Гигиеническая характеристика школьной мебели

Существенную часть общей школьной нагрузки детей состав­ляет статическое напряжение, которое возникает в результате вынужденного неподвижного положения тела на протяжении большей части урока. Длительное статическое напряжение яв­ляется одним из факторов, способствующих более быстрому утомлению во время учебных занятий. Это прежде всего отно­сится к учащимся младших классов в связи с перечисленными выше особенностями ЦНС и несовершенством костно-мышечного аппарата детей. Уменьшение статического напряжения во вре­мя сидения за партой может быть достигнуто за счет сохранения правильной рабочей позы, которая, в свою очередь, зависит от соответствующего подбора школьной мебели.

Главный показатель, используемый при подборе мебели - рост учащихся. В связи с введением кабинетной системы обучения были приняты ГОСТы "Столы ученические" и "Стулья ученические", согласно которым школьная мебель распределялась на 5 групп в зависимости от роста учащихся (с интервалом 15 см) и имела буквенное обозначение (от А до Д).

Таблица

Размеры ученической мебели для детей школьного возраста

Номер рост учащихся основные параметры цвет маркировки

(мм) ученической мебели

высота рабочей высота сидения

плоскости (мм)

стола (мм)

1 1000-1150 460 260 оранжевый

2 1150-1300 520 300 фиолетовый

3 1300-1450 580 340 жёлтый

4 1450-1600 640 380 красный

5 1600-1750 700 420 зелёный

6 Гигиеническая характеристика школьной мебели - student2.ru Выше 1750 760 460 голубой

Гигиеническая характеристика школьной мебели - student2.ru Группы мебели имеют фабричную маркировку: цифровое обо­значение и соответствующее цветовое обозначение. Эту марки­ровку (табл.) наносят на нижнюю поверхность крышки стола и сиденья стула. Номер стола или стула стоит в числителе, а рост детей, для которых предназначена данная мебель - в знаменате­ле дроби. Например,

___3__

130-145

Кроме того, с обеих внешних сторон стола наносят дополни­тельную цветовую маркировку в виде круга диаметром 15-20 мм или прямоугольника.

Несоответствие мебели росту детей, изменение взаимоотно­шений между столом и стулом могут привести к неравномерной нагрузке и неодновременному утомлению различных мышечных групп, вследствие чего возникает мышечная асимметрия, кото­рая является одной из причин различного рода нарушений осан­ки. Неправильная посадка вызывает более быстрое утомление учащихся, понижение внимания и работоспособности. Кроме того, она является одним из ведущих факторов, способствующих раз­витию близорукости в результате несоблюдения оптимального расстояния от книги до глаз.

Правильной считается такая посадка, когда школьник сидит прямо с легким наклоном вперед. Тетрадь или книга находится на расстоянии 25-35 см от глаз. Между грудью и столом свободно проходит кисть руки. Спина опирается на спинку стула или ска­мьи на уровне поясницы. Ноги согнуты в тазобедренном и ко­ленном суставах под прямым или тупым углом и опираются всей ступней о подставку или пол.

Обе руки свободно лежат на столе, плечи находятся на одной высоте, параллельно краю стола.

При правильной посадке органы грудной и брюшной полости не стеснены, дыхание свободное. Нагрузка на костно-мышечный аппарат минимальная, зрение не напряжено (рис.).

Правильная посадка возможна при соответствии мебели рос­ту и размерам тела ребенка. Высота сидения должна соответст­вовать длине голени вместе со стопой с добавлением 1,5-2 см на высоту каблука. Рельеф сидения должен соответствовать фор­ме бедра и ягодиц, сиденье должно иметь небольшой наклон назад. При такой форме сиденья учащийся не соскальзывает впе­ред. Глубина (передне-задний размер) сиденья должен равнять­ся приблизительно 3/4 длины бедра. При меньшей глубине си­денья уменьшается площадь опоры, и посадка учащегося стано­вится менее устойчивой и более утомительной. При глубине си­денья более 3/4 бедра край сиденья сдавливает сосудисто-нерв­ный пучок в подколенной ямке.

Рис.
Гигиеническая характеристика школьной мебели - student2.ru

Правильная посадка школьников обеспечивается также ра­циональным устройством стола и определенным соотношением между столом и сиденьем. Крышка стола состоит из горизонталь­ной и наклонной частей. Наклонное положение крышки стола об­легчает также аккомодационную работу глаз при письме и чте­нии, так как при этом расстояние между глазом и любой строкой книги почти одинаково, и степень аккомодации глаз при чтении постоянная. Соотношение между столом и сиденьем определя­ется дистанциями спинки и сидения, а также дифференцией.

Дистанция спинки - расстояние по горизонтали от края сто­ла, обращенного к ученику, до спинки сиденья. Эта величина должна быть на 3-5 см больше передне-заднего размера тулови­ща. При большей дистанции создается возможность для излиш­него наклона туловища, при меньшей величине дистанции ребе­нок зажат между краем стола и спинкой стула, в результате чего затрудняется экскурсия грудной клетки.

Дистанция сиденья - расстояние от переднего края сиденья до вертикальной линии, опущенной от края стола, обращенного к ученику. Дистанция сиденья может быть отрицательной, поло­жительной и нулевой. При отрицательной дистанции край стола заходит за край скамьи на 3-5 см, при нулевой дистанции края стола и стула расположены на одной вертикали. При положитель­ной дистанции - вертикальная линия проходит впереди края ска­мьи. Положительная дистанция необходима учащемуся при от­вете с места, при усаживании за парту и при выходе из-за неё. Она создается наличием откидной крышки или при отодвигании стула. При письме и чтении наиболее благоприятна отрицатель­ная дистанция.

Дифференция - расстояние по вертикали от поверхности сто­ла до плоскости сиденья.

Различают нормальную, большую и малую дифференцию.

Так, при низком столе и высоком стуле (малая дифференция ученик вынужден сильно наклоняться вперед и опираться настол, что приводит к сдавливанию органов грудной клетки у брюшной полости. Правое плечо опускается, что способствуй появлению левостороннего сколиоза.

При высоком столе и низком стуле создается большая диф­ференция, которая также приводит к неправильной посадке уча­щихся - правое плечо поднято, мышцы плечевого пояса напря­жены, что способствует образованию правостороннего сколиоза.

Для определения высоты стола и сидения для учащегося сле­дует руководствоваться данными таблицы.

К началу учебного года медицинский персонал школы совмест­но с классным руководителем должен позаботиться об укомплек­товании каждого класса соответствующей мебелью. Практика по­казывает, что для этого необходимо иметь в каждом классе сто­лы или парты различных размеров. Двухместные парты расстав­ляются в классе в 3 ряда, одноместные - в 5 рядов. Впереди ста­вят столы или парты меньших размеров, дальше от доски - боль­ших размеров. Проход между рядами столов или парт должен составлять 0,7 м, а расстояние от стен до крайних рядов от 0,5 до 0,6м.

Контроль за правильностью рассаживания детей должен осу­ществляться медицинским персоналом школы. При рассажива­нии следует обратить особое внимание на детей с нарушенным здоровьем. Дети с пониженным зрением должны сидеть за пе­редними партами или столами, стоящими у окна. Школьников с пониженным слухом также нужно рассаживать на передние парты, ближе к стене (явление резонанса). Учащихся, страдаю­щих ревматизмом и склонных к простудным заболеваниям, не рекомендуется сажать за парты и столы, расположенные у на­ружной стены класса. Школьников размещают за партами или столами в строгом соответствии с их ростом. В целях профилак­тики нарушений осанки и развития косоглазия рекомендуется два-три раза в год менять местами учащихся, сидящих в край­нем левом и правом рядах, соблюдая соответствие их росту но­мера парты.

Оценка школьного расписания.Гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе должны обязательно учитывать динамику изменения работоспособности и физиологических функций учащихся на протяжении учебного дня и недели. Основная задача рациональ­ной организации учебных занятий заключается в том, чтобы, ис­пользуя сочетания разнообразных видов деятельности, обеспе­чить сохранение работоспособности учащихся к концу занятий на довольно высоком уровне.

В составлении школьного расписания необходимо учитывать трудность предметов и преобладание статического или динами­ческого компонентов во время занятий. Динамический компонент преобладает на уроках физкультуры, труда, производственной практики и пения. Это наименее утомительные уроки, и они, при правильной организации занятий, снимают утомление, возник­шее на предшествующих занятиях. В качестве одного из возмож­ных способов оценки можно использовать ранговую шкалу труд­ности, предложенную И.Г.Сивковым (табл.).

Таблица. Ранговая шкала трудности уроков по И.Г.Сивкову.
Предмет трудности Оценка(в баллах)
Математика, русский язык (для нац. школ)
Иностранный язык
Физика, химия
История
Родной язык, литература
Естествознание, география
Физкультура
Труд
Черчение
Рисование
Пение

Наиболее трудные предметы следует включать в расписание для начальных классов первыми и вторыми, а в средних и стар­ших классах - вторыми или третьими уроками, т.е. вводить их в период наиболее высокой работоспособности учащихся. Не ре­комендуется сочетание двух или трех трудных уроков подряд (например: физика, математика, иностранный язык); лучше че­редовать их с менее трудными предметами (например: история, математика, география). Рационально чередование предметов естественно-математического и гуманитарного направлений с уроками физкультуры, труда, пения и рисования, что даёт уча­щимся возможность переключаться с умственной деятельности на физическую. Такое переключение служит активным отдыхом и обеспечивает высокую работоспособность как в течение учеб­ного дня, так и в течение всей учебной недели.

В последние годы осуществлен переход большого числа школ на 5-дневную неделю. Два выходных дня обеспечивают более бла­гоприятные условия для динамики работоспособности детей, т.к. исключается один из дней с пониженной работоспособностью (суббота), более продолжительный отдых дает также возмож­ность активно использовать их для занятий физкультурой и спортом. Однако гигиенисты считают, что недопустимо сокраще­ние учебной недели за счет увеличения ежедневной нагрузки, т.е. продолжительность занятий в оставшиеся учебные дни не должна увеличиваться. Кроме того, в связи с большим периодом врабатываемости после двух выходных дней в расписании необ­ходимо предусмотреть облегчение занятий в понедельник.

Задание 1.

Дать оценку школьного расписания (по ранговой шкале трудности) в соответствии с динамикой дневной и недельной работоспособности учащихся.

Расписание 11 « Г » класса (средняя школа № 2 г.Ханты-Мансийска)

понедельник вторник среда четверг пятница суббота
Физика Физика Астрономия Экология Обществозн. Обществозн. Химия Химия Лит-ра Лит-ра Физ-ра Физ-ра Ист. ХМАО ОБЖ Информат. Информат. Алгебра Алгебра Геометрия Геометрия English English Ист.зар.ст. Ист.зар.ст Физика Физика Алгебра Биология Русский Лит-ра Алгебра Алгебра Автодело Автодело

Расписание 10 «Б» класса (средняя школа № 2 г.Ханты-Мансийска)

понедельник вторник среда четверг пятница суббота
Физика Физика English English История История Литература Литература Геометрия Геометрия Биология Биология Физ-ра Физ-ра English English МХК Химия Культ.речи Лит-ра Лит-ра Химия Физика Информат.     Лит-ра Лит-ра Алгебра Алгебра История История ОБЖ ОБЖ География География  

Расписание 6 «Б» класса (гимназии № 21 г. Тюмени)

понедельник вторник среда четверг пятница суббота
-------------- нем./ франц. География Математика Физ-ра Еnglish Русский Математика Биология English English История Русский Литература Физ-ра География Математика   Русский Музыка Еnglish Нем./фран. Лит-ра Биология ------------ Русский Матем. Физика История Еnglish Еnglish Матем. ИЗО Русский

Расписание 3 «А» класса (средней школы № 4 г. Тобольска)

понедельник вторник среда четверг пятница суббота
Математика Русский Физкультура English Русский Чтение Музыка Математика Русский Физкультура Чтение Математика Риторика Математика Чтение Русский Информат. Матем. English Окр.мир Труд Физ-ра ИЗО Труд Клас. час  

Расписание 9 класса (средняя школа № 40 г.Тюмени)

понедельник вторник среда четверг пятница
Труд Труд Биология Биология Литература Литература История Обществознание География География Алгебра Алгебра Иностранный яз. Физкультура Физкультура Черчение ОБЖ Геометрия Геометрия -----------Физика Физика Ин. язык Русский Русский Литература -------- История История Физкультура Химия Химия Алгебра

Задание 2.

При обследовании 7 «А» средней школы обнаружено: в классе 32 человека размещены во время урока за 16 столами одного размера, высота заднего края крышки стола над полом 66 см. высота сиденьев стульев – 40см.

Ваше заключение и рекомендации о правильности подбора мебели в классе.

Задание 3.

При обследовании 3-его класса установлено, что для занятий парты следующих размеров по группам: А (1)-15%, Б (2)-35%, В (3)-50% .

При этом столы парт окрашены в молочно-белый цвет с лаковым покрытием, сиденья в серо-голубой цвет. Расстановка парт: первые парты во всех рядах группы А, затем Б и В. Между рядами парт и стен соблюдаются установленные расстояния.

Ваше заключение о правильности оборудования в классе.

Задание 4.

После проведения мед. осмотра учащихся в 6-ом классе выявлены дети со снижением остроты слуха (разговорная речь от 3 до 7м.:, шепотная речь от 1 до 2м., при росте 138 и 146 см) – 2 чел.. Со снижением остроты зрения 3 человек, их рост 161, 165, 148 см. В классе парты расставлены:

Б (2) – 10% - первые парты во всех рядах

В (3) – 70% - 2,3,4.

Г (4) – 20% - 5,6.

Ваше решение о расстановке парт и рассаживании детей в классе. Изобразите схемой.

Задание 5.

Во втором классе 26 учащихся. Данные обследования:

Рост в см Число учащ-ся С ослаб - ленным слухом С ослаб - ленным зрением Имеется корректировка зрения Частые простудные заболевания
128-130    
130-145
     

Проведите подбор и расстановку мебели (парт) в классе с учетом приведенных данных.

Тестовый контроль по теме

1. Биологический ритм – это

А.) чередования умственной и физической деятельности

Б.) смена дня и ночи

В.) колебания функциональных систем организма

Г.) часы суток, совпадающие с оптимальным функциональным состоянием организма

2. Суточный режим – это

А.) чередование сна и бодрствования

Б.) распределение времени на разные виды деятельности (познавательной, учебной, трудовой) и приемы пищи

В.) длительность, организация и распределение в течении суток всех видов деятельности и отдыха

Наши рекомендации