Тема 8. Работа над имплицитно представленной текстовой информацией
Задание 1. Прочитайте параграф 2.4. монографии Е.С. Богдановой «Свойства художественного текста как основа методики обучения старших школьников текстовой деятельности» и ответьте на вопросы
1) Каковы основные причины неоднозначности интерпретаций художественного текста?
_________________________________________________________________
2) Что такое подтекст?
__________________________
3) Какие термины синонимичны понятию «подтекст»?
____________________________________________________
4) Укажите виды информации в тексте (По И.Р. Гальперину) и кратко охарактеризуйте каждый.
_________________________________________________________________
5) Укажите виды подтекста, которые выделяют разные учёные
_______________________________________
6) Разграничиваются ли понятия подтекст, импликация, имплицитность, пресуппозиция?
_________________________________________________________________
7) Каковы условия понимания подтекста?
_________________________________________________________________
Задание 2. Прочитайте статью Лекманова О.А. О возможности биографического подтекста сонета О.Э Мандельштама «Казино» (1912 г.) / Новый филологический вестник. – 2009. – № 3 (10). – С. 26 – 30. Опишите, как автор доказывает наличие биографического подтекста в исследуемом стихотворении О.Э. Мандельштама.
_________________________________________________________________
Рис. 1. Рис. 2
Рис. 3
Рис. 1. Николай Николаевич Сапунов
Рис. 2. Натюрморт Н.Н. Сапунова «Вазы и цветы на розовом фоне»
Рис. 3. Териоки. Курорт «Казино»
_________________________________________________________________
Задание 3. Прочитайте параграф 3.4 данной монографии. Ответьте на вопросы.
1) Что должны знать и что уметь школьники, чтобы интерпретировать имплицитно представленную информацию?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2) Какие приёмы и методы автор предлагает использовать для анализа подтекстовых смыслов при работе над стихотворением М.И. Цветаевой «Генералам двенадцатого года»?
____________________________________________________
_____________
____________________________________________________
_____________
Задание 4. Перечислите приемы и методы работы над имплицитно представленной информацией, которые можно использовать при анализе стихотворения М.И. Цветаевой «Бабушке». Не забудьте о затекстовой информации! Привлеките наглядный материал.
«Бабушке» Марина Цветаева
Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.
Темный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей — сколько? —
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
— Бабушка! — Этот жестокий мятеж
В сердце моем — не от вас ли?..
____________________________________________________
_____________
____________________________________________________
_____________
Задание 5. Разработайте конспект урока, цель которого – познакомить учащихся с понятием «подтекст» на примере анализа стихотворения-песни В.С. Высоцкого «Затяжной прыжок»
Хорошо, что за ревом не слышалось звука,
Что с позором своим был один на один:
Я замешкался возле открытого люка -
И забыл пристегнуть карабин.
Мой инструктор помог, и коленом пинок -
Перейти этой слабости грань:
За обычное наше: "Смелее, сынок!"
Принял я его сонную брань.
И оборвали крик мой,
И обожгли мне щеки
Холодной острой бритвой
Восходящие потоки.
И звук обратно в печень мне
Вогнали вновь на вдохе
Веселые, беспечные
Воздушные потоки.
Я попал к ним в умелые, цепкие руки:
Мнут, швыряют меня - что хотят, то творят!
И с готовностью я сумасшедшие трюки
Выполняю шутя - все подряд.
Есть ли в этом паденьи какой-то резон -
Я узнаю потом, а пока -
То ввалился в лицо мне земной горизонт,
То шарахались вниз облака.
И обрывали крик мой,
И выбривали щеки
Холодной острой бритвой
Восходящие потоки.
И кровь вгоняли в печень мне,
Упруги и жестоки,
Невидимые, встречные
Воздушные потоки.
Но рванул я кольцо на одном вдохновеньи,
Как рубаху от ворота или чеку.
Это было в случайном свободном паденьи
Восемнадцать недолгих секунд.
А теперь - некрасив я, горбат с двух сторон,
В каждом горбе - спасительный шелк.
Я на цель устремлен и влюблен, и влюблен
В затяжной, неслучайный прыжок!
И обрывают крик мой,
И выбривают щеки
Холодной острой бритвой
Восходящие потоки.
И проникают в печень мне
На выдохе и вдохе
Бездушные и вечные
Воздушные потоки.
Беспримерный прыжок из глубин стратосферы -
По сигналу "Пошел!" я шагнул в никуда.
За невидимой тенью безликой химеры,
За свободным паденьем - айда!
Я пробьюсь сквозь воздушную ватную тьму,
Хоть условья паденья не те.
Но и падать свободно нельзя - потому,
Что мы падаем не в пустоте.
И обрывают крик мой,
И выбривают щеки
Холодной острой бритвой
Восходящие потоки.
На мне мешки заплечные,
Встречаю - руки в боки -
Прямые, безупречные
Воздушные потоки.
Ветер в уши сочится и шепчет скабрезно:
"Не тяни за кольцо - скоро легкость придет..."
До земли триста метров - сейчас будет поздно!
Ветер врет, обязательно врет!
Стропы рвут меня вверх, выстрел купола - стоп!
И как не было этих минут.
Нет свободных падений с высот, но зато
Есть свобода раскрыть парашют.
Мне охлаждают щеки
И открывают веки -
Исполнены потоки
Забот о человеке.
Глазею ввысь печально я -
Там звезды одиноки -
И пью горизонтальные
Воздушные потоки.
____________________________________________________
_____________
____________________________________________________
_____________
____________________________________________________
_____________
____________________________________________________
_____________
____________________________________________________
_____________
____________________________________________________
_____________