Ситуационные задачи по теме. При осмотре девочки 2 мес

Задача №1

При осмотре девочки 2 мес. возраста измерены подкожно-жировые складки: на щеках 1 см., на животе 0,5 см., под ключицей 0,5 см., под лопаткой 0,5 см., по задней поверхности плеча 0,3 см., на внутренней поверхности бедра 2 см. Оцените степень развития подкожно-жировой клетчатки.

Ответ: подкожно-жировая клетчатка развита недостаточно.

Задача №2

При осмотре мальчика 8-летнего возраста измерены подкожно-жировые складки: над бицепсом 1 см., над трицепсом 1 см., над остью подвздошной кости 2 см., над лопаткой 1,5 см. Оцените степень развития подкожно-жировой клетчатки.

Ответ: подкожно-жировая клетчатка развита достаточно (в пределах нормы).

Задача №3

Мальчику 10 лет необходимо провести пробу на скрытые отеки, объясните, как ее сделать и оценить.

Ответ: скрытые отеки можно заподозрить при снижении диуреза, ежедневной большой прибавке веса и определить с помощью пробы Мак-Клюра_Олдрича. Для проведения этой пробы внутрикожно вводят 0,2 мл изотонического р-ра натрия хлорида и отмечают время рассасывания образовавшегося волдыря. В норме у детей старше 5 лет он рассасывается за 40-60 мин. При наличии скрытых отеков время рассасывая увеличивается.

Задача №4

Больной 5 лет по поводу ангины получал амоксициллин и аспирин. Внезапно после приема лекарств появилось жжение вокруг рта и отек верхней губы. К концу дня отек распространился на все лицо, веки, и была вызвана «скорая помощь».

1. Как называется данный отек.

2. Его причина.

3. Неотложная помощь. Тактика.

Ответ: отек Квинке. Его природа аллергическая. Возможна смерть от гипоксии мозга. Резкий выброс гистамина в кровь, отек гортани происходит вследствие гипоксии.

Неотложная помощь:

1. 0,4% р-р дексаметазона (в 1 мл.- 4 мг.) либо 3% р-р преднизолона 5-10 мг/кг. (в 1 мл.- 30 мг.) в/в;.

2. В/в 2% р-р супрастина 0,5-1,0-2,0 мл.

3. При бронхоспазме ингаляции ГКС и β2 адреномиметиков (беротек, беродуал) 1-2 дозы, кислородотерапия.

4. Готовность к коникотомии и ИВЛ.

5. Орошение слизистой оболочки гортани 0,1% р-ром адреналина гидрохлорида 0,3-0,5 мл. на 10мл. 0,9% натрия хлорида.

6. Н-ка валерианы per os 1 капля на год жизни.

Тактика: Транспортировка в детское отделение на носилках, оксигенотерапия.

Задача №5.

Новорожденной девочке была ошибочно перелита кровь несовместимая по резус-принадлежности. Через 30 минут после переливания появилось беспокойство, сучит ножками. Через 1 час больная выделила 10 мл черной мочи, снизилось АД, частый малый пульс (182 в минуту). Лицо вначале покраснело, затем побледнело.

1. Как называется это осложнение?

2. Каков патогенетический механизм этого осложнения?

3. Как подтвердить диагноз?

Ответ:

1.Острый внутрисосудистый гемолиз.

2. В патогенезе посттрансфузионных осложнений, вызванных несовме­стимостью крови донора и реципиента по системе АВО, ведущую роль играет разрушение (гемолиз) донорских эритроцитов антитела­ми, в результате чего в крови реципиента происходит накопление свободного гемоглобина, биогенных аминов, тромбопластина и дру­гих биологически активных веществ. Клинически наблюдаются нарушения гемодинамики и поражение почек по типу острой циркуляторной нефропатии. Наи­большей нефротоксичностью обладает свободный гемоглобин, кото­рый в почечных канальцах превращается в солянокислый гематин. Он накапливается в почечных канальцах вместе с остатками разру­шенных эритроцитов. Это часто сочетается со спазмом почечных сосудов. В результате происходит снижение почечного кровотока и клубочковой фильтрации, что наряду с некробиотическими изменениями эпителия канальцев является причиной олигоанурии. В патогенезе поражения легких, печени, эндокринных желез и других внутренних органов первостепенная роль принадлежит ДВС-синдрому. Пусковым моментом его развития является массивное поступление в кровоток тромбопластина из разрушенных эритроци­тов (кровяного тромбопластина).

3.Анализ крови и мочи на свободный гемоглобин, билирубин, анализ крови с ретикулоцитами и перепроверить группу крови и резус – принадлежность.

8. Рекомендуемая литература:

- обязательная:

1. Пропедевтика детских болезней/ под ред. Н.А. Геппе.– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

- дополнительная:

1. Запруднов А.М. Общий уход за детьми: учебное пособие/ А.М. Запруднов, К.И. Григорьев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

2. Галактионова М.Ю. Клинический осмотр ребенка. Схема написания истории болезни по программе «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка»: учебное пособие для самостоятельной работы студ. 3-4 курсов по спец. 060103 – Педиатрия / М.Ю. Галактионова, И.Н. Чистякова, Л.И. Позднякова.- Красноярск: КрасГМУ, 2010.

3. Непосредственное обследование ребенка / под ред. В.В. Юрьева.- СПб.: Питер, 2008.

4. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. А.С. Калмыковой.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

5. Рост и развитие ребенка / авт. текста В.В. Юрьев, А.С. Симаходский, Н.Н. Воронович, М.М. Хомич.- СПб.: Питер, 2008.

6. Руководство по практическим умениям педиатра / под ред. В.О. Быкова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

7. Уход за здоровым и больным ребенком: учебное пособие / под ред. В.В. Юрьева, Н.Н. Воронович.- СПб.: СпецЛит, 2009.

8. Уход в педиатрии / П.Г. Кюль, Д. Зипманн и др. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

- электронные ресурсы:

1. ИБС КрасГМУ

2. БД МедАрт

3. ЭБС Консультант студента

4. БД Ebsco

Наши рекомендации