………………………………... | |
Вопросы для зачета …………………………………. | |
Словарь понятий обязательных для усвоения …….. | |
Приложение …………………………………………. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
и планы семинарских занятий по курсу
«Логика и теория аргументации»
для студентов специальности
030602 «Связи с общественностью»
заочной формы обучения
Составители: Белоглазова Людмила Алексеевна
В авторской редакции
Компьютерный набор Л.А. Белоглазовой
Подписано в печать 08.12.2010.
Формат 60х84/16. Бумага для множительных аппаратов.
Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. . Тираж экз. «С»
Зак. №
ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет»
394026 Воронеж, Московский просп., 14
ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет»
Кафедра философии
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
и планы семинарских занятий по курсу
«Логика и теория аргументации»
для студентов специальности
030602 «Связи с общественностью»
заочной формы обучения
Воронеж 2010
Составитель: канд. филос. наук Л.А. Белоглазова
ББК 87.3 (07)
Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу «Логика и теория аргументации» для студентов специальности 030602 «Связи с общественностью» заочной формы обучения / ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет»; сост. Л.А. Белоглазова. Воронеж, 2010. 47 с.
Методические рекомендации и планы семинарских занятий составлены в соответствии с требованиями Государственных стандартов с учетом профиля вуза. В состав включены контрольные вопросы и задачи по каждой теме, что позволяет поэтапно осуществлять контроль и самоконтроль студентов.
Предназначены для студентов третьего курса.
Библиогр.: 30 назв.
Рецензент канд. филос. наук, доц. О.В. Пастушкова
Ответственный за выпуск зав. кафедрой д-р филос. наук, проф. Л. Я. Курочкина
Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета
Ó ГОУВПО «Воронежский
государственный технический
университет», 2010